Дачная Кратовская Микроколейная железная дорога (колея 320мм), Московская обл, Раменский р-н.
Авторы – Глеб и Антон Несютины.
Всем читателям доброго дня. 2 года не было вестей про нашу жд, однако она жива и постепенно развивается. Строим мы вместе с сыном Глебом и в этом посте он уступил мне честь рассказать про главную постройку сезона 2023 – ручную дрезину.
Просматривая статью про виды дрезин, решили остановиться на чем-то таком:
Хотелось сделать велосипедный привод, который крутится руками. Посадка у зарубежных строителей была сидячая, решили что нам это тоже подойдет. Также мы положили глаз на дрезину Мушку, понравилась простота конструкции рамы и амортизация.
Дрезина началась с колес. С ними помог уважаемый админ Михайло Орехов. Согласовали размеры, отправили токарю, запланировали мини-отпуск в Санкт-Петербург. Тепло пообщались с дядей Мишей, получили заряд мотивации, об этом был отдельный лайв:
Сваркой я тогда не владел, поэтому сразу исполнять в железе было страшно. Решили сделать деревянный прототип, чтобы при случае быстро поправить.
Приварил колеса к оси, купил хомуты глушителя, подшипники. Глеб сделал деревянную раму для быстрого теста. Кривые у нас 4м, колесная база 90мм проходила их хорошо:
Дальше встала задача — как посадить на ось большую звезду, которую будут крутить руками. Снова помог дядя Миша, поделился эскизом деталей. Их мы уже заказали у местного токаря. Тогда я смутно представлял, как потом к ним будут крепиться ручки и потом это вылилось в проблему. Идея была в том, что эти валы с двух сторон зажимают большую звездочку. Конструкция скрепляется двумя винтами:
Токарь работу выполнил неточно и отверстия сделал не параллельными. Пришлось их рассверливать и не использовать резьбу в них, а гайку:
Конструкция узла в сборе:
Закрепили узел на черновых деревянных стойках, поставили натяжной ролик на шпильке. С деревом работалось легко и бодро:
Испытания проводили без ручки, рукой прокручивая цепь. Тележка ехала легко.
Перешли к вопросу крепления ручки и вдруг я понял, что это нужно было учитывать при заказе валов для большой шестерни. Например, сделать их длиннее, чтобы ручка была не вплотную к корпусу. Перетачивать не стали, думаю, сделаем это в следующем сезоне. Решили делать ручки неотделимыми от вала большой шестерни.
Из частей старых ворот собрали ручку: полоса, арматура, труба. Привариваем к валу:
Обе ручки готовы к сборке:
Тестируем конструкцию с сидячей посадкой. Наш сложный участок — две кривые + подъем -проходит хорошо. Но посадка оказалась неудобная — приходится раскорячивать ноги, чтобы ручки не задевали их:
Попробовали уменьшить рычаг, переварив ручки ближе к центру. Сдвинули буквально на 5 см и трудный участок уже проходился с огромным усилием. Укоротили часть, где держит рука — все равно по ногам бьет. Сидеть неудобно, сдвинуть ручки не можем, что делать?
И тут вышел пост Михаила Колесникова с ПЗ УЖД про ручную дрезину. Ну конечно, водитель должен стоять! В голове так прочно сидели зарубежные картинки скрюченных людей, что мы о таком варианте не подумали. Кто знает ответ, почему они так любят лежачие и сидячие посадки, это обусловлено размером колеи?
Дальше — покупка металла, и начало сварных работ. Систему амортизации сделали по аналогии с Мушкой. Платформа готова, испытания на местности прошла:
Дальше ставлю уголки, к ним варю 4 столба 40х40:
Снова испытания:
Подсматриваем у Михаила Колесникова полукруглую макушку механизма. Глеб гнет полосу в тисках:
Привариваем, красим
Настил делаем из 4х досок, удачно подошедших по ширине платформы, позже пропитаем их Акватексом в 2 слоя:
Дальше встал вопрос, чем обшить колонну и как поступить с верхушкой. Для обшивки купили металл 1мм толщиной. Верх не хотелось закрывать наглухо, а оставить возможность доступа к узлу с шестеренкой. Придумался съемный колпак:
По картонной выкройке размечаем металл:
Сложность была в том, что колпак с одной стороны, должен был надеваться, а с другой, ручка была почти вплотную к корпусу, так что грозила чиркать по колпаку при вращении.
Дальше — испытание для неопытного сварщика (меня). Вроде все получилось: чехол надевается, ручка не чиркает:
Глеб красит дрезину:
Наконец, успешная обкатка:
Испытание на трудном участке со сцепленной тележкой и пассажиром — в сумме все ~150кг. Водитель вспотел, но заехал:
По стоимости все вместе обошлось в 33.5 тыс руб.:
- Колеса, оси, проставки – 14 500р
- Звездочки 2 малые 1 большая- 1 500р
- Токарь 2 вала – 2 000р
- Цепь грм 4шт – 4 000р
- Натяжитель ролика – 600р
- Хомуты, подшипники – 2 800р
- Железо лист обшивка – 3 500р
- Железо профиль – 1 500р
- Саморезы, винты, шпилька – 700р
- Доски настил – 400р
- Пропитка досок – 500р
- Краска 3в1 желтый, черный – 1 612р
Характеристики
Колеса по катанию 135мм, по реборде 165мм, толщина 50мм
Колесная база: 90мм
Платформа 60х130мм.
Вес дрезины — 60кг.
Сердечно благодарим Михаила Колесникова за идеи красивой велодрезины и Михайло Орехова за большую помощь в этом проекте!
Сил/времени/бюджета на увеличение пути в этом сезоне не осталось, эти работы переносим на сезон 2024.
Ооо, на одну дрезину-англичанку в России стало больше)))
Пэндоssы ваяют сидячие дрезины в силу своих нано-колей и климата, у них банально тепло и сухо. Свою первую дрезину я делал сидячей и в итоге езжу на ней пару раз в год, когда седло достаточно просохнет под крышею. Иначе жопа стабильно мокрая.
По стоимости да — половина дрезины, как не две трети даже — это колпары с подвескою.
Цвет прикольный, солнечный
Про дрезину с таким же приводом пост назад товарищ из «Тихих зорь» писал, на основе велосипеда. Так что пополнили форум в этом сезоне аж тремя конструкциями.
Получается, в нашем климате либо стоять на платформе, либо делать ккрышу.
Мое почтение! Дрезина прямо таки хороша! С нетерпением жду новостей о развитии дороги и подвижного состава.