Колпары из дисков спецтехники.

Доброго здравия!

На просторах нашего ДачЖелДора, одна из самых заметных тем и обсуждений, это изготовление колёс, или вернее КОЛПАР, для дачной ЖД. За последние годы было очень много различных тем, обсуждений, вариантов, проектов, и просто предположений как сделать ребордные колёса. Не буду останавливаться на всех вариантах (это и заказать токарю, и изготовить самому, в домашних условиях, и попросту купить).

Один из возможных вариантов – это приспособить к эксплуатации автомобильные диски (либо диски от иной колёсной техники), имеющие, по внешнему виду, подобие реборды. Такой вариант имеет право на существование. Он уже используется на некоторых дорогах. Также автодиски можно увидеть и на самодельных дрезинах 1520 типа «пионерка». Вот и мой рассказ сегодня, посвящен колёсным дискам.

Осенью прошлого года (2023), побывал на одной из метало свалок. Там собственно и обнаружил данные диски.

Была возможность эти диски взять, по чисто символической цене. От какой они техники и почему их отправили на свалку, сказать не берусь. Предположительно это колёсные диски от вилочного погрузчика. Внешний осмотр показал, что они в хорошем состоянии. Дефектов по геометрии колеса и поверхности катания не обнаружено.

Внешний вид, правда, был несколько не приглядный. В силу возникших очагов ржавчины. Скорее всего эти диски уже достаточно давно лежали под открытым небом. Правда ржавчина лишь поверхностная и опасности не представляла. Так началась история ребордных колёс на ЛБЖД.

Перед тем как начать свой рассказ о колпарах, скажу, что был и ещё один вариант с ребордными колесами. Это колёса от грузовой тали (используются для перемещения различных грузов на кран-балке). Но я, прямо скажем, слишком долго размышлял и пока думал, колёса эти куда-то «ушли» на сторону. В общем я их промухал…

Итак, колёса. Геометрические размеры: D=195мм по поверхности катания. Ширина 35мм. В центре имеется отверстие большого диаметра (видимо ступица), а также 12 малых отверстий для крепления (10-14мм). По поверхности катания имеется подуклонка примерно 3 градуса.

Для решения задачи, по изготовлению из этих колёс полноценной ЖД колпары, необходимо было решить две задачи:

1. Правильно закрепить колёса к оси (как по центру, так и под прямым углом)

2. Изготовить буксы, для крепления колпары к тележке.

С первой поставленной задачей пришлось подходить к решению в два этапа. Так как на самих колёсных дисках есть уже точные отверстия под М10 и М12 крепеж, по необходимо было сделать точные крепёжные планки, с центром под диаметр оси (24мм). А что бы ось была под прямым углом (задача № 2), был использован уголок, который с одной стороны крепится к диску, с другой к оси. В принципе вся работа свелась к точной разметке и аккуратной слесарке.

Теперь вторая часть – изготовление букс. Были взяты подшипники с внутренним диаметром, равным диаметру оси. И в хозяйственном магазине куплены хомуты, под внешний диаметр подшипника (52). Хомут в трёх точках крепится к раме. Подшипник вставляется в хомут. Вот собственно и всё. Сама рама тележки выполнена из проф трубы и уголка. На осях, так же, уже установлены две «звёздочки», для будущей цепной передачи.

На этом первый этап изготовления тележки из ребордных колёс завершён. В течении более месяца, тележка проходила испытания на ВТЖД, на одном из участков. Сейчас готовится к отправке на ЛБЖД, к месту постоянной эксплуатации. Там же будет продолжено и строительство дачного электровоза, на базе тележки.

На приведённых ниже фото, можно увидеть фрагменты пробных рейсов новой тележки.

На этом пока всё. До новых встреч!

Оставьте комментарий