Разворотные устройства.

Привет, АЭСЗшники!)

Пока на дачных железных дорогах наступило затишье, связанное, как мне кажется, с подготовкой энтузиастов к встрече Нового года, я продолжу цикл небольших постов об устройствах, позволяющих менять направление движения.

И сегодня мы поговорим о разворотных кругах и … скажем так, четверть кругах)))

Потребность разворачивать подвижной состав возникла довольно быстро. Это связано с удобством погрузки и загрузки ПС и его хранения. Не будем забывать, что в начале своего пути вагоны и локомотивы были размером с современные микроавтобусы. Также возникла необходимость разворота локомотивов, а точнее — паровозов, дабы они ехали вперёд, а не пятились назад.

Конечно, для разворота можно построить разворотный треугольник или пятиугольник, но не всегда для его размещения есть место. Да и пока развернёшь ПС, переведя такое количество стрелочных переводов, можно потерять много времени.

Поэтому большее распространение получили стационарные круги, размещаемые на широкой колее, в основном — в депо. Локомотив заезжал на него и посредством разворотных механизмов, или даже просто толкая жёстко прикрепленный к кругу рычаг, совершали круговое движение.

Для дорог масштабом поменьше разворотный круг позволил не только разворачивать паровозы, но и вагоны. Тем самым удалось обеспечить их доступ в перпендикулярные, относительно основного пути, направления.

Наибольшую популярность данная возможность приобрела на декавильской колее и фельдбанах. Вот сканы из рекламного журнала компании Артура Коппеля, которые среди прочего предлагали и разворотные круги.

Конструкций данного изделия весьма много, но главный принцип — вращение вокруг оси — есть у всех.

Но бывают ситуации, когда и круг поставить некуда, а у вас, допустим, конечная станция, и надо локомотив перегнать с одного конца поезда в другой. Как быть в таком случае?

Да, можно установить стрелочный перевод, а за ним положить ещё десяток метров пути, но если класть некуда? И тут нам на помощь приходят, как я их назвал, четверть круги)))

Данное устройство занимает значительно меньше места, а с возложенной на него работой справляется.

Фотографий использования четверть круга на большой колее я не нашёл, но есть фото макета. А макет, как известно, делается, опираясь на исторические события. И вряд ли его автор позволил себе вольность.

А вот для дачной дороги такое устройство — просто находка. Дабы подкрепить свои слова, публикую видео из Японии — придомовая дорога с четверть кругом.

Надеюсь, что этот материал поможет энтузиастам дачной колеи в их работах. А в следующем поговорим о разноуровневых пересечениях — теме, на мой взгляд интересной и весьма полезной.

14 комментариев к “Разворотные устройства.”

  1. Насчёт развортных кругов: свои соображения. Итак: а нужны ли они вообще? Ну для паровоза там или однонаправленной велодрезины, да, наверное. Но в целом, когда я только строил свою первую дорогу, то одним из главных условий было использование универсального, «двустороннего» (если так можно сказать) ПС, который не надо разворачивать. В основном это было обусловлено крайне сложными и темными условиями постройки и эксплуатации дороги. Попросту негде было строить разворотную инфраструктуру.

    Ответить
  2. Кстати, ещё, в качестве разворота, подойдёт и накладной съезд! Его ведь можно повернуть на только на 90° (или сколько там надо), а на все 180!

    Ответить
  3. С нетерпением жду пост про разноуровневые разъезды, по одной из перспектив путевого развития есть мысли в одном месте как раз сделать два уровня, основная с низу, малодеятельная на места складирования материалов. и четверть круга просится в одно узкое место для работы с вагонами

    Ответить
  4. Цитата из текста:…»
    Привет, АЭСЗшники!)

    Пока на дачных железных дорогах наступило затишье, связанное, как мне кажется, с подготовкой энтузиастов к встрече Нового года, «…

    У меня, кстати, ни разу не затишье, а много серьезной каждодневной работы. И дорога сейчас во всю используется. Зима это всегда пик перевозок по ВТЖД!!))

    Ответить
    • А мне вот давеча пришлось жену на платформу водружать дабы этой самой платформой счистить с путей липкий снег. Всё-таки лёгкий ПС при тяжёлом намокшем снеге легко улетает из колеи при попытки им как стругом что-то почистить. Но очень уж неохота была с лопатой возиться.
      Интересно, а как дела борьба со снегом у змея-Горыныча?

      Ответить
      • Что-то помахал-помахал я лопатой да и задумался об изготовлении накладного клиновидного струга. Чтобы можно было установить на ПС и оперативно чистить путь, хотя бы начерно. Думаю, это будет первый девайс, сконструированный на ММЖД в 2021 году.

        Ответить
  5. Имею поворотный круг, велодрезину и паровоз)) Не возникает нужды пользоваться кругом. Только для направления велодрезины в тупик. Но это ооочень редко. На даче, в принципе, нечего разворачивать, не тот пс (платформы, хопперы, пассваги), не те составы (один-два вагона), не те расстояния (дача ближе к маневровой работе, нежели к магистралям). Но поворотный круг, наверно, необходим на каждой даче, ибо, а почему бы и нет)))

    Ответить
  6. Да, копельские люки конечно класс.
    А так я бы конечно поспорил что переключение трёх стрелок это более затратная по времени процедура чем разворот на круге. Всё-таки уходят круги из современных ЖД вместе с веерными депо и паровозами.

    Ответить
  7. Мне вот порой доставляет удовольствие открыть гугл-спутниковые карты, найти какой-нибудь уездный городок и посмотреть не осталось ли там веерного депо и не видны ли до сих пор следы разворотного круга… Иногда прям цепляет душу.

    Ответить
    • В Красноярске на вокзале до сих пор есть круг, на сколько знаю на нем разворачивают мотор вагоны электропоездов и секции электро/тепловозов. Самое интересное что нашел его на фотографиях со спутника, с самого вокзала и пешеходного виадука его невидно(

      Ответить
    • Так же со спутника увидел следы расположения разворотного треугольника в месте дежурства БЖРК Красноярск 66. Расформировали в 2003 и теперь там одни остовы зданий

      Ответить
    • Довелось проводить каждое лето в детстве в городе Кинешма. Там каждый день приходивший двухкабинный (!) тепловоз разворачивался на круге. Счасьем было упросить бабушку сходить посмотреть на это действо.

      Ответить
  8. Круг используется не только для разворота, но и для перестановки подвижного состава на пути, на которые по стрелочным переводам стандартной крутизны попасть невозможно.

    Именно в этом качестве он и незаменим в стесненных условиях. Если разворот как приятный бонус не нужен, вместо круга укладывается трансбордер, который удобнее тем, что соединяет абсолютно любое количество параллельных путей (полезная длина путей выше). Для вагонных депо и вагоноремонтных заводов — незаменимая вещь при перестановке вагонов из цеха в цех.

    Ответить

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ