Видеоканал ДачЖелДор

Стальной Инстаграм

Штанговый токоприёмник. Часть 1

Привет, АЭСЗшники!

Отгремел новый год и выдалась минутка навести порядок на ПК. Просматривая очередную сохранённую папку наткнулся на архив блога «ОВЖД», ноне почившего, но материалы в себе подкопившего)

И прямо к сегодняшней зиме, снежной и морозной, попался мне на глаза материал, который я публиковать начал, но до конца не довёл. Кто-то его уже читал, но многие, думаю, его не видели. Тем более, что оборвалась песня на полуслове, так давайте её допоём)

И начнём с истории трамвая, который лет сто назад бегал между берегами главной реки Санкт-Петербурга.

Вы только представьте — широкая река, покрытая толстым слоем льде, снежные барханы, пасмурное небо, сотня оттенков серого вокруг и вдруг… трамвай! Бодрячком катит ровно по тому месту, где летом плещутся волны и ловя попутный ветер плывут парусники.

Одна станция располагалась на Васильевском острове…

… а вторая у того места, где сейчас стоит Дворцовый мост.

Близко к берегу рельсы не клали, дабы трамвай не провалился на тонком приграничном с берегом льду. Расстояние в том месте, я бы сказал, не такое уж и большое, хотя зимой, по реке… то ещё удовольствие гулять)))

А тут сел в вагон и покатил.

Интересно, что это двухпутка со съездами в конце. Для льда, на мой взгляд, лучше было бы делать однопутку с разъездом посередине и по концам. Ведь вес двух рельс не сопоставим с весом четырёх. Но всё оказалось гораздо интереснее.

Как правило на всех фото того времени путь заметён снегом и видны лишь полоски рельсов. Но хорошенько поискав по интернету я нашёл одно фото, которое показывает «закулисье»

Получается, что часть шпал держит и один и второй путь сразу. Следовательно, нагрузка от вагона распределяется на гораздо большую площадь. Интересная находка инженеров.

Но вот больше всего меня привлекло даже не это, а одна из частей вагона — токоприёмная штанга. Прям, как у троллейбусов. И этот элемент встречается не только у ледового трамвая. Штанги ставили на трамваи многих городов мира и фотографии, приведённые ниже, тому доказательство.

Начнём с России, в её императорских границах — Тверь, Ростов-на-Дону, Киев, Казань.

Города зарубежные — Лондон, Милан, Нью-Йорк пассажирский и грузовой, Париж одно и двухэтажный.

Какой-то транспорт с этого света на тот

История, скажите вы. Да, история, и не такая уж и далёкая. Вот фотография Риги. Обращаем внимание на трамвай справа.

А вот совсем свежачок — трамваи города Даугавпилс

 

Встречается такая система запитки от контактной сети и в промышленной сфере. Вот, например

На западе есть даже энтузиасты, которые сохранили промышленные локомотивы.

Конечно, есть и энтузиасты, которые создали себе модели настоящих трамваев и с успехом их эксплуатируют

Почему же данная схема не прижилась на современных трамваях? Сказать сложно. Возможно, что выбор в пользу бюгеля или пантографа был сделан из-за того, что при их использовании не происходит схода токоприёмника. Плюс, провод трамвая расположен, как правило, по середине пути, что делает использование штанги, возможно, нерентабельным.

Но есть у штанги и свои плюсы, о которых поговорим в следующий раз)

3 комментария

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *