Сколько стоит ДачЖелДор.

Доброго здоровья всем читателям блога!

Сегодняшняя тема навеяна поступившим мне в личные сообщения на форуме «750мм» вопроса — «Скажите пожалуйста, во сколько обходится создание вагонов?». Я  в двух словах ответил на этот вопрос, но при отсылке моего сообщения произошёл какой-то сбой и я не знаю получил ли мой собеседник ответ или нет.

В связи с этим инцидентом, на будущее, прошу всех желающих для связи со мной использовать почту блога, либо личные контакты в ВК или Фейсбук. Там хоть можно понять — дошёл до Вас мой ответ или затерялся в паутине интернета. Договорились?)))

Но, честно говоря, данный вопрос мне периодически задают и в ВКонтакте, и в письмах, и при личном общении. К сожалению, начинающие дачжелдоровцы, в основной своей массе, начинают свою работу с проектирования подвижного состава, забывая, что железная дорога прежде всего дорога и начинать надо с путевого развития.

Поэтому сегодня основной упор рассмотрения расходов я сделаю именно по калькуляции (хотя и примерной, из-за постоянно растущих цен) строительства пути. Вопрос строительства подвижного состава без точного представления конкретной единицы (вида, количества осей, материалов) рассматривать сложно. Но и там есть основные детали, на которые я Ваше внимание обращу.

Всё мной ниже сказанное основывается на опыте строительства дачной Осьми Вершковой железной дороги.

Путевое хозяйство.

Путевое хозяйство является первостепенной задачей в строительстве. Без нормального пути получить радость от эксплуатации подвижного состава Вам не удастся, будь то табуретка на колёсах или супер-пупер технологичный локомотив . Да и зачем иметь лодку, если вокруг пустыня)))

Как все знают (а я надеюсь, что читатели блога знакомы в общих чертах с устройством пути на большой железной дороге) путь состоит из верхней и нижней частей. К верхнему строению относятся рельсы, шпалы, подкладки, крепёж. К нижнему – та подушка, на которой размещается верхнее строение, читай рельсовые звенья. Это, можно так сказать, фундамент всей дороги. И именно от него будет зависеть её удобство и надёжность. С него и начнём.

Нижнее строение.

Конечно, рельсовое звено можно бросить прямо на землю. Можно. Но земля, к сожалению, не ровная, да и при разных погодных условиях то рассыпается на солнце, то намокает и не выдерживает вес находящихся на ней предметов, то замерзает, причём не равномерно, вспучивается и выталкивает предметы находящиеся на ней. Поэтому, под рельсо-шпальную решётку необходимо делать подушку.

В зависимости от условий эксплуатации и, прямо скажем, жадности строителя, подушка может быть и маленькой – сантиметров 5-ть, чтоб только выровнять – и хорошей – с применением песка и щебень. Ниже я привожу расчёт «по максимуму», как делается на ОВЖД, а уж Вы сами прикинете, что Вам подходит.

Пара замечаний:

1. Все материалы на ОВЖД покупаются на базах или полуоптовых специализированных магазинах. Поэтому разница с обычным строительным магазином может составить до 50-ти процентов. Для жителей Санкт-Петербурга, если на то будет желание читателей, могу дать адреса моих поставщиков.

2. Цены приводятся на зиму 2019 года, на основании официальных цен поставщиков на тот момент.

3. Условимся, что мы всё покупаем с нуля. Ибо на некоторых этапах возможно удешевление за счёт внутренних или природных условий и резервов.

Итак, чтобы сделать один погонный метр подушки у меня уходит:

— брусок 40х40 4 шт по 25 см каждая — 0.0016 м3

— доска дюймовка (25х100) 2 шт по метру — 0.005 м3

— геотекстиль плотностью 150 размер 1000х1200 мм — 1.2 м2

— песок 0.168 м3

— щебень гранитный фракции 5-10 0.042 м3

Итого за 1 метр погонный получаем:

брусок 0.0016 х 8500 руб/м3 = 13,6

дюймовка 0.005 х 8500 руб/м3 = 42.5

геотекстиль 1.2 х 29.5 руб/м2 = 35.4

песок 0.168 х 600 руб/м3 = 100.8

щебень 0,042 х 1850 руб/м3 = 77.7

Итого: около 270 рублей на метр погонный.

Плюс у этому нужны саморезы/гвозди, скобы для стелера, при желании пропитки для дерева.

Честно скажу, что я не пропитывал доску, так как применение геотекстиля не позволит, в дальнейшем, расползтись песчаной и щебёночной засыпке смешавшись с землёй. А за то время, пока доска сгниёт, внешний слой дёрна будет крепок и заменит тем самым доску.

При необходимости делать насыпь нужно учитывать стоимость материала бортов и его связующего. Например, природный камень и цемент, или кирпич и цемент. В этом месте доской уже не обойдёшься)))

Верхнее строение.

На ОВЖД применятся два вида рельсо-шпальных решёток. Первый вид условно называется магистральным и укладывается подготовленную подушку для круглогодичной эксплуатации. Второй вид условно называется лёгким и служит для временных рабочих веток или выездной работы.

Оба вида делаются из профильной трубы, полосы и доски. В процессе изготовления материалы свариваются, отстрагиваются, красятся и пропитываются, а затем собираются. Расчёт привожу по каждому виду:

1. Магистральный путь

Рельс из профтрубы 25х50 2 куска по 1 метру

Подкладка из полосы 5х50 6 шт по 75 мм

Шпала из доски 50х100х740 мм 3 шт

Саморез «глухарь» (сантехнический) 6х45 12 шт

Карточка подуклонки из ПВХ профиля 6 шт

Итого на один погонный метр пути получаем:

Профтруба 25х50 2 х 119 руб/м = 238

Полоса 5х50 0,45 х 120 руб/м = 54

Доска 5х10х74 3 шт 0.0111 х 8500 руб/м3 = 94.35

Глухарь 12 х 2 руб = 24

ПВХ профиль 0,9 х 33 руб/м = 29.7

Итого: около 440 рублей за метр погонный.

Таким образом верхнее и нижнее строение пути в магистральном исполнении встают в 710 руб за погонный метр. А если сюда добавить прочие расходы, то и во все 800-т.

2. Лёгкий путь

Рельс из профтрубы 25х40 2 куска по 1 метру

Подкладка из полосы 4х50 6 шт по 75 мм

Шпала из доски 40х100х6

Саморез «глухарь» 6х35 12 шт

Карточка подуклонки из ПВХ профиля 6 шт

Итого на один погонный метр пути получаем:

Профтруба 25х40 2 х 99 руб/м = 198

Полоса 5х50 0.45 х 120 руб/м = 54

Доска 4х10х60 3 шт 0,0072 х 8500 руб/м3 = 61,2

Глухарь 12 х 1,8 = 21,6

ПВХ профиль 0,9 х 33 руб/м = 29.7

Итого: около 365 рублей за метр погонный.

Пропитку и покраску я не привожу, так как там цены гуляют весьма ощутимо, а расход зависит от подготовки поверхности (я, например, доску строгаю). Плюс к этому надо добавить растворители, обезжириватели, кисти, малярный скотч и прочее. А без покраски срок службы пути сократится весьма существенно.

Это при условии самостоятельного изготовления, в которое я включаю:

1. Покупка и доставка всех материалов и комплектующих (транспортные расходы)

2. Распиловка и подготовка всех материалов (зачистка от ржавчины, строжка)

3. Сварочные работы

4. Малярные работы

5. Сборочные работы с соблюдением заданных размеров

Я уже не говорю о наличии места для всего этого процесса)))

Для изготовления специализированных изделий (например, стрелочный перевод) расход металла и трудозатраты можно смело удвоить. Плюс, могут быть расходы на эксперименты, связанные с поиском подходящего под Ваши нужды моделей.

Подвижной состав.

Тут говорить сложно. Во-первых, у каждого энтузиаста свой взгляд на подвижной состав. Например, Александр Васильев сделал трамвай имея некий прототип аккумуляторного трамвая ходившего в начале 20-го века в Санкт-Петербурге. Я делаю абсолютно индивидуальный подвижной состав для перевозки, прежде всего, грузов (хотя и подчёрпываю идеи на узкой колее, фельдбанах, микроколее, спец.автотехнике и прочем). Кто-то может захотеть сделать ПС для перевозки только пассажиров. Во-вторых, каждый автор выбирает сам, из чего делать и какие материалы использовать.

Но есть одна самая, на мой взгляд, главная деталь, которая объединяет все локомотивы и вагоны – колёсная пара. И стоит она, честно скажу, немало. Что в неё входит – колеса с ребордой 2 шт, ось 1 шт, подшипниковые узлы 2 шт.

Колеса… они есть… немецкие… готовые… ОЧЕНЬ дорогие. До кризиса 2014 года стоили от 2 т.р. за 100 мм диаметр. С увеличением оного прогрессивно росла цена. Поэтому, на данном этапе нашей дачжелдоровской истории каждый автор ищет способ изготовить их сам. Это, в подавляющем большинстве приводит энтузиастов в токарные мастерские. А там как договоришься.

С осями попроще – есть калиброванный пруток, есть гладкая арматура, есть труба.

Подшипниковые узлы в наше время не проблема – они есть в специализированных магазинах.

В среднем меньше чем за 10 т р две колпары в сборе Вам не обойдутся. Увы. Зато они почти вечны! Во всяком случае при дачной эксплуатации надо сильно постараться их угробить.

Плюс к этому, если грамотно продумана сборка, то колпары могут использоваться на нескольких единицах подвижного состава. Например, с ручной дрезины сделанной для души переставляться на вагонетку для перевозки дров. В ближайшее время я расскажу о похожей переделке на ОВЖД.

Конечно, можно взять какие-то заменители нормального колеса. Но, честно скажу, опыт показывает, что они не принесут того комфорта и удобства, как правильно выточенное колесо с учётом всех радиусов, закруглений и подуклонки.

Также многое в стоимости изготовления зависит от материалов, которые пойдут на строительство рамы, кузова или общего изделия. Для грузов надо делать крепко, например, рама из швеллера П10. А для перевозки пассажиров в количестве 3-4 человека пойдёт и деревянная рама из срощенной доски. Соответственно себестоимость будет отличаться в разы.

Плюс к этому, самоходный локомотив потребует ещё и мотор, и управление оным, и какую-то систему приводов. Да и смотря на что у Вас ляжет глаз — аккумуляторная тяга или бензиновая. Паровую я не рассматриваю — за то время пока в котле появится пар при использовании электричества или бензина работа будет уже сделана. Хотя, если Вы фанат пара и делать Вам больше на даче нечего почему бы и паровоз не построить)))

Послесловие.

Да, железная дорога на даче дело не дешёвое. Но, при грамотном изготовлении, стоит не более чем современные развлекухи типа хорошего бассейна, мощного квадроцикла и прочего. А вот служить Вам она сможет долгие годы, круглогодично, причём, не только развлекая, но и помогая в хозяйстве.

А деньги… их всегда не хватает)))

8 комментариев к “Сколько стоит ДачЖелДор.”

  1. Что касается моей железяки.
    Сразу извиняюсь, я личность безолаберная, всегда на стройке считал на глаз и умножал потом на два на всякий случай, так же и с жд — потому стройматериала хватало всегда. И поэтому-то особо не помню до рубля, сколько там что вышло. Сейчас буду вспоминать прямо тут, самому интересно.

    Нижнее строение: песок. Ушло на данный момент около трех камазов. Не считая уже готовых участков около дома. Местами пришлось проходить болотину и туда просто как в бездну уходили десятки тачек на кв.м., при цене песка 4к итого 12к. Работа бесплатно, сам возил, трамбовал, выравнивал. Плюс полкамаза гравия, опять же без готовых участков, это 6к. Итого 18к.
    На готовых участках там только гравия на 50к и песка так же примерно 50к, но там затраты к дому отнесем и забудем эти страшные цифры.

    Верхнее строение: палка профтрубы 600 рублей за 6 метров, надо три палки на 6тиметровую рамчатку, это 1800 рублей. Три — потому что я их соединяю, так надежнее. Плюс шпалы деревянные доска 150х50, из 6тиметровой доски 6 шпал по метру. Их надо овердофига, тут не помню сколько денег ушло, ибо б0льшая часть была подворована со стройки дома (иногда некондиция с обзолом). Но если сказать что с распиловкой, пропиткой и прочей требухой 1800 на 6 метров (приравняем к рельсам), то 6 метров верхнего 3,6к. Сколько у меня метров пути — не помню, не более 200 наверно. Допустим 180, весной пересчитаю подробнее. Итого для 180 метров 108к. Сварочные работы, стоимость кругов болгарки, электродов упростим о 2к итого 110к верхний и 128к вся жд. Шпалы лежат не везде, но минусование по шпалам гасится плюсованием всякой около-жд-мелочью. Типа табличек, плиток, мостиков, ворот. И стрелкой с поворотным кругом, ибо:
    Да, если есть стрелка — умножаем расходы даже не на 2, а на 3. Так как пути уже два в ней плюс на переводной механизм и всякие контррельсы, крестовины.
    Поворотный круг — тоже где-то х3 затраты.
    Крепежа и мелочевки гаечно-болтовой хренова туча — в крепмаркете уже почетный клиент)))

    Подвижное:
    Сколько стоит дрезина в минималке — тут писал https://m.vk.com/wall-166606017_110
    за 10к вполне реально построить что-то сносно ездящее. Можно конечно и паровоз купить, но это совсем мажорство. Покупайте, приедем все кататься))))
    Хорошее колесо с ребордой диаметра 25см стоит сейчас примерно 4к. Если собирать колпары грамотно то 20к закладывайте на них. Речь о колеях от 500мм наверно, меньше колея — меньше радиус колеса — меньше цена. Для пико и роко вообще колпара 115 рубей стоит.
    Итого примерно на данный момент мне жд обошлась тысяч в 150 минимум. За год существования. И аппетиты только растут, что пугает. Хотя больше пугает первопроходчество в деле создания жд из, пардон, говна и палок. Но взять и влить миллион рублей, получив готовенькое — скучно. Тут сам процесс имеет место. А 150 — это еще малая кровь.
    Мораль: не важны деньги, важно желание, чтоб потом не оказалось, что запал пропал и время потрачено зря. Так что грамотно оцените не только свои финансовые возможности, а, в первую очередь, разобравшись с желаниями, наличие свободного времени. Коего, например, у меня не так много и жд строится оооочень долго и урывками. При том, что я безработный.

    В общем, всем длинных дорог, шустрых дрезин и удовольствия от вождения.

    Ответить
  2. Я сам как то сам по весне пытался стоимость посчитать. Примерно так же вышло. Я задался такими параметрами — колея 14 дюймов (да не будет в меня Михайло тапком кидаться за такие единицы), 3 шпалы на метр из доски 40х100 длинной 600мм, рельс — труба 40х20х2,5 и скрепления примерно такие же. Если брать материал на базах оптом то около 1000 рублей выходило за трёхметровое звено рельсошпальной решётки. Всё же мне кажется что труба 50х25 как-то великовата. И опять-таки на моё профанское мнение — шпалы длинной 660мм вполне достаточно если их не в трясину класть. Тут как то подходящая доска в руки попалась — 40х95х600. Практически готовая шпала. Повертел её, поставил сверку ребром обрезки доски 45х20 чтоб в натуральную величину посмотреть что получается. На настоящей ЖД длинна шпалы около 2,8 метра, что составляет 1,8 колеи. 660 и 356 соотносятся примерно так-же. Практически масштабная длинна.

    Ответить
  3. Очень интересную тему поднял Михаил. Спасибо. Сразу вспомнилось, когда я 10 лет т.н. начинал ДачЖелДор строительство и еще только проектировал и рассчитывал параметры дороги и ПС, вот именно тогда удалось построить первые метры пути с очень низкой стоимостью, примерно, 100р/метр! Взял б/у уголок, лес от старого деревянного забора, и др материалы. Эх, давно это былоП )) первый лёгкий путь по упрощенной технологии и с б/ушных материалов )) Сейчас, конечно, всё по другому. Мои расчёты примерно похожи на те, что озвучил МишкаМишка. С той лишь разницей, что материалы несколько иные использовались и с другой ценой. И шпалу, новую, практически никогда не использовал. Была возможность брать б\у лес (не гнилой, а просто уже бывший в использовании на других изделиях). К сказанному выше другими участниками, так же добавлю, что:
    1. стоимость совмещенного участка (ЖД+пешеходная дорожка) примерно в 2-2.5 раза выше, обычной колеи
    2. Стрелочный перевод, согласен в 2-3 раза выше по стоимости прямого участка.
    3. Я бы еще добавил стоимость постройки депо, навеса для ПС или места хранения (то же определённые деньги)
    ———————————————————————
    И отдельно. наверно, есть смысл сказать и о стоимости строительства дачного метро. Здесь, конечно, масштаб цен уже совершенно иной. Я пару лет т н считал как то свои расходы. По приблизительным подсчетам выходило где то 10-12к Вообщем дачное метро, это очень и очень даже дорогое удовольствие ((

    Ответить
  4. Спасибо за подробный расчет.
    Можно уточнение?
    1. Зачем нужны 4 бруска 40*40 по 25 см?
    2. Какова глубина и ширина траншеи под гтжнюю часть пути?
    3. Каковы толщина слоя песка и щебня? Между ними также геотекститт?
    4. На сколько нижнюю часть пути нужно поднимать выше уровня земли?
    5. Делали ли вдоль пути водоотведение от дождевых и талых вод? Канава, лотки, уклон и т.д.
    Собираюсь строить основательно, в расчетах хочу отталкиваться от вашей дороги, проверенной временем. Но и одновременно лишнее , само собой, вкладывать не хочется ) .

    Ответить
    • Доброго здоровья) Отвечаю по пунктам:
      1. Брусок это столбик, к которому будут прикручиваться горизонтальные доски.
      2. Ширина выбирается исходя из ширины колеи и применяемых на ней шпал. В моём случае ширина шпал 740 мм, а ширина траншеи 800 мм. По глубине — я копал до глины, убирая плодородный слой почвы. У нас это в среднем 200 — 250 мм
      3. При глубине 250 мм песок 200 мм, щебень 50 мм. Но можно и просто сделать песчаную отсыпку (на многих УЖД именно так и было, но если есть возможность лучше положить и слой щебня). Геотекстиль — я не укладывал, но после опыта Сергея ( http://irontrack.ru/%d0%bc%d0%bc%d0%b6%d0%b4-2-01-%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%b9-%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd-%d0%b8-%d0%b3%d0%b5%d0%be%d1%82%d0%b5%d0%ba%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bb%d1%8c/ ) считаю это не лишним.
      4. Всё зависит от участка — где-то насыпь, где-то выемка.
      5. Для отведения воды я под путь укладывал трубы перфорированные с обёрткой геотекстилем. Всё заводил в самое низкое место участка, в дренажную бочку оборуованную насосом.

      Если что-то не ответил. или ответил не полно, заходите в личку ВК, а также на блоги Депо Шушары и Депо шушары Лайв. Чем смогу, как говориться, тем и подсоблю)))

      Ответить
      • Огромное СПАСИБО за внимание к моим вопросам и подробные ответы с пояснениями.
        Обязательно зайду. От помощи не откажусь.

        Ответить
    • По пункту 5. Для водоотведения, самое главное, что бы был небольшой уклон. И не важно, вдоль пути, а потом в стороны, либо сразу горизонтально. Главное, что бы вода не щастаивалась, а уходила

      Ответить

Добавить комментарий для nashpoezd Отменить ответ