Машинка рамной стрелки
Дачная Осьми Вершковая железная дорога (колея 356 мм), ЛО, Гатчинский р-н. Автор проекта – Михайло Орехов.
Привет, АЭСЗшники!
Всё руки не доходили до постов, но теперь времени стало побольше, и спешу исправиться. А то пообещал пост написать, а не пишу.
Правда, сначала хотел рассказать о двух машинках сразу, но при подготовке фото- и видеоматериалов решил разбить материал на два поста. Просто для того, чтобы некоторые внимательные читатели не запутались в материале. А то пробегут пост наискось и почему одна конструкция, в итоге, превратилась в другую — не поймут)))
Сегодня расскажу о машинке рамной стрелки. Итак
Работы над её созданием начались года два назад… а может и три? Кто уж теперь вспомнит))) Но суть не в этом. Как Вы помните (если, конечно, помните), стрелочный перевод был введён в строй без машинки и переводился вручную — рамные рельсы и крестовина.
Дабы рамные рельсы при проезде ПС не отошли и колесо не врезалось в рельс основания, с одной или с другой стороны подкладывался вот такой брусок.
Рельс крестовины, если его можно так назвать, ничем не подпирался, потому как на него, при проезде ПС, шли нагрузки, которые прижимали рельс к боковому стопору.
Пока на дороге было мало подвижного состава, данное положение вещей всех устраивало. Согласитесь, что раз в месяц можно перевести стрелку вручную и особо не запариться. Но мысли над тем, что в итоге какой-то переводной механизм надо будет сделать, меня не покидали, и вот… пришла творческая Муза)))
Историю строительства и эксплуатации дачной Осьми Вершковой железной дороги можно прочитать в рубрике «Дачжелдор в лицах»
Перейти
Как многие знают, я не люблю классических решений в своём творчестве. Ибо повторение классики — лишь копирование, а не творение. Поэтому машинку решено было сделать нестандартную.
Основным требованием к ней было иметь возможность запирания стрелки при переводе без возможности её врезки. К сожалению, работа затянулась на два года, из которых дня три мы машинку делали, один красили, а всё остальное время занимались непонятно чем!)))
Далее рассказ будет идти о самой работе, отбросив при этом лишнее время.
Первым делом снимаем несущую шпалу. Да-да, шпала несущая одна, а не две.
Далее приступаем к изготовлению основания изделия. Для этого из водопроводной системы одного из Питерских домов вынимаем заготовку.
Отрезаем из этой заготовки нужный кусок и переходим к мужской кулинарии, то бишь сварке!
Потом, пометя по закуткам и поскребя по уголкам, добавляем основной конструкции дополнительных элементов.
Производим предварительную сборку неподвижного
Впихуем неподвижное в подвижное
Лишнее отрезаем, засверливаем и собираем в кучу
Радуемся, что всё входит и выходит как надо, разбираем, обезжириваем, грунтуем и красим
Переходим к фазе монтажа. Прикручиваем неподвижное к одинокой шпале
Впихиваем в него подвижное и к подвижному крепим основную тягу…
которая будет переводить рамные рельсы.
Далее приступаем к монтажу системы рычагов для перевода рельса крестовины
Получается вот такая конструкция
Правда, дабы она нормально работала, пришлось добавить в систему две пружины
В итоге, всё вместе приняло вот такой вид.
А как это работает- можно увидеть в коротеньком видео. Кстати, там же даны и основные разъяснения.
Приятного просмотра) (для тех, кто не может смотреть с блога — ссылка на видеоканал)
Интересно узнать о дороге больше?
Заходи!
Однако хитро вышло. А уйти совсем от переводной крестовины — не спортивно?
Это был первый опыт изготовления стрелочного перевода. А когда опыта нет допускаются ошибки.
Например, данный вид стрелки лучше размещать в том месте, где магистральный путь идёт прямо и при манёврах или откатке в сторону. В этом случае прохождение данного места ПС такое же, как обычной прямой. А это увеличение скорости, веса, плавности. Теперь опыт получен и возможно, что данный перевод, со временем, переедет в другое место, где вышеназванные условия выполняются.
С другой стороны, можно просто поставить обычную крестовину и всё)))
А не расшатается ли столь хитровывернутая система через год? Опоры то прикручены за края шпал.
Прикручены через уголки в двух направлениях, а шпалы пока нормально себя чувствуют. Будет ли расшатываться — тут только эксплуатация покажет)
Мне более интересно будет зимой её проверить, когда выпадет снег.
Выпадет снег, подтает и замёрзнет. И так нескольхо раз до приезда))) Насколько устойчива стойка с рукояткой? Она хоть и на более крупной шпале, но всё равно на одной. Если споткнуться и в падении ухватиться за неё не оторвётся где нибудь по шурупам? И если не оторвётся сейчас то не оторвётся ли через пару лет? По шестигранной головке не определишь болты или шурупы. Я склоняюсь к мысли что шурупы, потому что с обратной стороны к шпале не подлезешь. Всё же я за простые и проверенные временем решения.
Таким решением является проверенный временем стрелочный станок из вертикального рычага с перекидным противовесом. Трудно придумать нечто более простое и устойчивое к непогоде. Разве что приржавеет/примерзнет, если не разориться на толстый слой смазки, и то вопрос решается парой легких ударов кувалдой.
Крепление болтами М10 4 шт. Главное об ручку не споткнуться))) Если шпала не держит — надо менять. А лучше переходить на бетонные.
Пока не прошла первая зима говорить о каких-либо нюансах сложно. Теоретически можно допустить любое развитие событий, а вот практически…
…путем нехитрых махинаций, стрелочный перевод показанной конструкции можно усовершенствовать:
https://monosnap.com/file/y9y31GVPdBH2MweyJzb6iUQmDvDLAC
Достоинства:
1. Для переделки в стрелочный перевод классической (остряковой) конструкции достаточно отсоединить от тяги и соединить внешние усовые рельсы с одиночным путем внизу схемы, и заменить внутренние усовые рельсы остряками.
2. В обоих положениях стрелки одна из колесных пар принудительно вписывается, так как внутренний усовой рельс неиспользуемого пути играет роль контррельса и страхует от схода.
3. Ход переводного механизма такой же, как у остряковой стрелки. Можно использовать одну и ту же переводную машинку при переделке стрелок.
4. Отсутствует отжимающее усилие при движении против шерсти, стремящееся выпрямить подвижные рельсы у переведенной на отклонение стрелки.
Главные недостатки:
1. В два раза больше подвижных частей в переводной части.
2. Невозможность взреза как по шерсти, так и против.
3. Сход с рельсов с неправильного пути в любом направлении.
Тем не менее, именно такие стрелки сертифицированы по ГОСТ для использования на подъездных путях предприятий. Стрелка «американского типа», как в статье, в настоящее время на отечественных железных дорогах не применяется (редко-редко можно встретить на узкоколейке на парковых путях и только в виде стрелки на три направления).