КМЖД 2.01 Ручная дрезина

Дачная Кратовская Микроколейная железная дорога (колея 320мм), Московская обл, Раменский р-н.

Авторы – Глеб и Антон Несютины.

Всем читателям доброго дня. 2 года не было вестей про нашу жд, однако она жива и постепенно развивается. Строим мы вместе с сыном Глебом и в этом посте он уступил мне честь рассказать про главную постройку сезона 2023 – ручную дрезину.

Просматривая статью про виды дрезин,  решили остановиться на чем-то таком:

Хотелось сделать велосипедный привод, который крутится руками. Посадка у зарубежных строителей была сидячая, решили что нам это тоже подойдет. Также мы положили глаз на дрезину Мушку,  понравилась простота конструкции рамы и амортизация.

Дрезина началась с колес. С ними помог уважаемый админ Михайло Орехов. Согласовали размеры, отправили токарю, запланировали мини-отпуск в Санкт-Петербург. Тепло пообщались с дядей Мишей, получили заряд мотивации, об этом был отдельный лайв:

Сваркой я тогда не владел, поэтому сразу исполнять в железе было страшно. Решили сделать деревянный прототип, чтобы при случае быстро поправить.

Приварил колеса к оси, купил хомуты глушителя, подшипники. Глеб сделал деревянную раму для быстрого теста. Кривые у нас 4м, колесная база 90мм проходила их хорошо:

Дальше встала задача — как посадить на ось большую звезду, которую будут крутить руками. Снова помог дядя Миша, поделился эскизом деталей. Их мы уже заказали у местного токаря. Тогда я смутно представлял, как потом к ним будут крепиться ручки и потом это вылилось в проблему. Идея была в том, что эти валы с двух сторон зажимают большую звездочку. Конструкция скрепляется двумя винтами:

Токарь работу выполнил неточно и отверстия сделал не параллельными. Пришлось их рассверливать и не использовать резьбу в них, а гайку:

Конструкция узла в сборе:

Закрепили узел на черновых деревянных стойках, поставили натяжной ролик на шпильке. С деревом работалось легко и бодро:

Испытания проводили без ручки, рукой прокручивая цепь. Тележка ехала легко.

Перешли к вопросу крепления ручки и вдруг я понял, что это нужно было учитывать при заказе валов для большой шестерни. Например, сделать их длиннее, чтобы ручка была не вплотную к корпусу. Перетачивать не стали, думаю, сделаем это в следующем сезоне. Решили делать ручки неотделимыми от вала большой шестерни.

Из частей старых ворот собрали ручку: полоса, арматура, труба. Привариваем к валу:

Обе ручки готовы к сборке:

Тестируем конструкцию с сидячей посадкой. Наш сложный участок — две кривые + подъем -проходит хорошо. Но посадка оказалась неудобная — приходится раскорячивать ноги, чтобы ручки не задевали их:

Попробовали уменьшить рычаг, переварив ручки ближе к центру. Сдвинули буквально на 5 см и трудный участок уже проходился с огромным усилием. Укоротили часть, где держит рука — все равно по ногам бьет. Сидеть неудобно, сдвинуть ручки не можем, что делать?

И тут вышел пост Михаила Колесникова  с ПЗ УЖД про ручную дрезину. Ну конечно, водитель должен стоять! В голове так прочно сидели зарубежные картинки скрюченных людей, что мы о таком варианте не подумали. Кто знает ответ, почему они так любят лежачие и сидячие посадки, это обусловлено размером колеи?

Дальше — покупка металла, и начало сварных работ. Систему амортизации сделали по аналогии с Мушкой. Платформа готова, испытания на местности прошла:

Дальше ставлю уголки, к ним варю 4 столба 40х40:

Снова испытания:

Подсматриваем у Михаила Колесникова полукруглую макушку механизма. Глеб гнет полосу в тисках:

Привариваем, красим

Настил делаем из 4х досок, удачно подошедших по ширине платформы, позже пропитаем их Акватексом в 2 слоя:

Дальше встал вопрос, чем обшить колонну и как поступить с верхушкой. Для обшивки купили металл 1мм толщиной. Верх не хотелось закрывать наглухо, а оставить возможность доступа к узлу с шестеренкой. Придумался съемный колпак:

По картонной выкройке размечаем металл:

Сложность была в том, что колпак с одной стороны, должен был надеваться, а с другой, ручка была почти вплотную к корпусу, так что грозила чиркать по колпаку при вращении.

Дальше — испытание для неопытного сварщика (меня). Вроде все получилось: чехол надевается, ручка не чиркает:

Глеб красит дрезину:

Наконец, успешная обкатка:

Испытание на трудном участке со сцепленной тележкой и пассажиром — в сумме все ~150кг. Водитель вспотел, но заехал:

По стоимости все вместе обошлось в 33.5 тыс руб.:

  • Колеса, оси, проставки – 14 500р
  • Звездочки 2 малые 1 большая- 1 500р
  • Токарь 2 вала – 2 000р
  • Цепь грм 4шт – 4 000р
  • Натяжитель ролика – 600р
  • Хомуты, подшипники – 2 800р
  • Железо лист обшивка – 3 500р
  • Железо профиль – 1 500р
  • Саморезы, винты, шпилька – 700р
  • Доски настил – 400р
  • Пропитка досок – 500р
  • Краска 3в1 желтый, черный – 1 612р

Характеристики

Колеса по катанию 135мм, по реборде 165мм, толщина 50мм

Колесная база: 90мм

Платформа 60х130мм.

Вес дрезины — 60кг.

 

Сердечно благодарим Михаила Колесникова за идеи красивой велодрезины и Михайло Орехова за большую помощь в этом проекте!

Сил/времени/бюджета на увеличение пути в этом сезоне не осталось, эти работы переносим на сезон 2024.

 

3 комментария к “КМЖД 2.01 Ручная дрезина”

  1. Ооо, на одну дрезину-англичанку в России стало больше)))
    Пэндоssы ваяют сидячие дрезины в силу своих нано-колей и климата, у них банально тепло и сухо. Свою первую дрезину я делал сидячей и в итоге езжу на ней пару раз в год, когда седло достаточно просохнет под крышею. Иначе жопа стабильно мокрая.
    По стоимости да — половина дрезины, как не две трети даже — это колпары с подвескою.
    Цвет прикольный, солнечный

    Ответить
    • Про дрезину с таким же приводом пост назад товарищ из «Тихих зорь» писал, на основе велосипеда. Так что пополнили форум в этом сезоне аж тремя конструкциями.
      Получается, в нашем климате либо стоять на платформе, либо делать ккрышу.

      Ответить
  2. Мое почтение! Дрезина прямо таки хороша! С нетерпением жду новостей о развитии дороги и подвижного состава.

    Ответить

Оставьте комментарий