Группа в ВКонтакте

Последние комментарии

Сколько стоит ДачЖелДор.

Доброго здоровья всем читателям блога!

Сегодняшняя тема навеяна поступившим мне в личные сообщения на форуме «750мм» вопроса — «Скажите пожалуйста, во сколько обходится создание вагонов?». Я  в двух словах ответил на этот вопрос, но при отсылке моего сообщения произошёл какой-то сбой и я не знаю получил ли мой собеседник ответ или нет.

В связи с этим инцидентом, на будущее, прошу всех желающих для связи со мной использовать почту блога, либо личные контакты в ВК или Фейсбук. Там хоть можно понять — дошёл до Вас мой ответ или затерялся в паутине интернета. Договорились?)))

Но, честно говоря, данный вопрос мне периодически задают и в ВКонтакте, и в письмах, и при личном общении. К сожалению, начинающие дачжелдоровцы, в основной своей массе, начинают свою работу с проектирования подвижного состава, забывая, что железная дорога прежде всего дорога и начинать надо с путевого развития.

Поэтому сегодня основной упор рассмотрения расходов я сделаю именно по калькуляции (хотя и примерной, из-за постоянно растущих цен) строительства пути. Вопрос строительства подвижного состава без точного представления конкретной единицы (вида, количества осей, материалов) рассматривать сложно. Но и там есть основные детали, на которые я Ваше внимание обращу.

Всё мной ниже сказанное основывается на опыте строительства дачной Осьми Вершковой железной дороги.

Путевое хозяйство.

Путевое хозяйство является первостепенной задачей в строительстве. Без нормального пути получить радость от эксплуатации подвижного состава Вам не удастся, будь то табуретка на колёсах или супер-пупер технологичный локомотив . Да и зачем иметь лодку, если вокруг пустыня)))

Как все знают (а я надеюсь, что читатели блога знакомы в общих чертах с устройством пути на большой железной дороге) путь состоит из верхней и нижней частей. К верхнему строению относятся рельсы, шпалы, подкладки, крепёж. К нижнему – та подушка, на которой размещается верхнее строение, читай рельсовые звенья. Это, можно так сказать, фундамент всей дороги. И именно от него будет зависеть её удобство и надёжность. С него и начнём.

Нижнее строение.

Конечно, рельсовое звено можно бросить прямо на землю. Можно. Но земля, к сожалению, не ровная, да и при разных погодных условиях то рассыпается на солнце, то намокает и не выдерживает вес находящихся на ней предметов, то замерзает, причём не равномерно, вспучивается и выталкивает предметы находящиеся на ней. Поэтому, под рельсо-шпальную решётку необходимо делать подушку.

В зависимости от условий эксплуатации и, прямо скажем, жадности строителя, подушка может быть и маленькой – сантиметров 5-ть, чтоб только выровнять – и хорошей – с применением песка и щебень. Ниже я привожу расчёт «по максимуму», как делается на ОВЖД, а уж Вы сами прикинете, что Вам подходит.

Пара замечаний:

1. Все материалы на ОВЖД покупаются на базах или полуоптовых специализированных магазинах. Поэтому разница с обычным строительным магазином может составить до 50-ти процентов. Для жителей Санкт-Петербурга, если на то будет желание читателей, могу дать адреса моих поставщиков.

2. Цены приводятся на зиму 2019 года, на основании официальных цен поставщиков на тот момент.

3. Условимся, что мы всё покупаем с нуля. Ибо на некоторых этапах возможно удешевление за счёт внутренних или природных условий и резервов.

Итак, чтобы сделать один погонный метр подушки у меня уходит:

— брусок 40х40 4 шт по 25 см каждая — 0.0016 м3

— доска дюймовка (25х100) 2 шт по метру — 0.005 м3

— геотекстиль плотностью 150 размер 1000х1200 мм — 1.2 м2

— песок 0.168 м3

— щебень гранитный фракции 5-10 0.042 м3

Итого за 1 метр погонный получаем:

брусок 0.0016 х 8500 руб/м3 = 13,6

дюймовка 0.005 х 8500 руб/м3 = 42.5

геотекстиль 1.2 х 29.5 руб/м2 = 35.4

песок 0.168 х 600 руб/м3 = 100.8

щебень 0,042 х 1850 руб/м3 = 77.7

Итого: около 270 рублей на метр погонный.

Плюс у этому нужны саморезы/гвозди, скобы для стелера, при желании пропитки для дерева.

Честно скажу, что я не пропитывал доску, так как применение геотекстиля не позволит, в дальнейшем, расползтись песчаной и щебёночной засыпке смешавшись с землёй. А за то время, пока доска сгниёт, внешний слой дёрна будет крепок и заменит тем самым доску.

При необходимости делать насыпь нужно учитывать стоимость материала бортов и его связующего. Например, природный камень и цемент, или кирпич и цемент. В этом месте доской уже не обойдёшься)))

Верхнее строение.

На ОВЖД применятся два вида рельсо-шпальных решёток. Первый вид условно называется магистральным и укладывается подготовленную подушку для круглогодичной эксплуатации. Второй вид условно называется лёгким и служит для временных рабочих веток или выездной работы.

Оба вида делаются из профильной трубы, полосы и доски. В процессе изготовления материалы свариваются, отстрагиваются, красятся и пропитываются, а затем собираются. Расчёт привожу по каждому виду:

1. Магистральный путь

Рельс из профтрубы 25х50 2 куска по 1 метру

Подкладка из полосы 5х50 6 шт по 75 мм

Шпала из доски 50х100х740 мм 3 шт

Саморез «глухарь» (сантехнический) 6х45 12 шт

Карточка подуклонки из ПВХ профиля 6 шт

Итого на один погонный метр пути получаем:

Профтруба 25х50 2 х 119 руб/м = 238

Полоса 5х50 0,45 х 120 руб/м = 54

Доска 5х10х74 3 шт 0.0111 х 8500 руб/м3 = 94.35

Глухарь 12 х 2 руб = 24

ПВХ профиль 0,9 х 33 руб/м = 29.7

Итого: около 440 рублей за метр погонный.

Таким образом верхнее и нижнее строение пути в магистральном исполнении встают в 710 руб за погонный метр. А если сюда добавить прочие расходы, то и во все 800-т.

2. Лёгкий путь

Рельс из профтрубы 25х40 2 куска по 1 метру

Подкладка из полосы 4х50 6 шт по 75 мм

Шпала из доски 40х100х6

Саморез «глухарь» 6х35 12 шт

Карточка подуклонки из ПВХ профиля 6 шт

Итого на один погонный метр пути получаем:

Профтруба 25х40 2 х 99 руб/м = 198

Полоса 5х50 0.45 х 120 руб/м = 54

Доска 4х10х60 3 шт 0,0072 х 8500 руб/м3 = 61,2

Глухарь 12 х 1,8 = 21,6

ПВХ профиль 0,9 х 33 руб/м = 29.7

Итого: около 365 рублей за метр погонный.

Пропитку и покраску я не привожу, так как там цены гуляют весьма ощутимо, а расход зависит от подготовки поверхности (я, например, доску строгаю). Плюс к этому надо добавить растворители, обезжириватели, кисти, малярный скотч и прочее. А без покраски срок службы пути сократится весьма существенно.

Это при условии самостоятельного изготовления, в которое я включаю:

1. Покупка и доставка всех материалов и комплектующих (транспортные расходы)

2. Распиловка и подготовка всех материалов (зачистка от ржавчины, строжка)

3. Сварочные работы

4. Малярные работы

5. Сборочные работы с соблюдением заданных размеров

Я уже не говорю о наличии места для всего этого процесса)))

Для изготовления специализированных изделий (например, стрелочный перевод) расход металла и трудозатраты можно смело удвоить. Плюс, могут быть расходы на эксперименты, связанные с поиском подходящего под Ваши нужды моделей.

Подвижной состав.

Тут говорить сложно. Во-первых, у каждого энтузиаста свой взгляд на подвижной состав. Например, Александр Васильев сделал трамвай имея некий прототип аккумуляторного трамвая ходившего в начале 20-го века в Санкт-Петербурге. Я делаю абсолютно индивидуальный подвижной состав для перевозки, прежде всего, грузов (хотя и подчёрпываю идеи на узкой колее, фельдбанах, микроколее, спец.автотехнике и прочем). Кто-то может захотеть сделать ПС для перевозки только пассажиров. Во-вторых, каждый автор выбирает сам, из чего делать и какие материалы использовать.

Но есть одна самая, на мой взгляд, главная деталь, которая объединяет все локомотивы и вагоны – колёсная пара. И стоит она, честно скажу, немало. Что в неё входит – колеса с ребордой 2 шт, ось 1 шт, подшипниковые узлы 2 шт.

Колеса… они есть… немецкие… готовые… ОЧЕНЬ дорогие. До кризиса 2014 года стоили от 2 т.р. за 100 мм диаметр. С увеличением оного прогрессивно росла цена. Поэтому, на данном этапе нашей дачжелдоровской истории каждый автор ищет способ изготовить их сам. Это, в подавляющем большинстве приводит энтузиастов в токарные мастерские. А там как договоришься.

С осями попроще – есть калиброванный пруток, есть гладкая арматура, есть труба.

Подшипниковые узлы в наше время не проблема – они есть в специализированных магазинах.

В среднем меньше чем за 10 т р две колпары в сборе Вам не обойдутся. Увы. Зато они почти вечны! Во всяком случае при дачной эксплуатации надо сильно постараться их угробить.

Плюс к этому, если грамотно продумана сборка, то колпары могут использоваться на нескольких единицах подвижного состава. Например, с ручной дрезины сделанной для души переставляться на вагонетку для перевозки дров. В ближайшее время я расскажу о похожей переделке на ОВЖД.

Конечно, можно взять какие-то заменители нормального колеса. Но, честно скажу, опыт показывает, что они не принесут того комфорта и удобства, как правильно выточенное колесо с учётом всех радиусов, закруглений и подуклонки.

Также многое в стоимости изготовления зависит от материалов, которые пойдут на строительство рамы, кузова или общего изделия. Для грузов надо делать крепко, например, рама из швеллера П10. А для перевозки пассажиров в количестве 3-4 человека пойдёт и деревянная рама из срощенной доски. Соответственно себестоимость будет отличаться в разы.

Плюс к этому, самоходный локомотив потребует ещё и мотор, и управление оным, и какую-то систему приводов. Да и смотря на что у Вас ляжет глаз — аккумуляторная тяга или бензиновая. Паровую я не рассматриваю — за то время пока в котле появится пар при использовании электричества или бензина работа будет уже сделана. Хотя, если Вы фанат пара и делать Вам больше на даче нечего почему бы и паровоз не построить)))

Послесловие.

Да, железная дорога на даче дело не дешёвое. Но, при грамотном изготовлении, стоит не более чем современные развлекухи типа хорошего бассейна, мощного квадроцикла и прочего. А вот служить Вам она сможет долгие годы, круглогодично, причём, не только развлекая, но и помогая в хозяйстве.

А деньги… их всегда не хватает)))

4 комментария

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *