Группа в ВКонтакте

Разворотные устройства.

Привет, АЭСЗшники!)

Пока на дачных железных дорогах наступило затишье, связанное, как мне кажется, с подготовкой энтузиастов к встрече Нового года, я продолжу цикл небольших постов об устройствах, позволяющих менять направление движения.

И сегодня мы поговорим о разворотных кругах и … скажем так, четверть кругах)))

Потребность разворачивать подвижной состав возникла довольно быстро. Это связано с удобством погрузки и загрузки ПС и его хранения. Не будем забывать, что в начале своего пути вагоны и локомотивы были размером с современные микроавтобусы. Также возникла необходимость разворота локомотивов, а точнее — паровозов, дабы они ехали вперёд, а не пятились назад.

Конечно, для разворота можно построить разворотный треугольник или пятиугольник, но не всегда для его размещения есть место. Да и пока развернёшь ПС, переведя такое количество стрелочных переводов, можно потерять много времени.

Поэтому большее распространение получили стационарные круги, размещаемые на широкой колее, в основном — в депо. Локомотив заезжал на него и посредством разворотных механизмов, или даже просто толкая жёстко прикрепленный к кругу рычаг, совершали круговое движение.

Для дорог масштабом поменьше разворотный круг позволил не только разворачивать паровозы, но и вагоны. Тем самым удалось обеспечить их доступ в перпендикулярные, относительно основного пути, направления.

Наибольшую популярность данная возможность приобрела на декавильской колее и фельдбанах. Вот сканы из рекламного журнала компании Артура Коппеля, которые среди прочего предлагали и разворотные круги.

Конструкций данного изделия весьма много, но главный принцип — вращение вокруг оси — есть у всех.

Но бывают ситуации, когда и круг поставить некуда, а у вас, допустим, конечная станция, и надо локомотив перегнать с одного конца поезда в другой. Как быть в таком случае?

Да, можно установить стрелочный перевод, а за ним положить ещё десяток метров пути, но если класть некуда? И тут нам на помощь приходят, как я их назвал, четверть круги)))

Данное устройство занимает значительно меньше места, а с возложенной на него работой справляется.

Фотографий использования четверть круга на большой колее я не нашёл, но есть фото макета. А макет, как известно, делается, опираясь на исторические события. И вряд ли его автор позволил себе вольность.

А вот для дачной дороги такое устройство — просто находка. Дабы подкрепить свои слова, публикую видео из Японии — придомовая дорога с четверть кругом.

Надеюсь, что этот материал поможет энтузиастам дачной колеи в их работах. А в следующем поговорим о разноуровневых пересечениях — теме, на мой взгляд интересной и весьма полезной.

14 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *