Группа в ВКонтакте

Путевое хозяйство. Рельсы.

0_119e0_bbb5039_LДоброго здоровья, дачбанисты всех колей!

Сегодня, в цикле «Путевое хозяйство», будем говорить о рельсах. Если Вы внимательно читали блог, то вот в этом посте я уже затрагивал этот вопрос. Но затрагивал его в большей степени теоретически. А сейчас давайте коснемся практической стороны дела.

И главный вопрос данного поста будет таков  – из чего делать рельс?

К сожалению, в России крайне сложно найти рельс марки Р5 или Р8, которые, на мой взгляд, идеально подошли бы к решению нашей задачи.  Они есть. Первый в теории, второй на практике. Но стоимость их такова, что отпадает всякое желание их приобретать. Поэтому крутимся, как можем )))

В отечественном дачном желдорстроении мне известно о  практике применения четырех видов рельс: полоса 20х40 (Павел Чилин), профильная труба 25х50х2 (Алексей Андреев и ОВЖД), профильная труба 25х40х2 (Александр из Радофинниково), деревянный брусок 40х50 (ОВЖД). В теории у разных энтузиастов были предложения об использовании в качестве рельс уголков и двутавров, но сведений о практическом применении данных видов пока нет.

90
Путь на дороге Павла Чилина.

О применении полосы 20х40, надеюсь, будет возможность поговорить с Павлом Чилиным отдельно. И тогда этот пост будет дополнен поступившей информацией. О краткосрочном применении профильной трубы 25х40 можно прочитать в этой статье. Я же расскажу о проф трубе 50х25 и деревянном бруске.

Начну с профильной трубы.

Выбирая для своей дороги материал для рельсов, я ставил перед собой два противоречивых вопроса – грузоподъемность и легкость. С одной стороны, опираясь на практику «Большого брата» (широкой колеи) я понимал, что чем мощнее будет рельс, тем устойчивей он себя поведет при прилагаемых на него нагрузках. Тем более, что в теории я предполагал строить подвижной состав шириной до 1100 мм. Соответственно вес, как самого подвижного состава, так и вес перевозимого на нем груза мог доходить до 2-2,5 тонн, а то и больше. Честно скажу – я в плотную приглядывался к полосе, которую применяет Павел Чилин, и даже к большей по сечению, но…

Тут надо сделать лирическое отступление. Дело в том, что я живу в России. А в России… Короче говоря, если Вы не живете на своем земельном наделе постоянно и не имеете средств к её охране, то весьма вероятна возможность по весне увидеть лишь насыпь, да шпалы на ней (если они, конечно, деревянные). А путь… его могут сдать в металлолом))) Увы.

63972a63e3db
Путь на дороге Алексея Андреева.

Поэтому, путь, в моем случае, должен был быть достаточно легким, для возможности быстрой его транспортировки в одно лицо «с» или «до» места его хранения. Забегая вперед скажу – рельсовое звено, или, как я его называю, рамчатка, применяемая на ОВЖД (в сборе и длинной 3 метра) весит 36 кг. Много? Мало? Для одного, я бы сказал, на грани. Ведь кроме прокладки и демонтажа надо ещё и поработать))) Для двоих – приемлемо. Конечно, можно сделать рамчатки метра по 2 или даже по полтора, но тогда увеличивается время на сборку/разборку. Опять не есть гуд.

Рельсовое звено, изготовленное из полосы 20х40, будет только по материалу (железу) иметь вес 12.4 кг/метр погонный. Плюс к этому подкладки, шпалы, саморезы…

Поняв, что совместить несовместимое невозможно я решил найти компромиссное решение. Для этого я выписал все, что хочу от дороги, как сегодня, так и на далекое завтра на лист А4. После данного мозгового штурма и конкретного понятия, что же хочется получить от дороги, я перешел к «естествоиспытанию». Стараясь предусмотреть возможные нюансы эксплуатации применительно именно к условиям дачного участка, я, взяв рулетку, стал ходить  по местам предполагаемого пути.  Замерял, прикидывал, как все будет перемещаться, что может произойти и прочее, и прочее.

Пару раз ловил удивленные взгляды соседей (они то не знали, какой сюрприз им готовится)))).

В итоге всех телодвижений и расчетов вес груза был оставлен на отметке 500кг (максимум 750). Масса подвижного состава определена, как максимум 300 кг для двухосного и 600 кг для четырехосного (если руки дойдут, да и польза от него будет). В этом случае нагрузка на одно колесо не должна превысить 270 кг или 540 кг на ось. После этого я решил рассчитать выбранный мной материал на прочность, для чего несколько дней перепахивал интернет в поисках формул. К сожалению, найденные формулы оказались весьма заумными (особенно для проф трубы), поэтому обратился к специалистам. Вывод спецов был таков – проф труба для данных нагрузок подойдет, хотя лучше её не перегружать.

Но теория теорией, а практика рулит! И вот я изготовил две пробные двухметровые рамчатки с меж шпальным шагом 333 мм или 3 шпалы на метр погонный пути. Пользуясь моментом приезда гостей, усадил всю компанию на вагонетку, покатал, посмотрел… труба даже не шелохнулась. Посчитал нагрузку – 260 кг на ось. Стал думать… И в это время из Радофинниково пришло известие об опыте эксплуатации в качестве рельса профильных труб сечением 25х40 с невероятным меж шпальным шагом – аж 1,5 м.  И это при нагрузке около 170 кг на ось. После этого сомнения отпали и теперь основной (или магистральный) путь на ОВЖД сделан из профтрубы 25х50х2.

IMG_0928
Путь на ОВЖД.

Теперь о практическом использовании — перевозка мокрого песка показала, что среднюю нагрузку в 325 кг на ось на прямых участках путь выдержал на отлично. Тем более, что особого выравнивания под  ним не было. А болтанка из стороны в сторону доходила до 20 градусов туда-сюда. А вот в закруглениях возникли некоторые вопросы. Правда, они с прочностью трубы ни как не связаны. Вообще-то закругления это, грубо говоря, отдельная песня)))))

Теперь поговорим о деревянном бруске.

  Как Вы помните, если, конечно, читаете блог постоянно, был у меня опыт эксплуатации лежневой дороги, который описан мной вот в этом посте.  По опыту эксплуатации материала набралось на отдельный пост, который со временем будет написан. Пока в двух словах.

IMG_9812

И так. Нагрузка составляла не более 180 кг на ось. Брусок прогибался, выгибался наружу  (из-за неправильного его крепления), но честно отработал свое. Конечно, движение по металлу и по дереву весьма различаются по усилию, затрачиваемому на перемещение. Но как вариант для маневровой работы или временного уса, на мой взгляд, деревянный брус может быть применен.

Кстати, если Вашей задачей является просто покататься/поиграться для попробовать, то весьма рекомендую лежневку. Тем более, что для её изготовления нужна лишь ножовка, молоток да стамеска, а с проф трубой инструментальный парк будет насчитывать пару десятков наименований, начиная со сварочного аппарата.

Как я сказал выше, по теме лежневки будет отдельная статья. В ней я расскажу о своих ошибках и подскажу, как её сделать под нагрузку не более 200 кг на ось. Плюс, распишу принцип прямого закругления и критичные углы прохождения подвижного состава.

На этом пока все. Дополняйте, делитесь опытом.

19 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *