Тормоз для вагонетки. Часть 1.
Вопрос торможения вагонетки или рельсовой тележки совсем не праздный, как это может показаться на первый взгляд. Ведь сама конструкция весит порядка 100 килограмм плюс груз, вес которого может доходить до 400-450-ти кг. В таком варианте самопроизвольное движение может привести в лучшем случае к сходу, а в худшем – к тяжелой травме, учитывая, что на дачном участке бегают дети. К этому надо добавить, что имея «самодвижущуюся» вагонетку грузить в неё и выгружать из неё грузы будет весьма проблематично.
Поэтому решено – тормозу быть! Вопрос, какому?
И тут помог опыт фельдбана – простота, надежность и, плюс к этому, мобильность. Да-да, мобильность, которая позволяет либо ставить данную систему, либо, при использовании мотовоза со своей штатной системой, от неё отказаться.
Рассмотрим фото.
Как видно, конструкция весьма простая, позволяет сделать прижимное усилие колодок и на одну и на две оси сразу. Единственное что меня смущало так это наличие шарнирного соединения (на фото № 5 – 9). Как то сразу вспомнился токарь и что-то ещё… Что-то знакомое и примерно такое же, но…
Конечно! Штатный домкрат с семейства автомобилей ВАЗ с 01 по 07 модель.
Хотя кое что и требовало доработки, но основа была найдена, а дальше… дальше по порядку. Может быть Вам это пригодиться.
1. Ручка домкрата. Её следует сразу же переставить на сторону поднимающегося шарнира. Для этого надо снять защитный кожух (снимается руками)
Затем отогнуть фиксирующую шайбу
Вынуть ручку и угловую шестерню
И собрать все в нужном положении
но до этого выполнить пункты 2 и 3 (смотри ниже).
2. Отрезаем угловой кусок с металлического бруска, который в штатном варианте входит в гнездо поддомкратника автомобиля.
Очень аккуратно делаем болгаркой пропил (около 5-ти мм толщиной и 25-ти мм глубиной)
После этого просверливаем отверстие (диаметр 6 мм) под ось ( в моем случае оью служит болт М6х… )
3. Пока все разобрано отрезаем от домкрата круглое основание.
Размечаем внизу домкрата и сверлим отверстие под ось ( в моем случае ось из болта М6х…)
Но ось практически уперлась в винт домкратного механизма. Что делать? Сначала смотрим, что можно отрезать
Из фото видно, что 10 сантиметров винта вообще лишние и их можно смело отрезать. Для этого выкручиваем винт из гайки подъемника и вынимаем его из корпуса домкрата. Осторожно! Может стоять упорный подшипник, который при разборе развалиться на составляющие его шарики! И не потеряйте гайку!
Дальше в дело вступает отрезная машинка.
После этого домкрат, или как его теперь назвать, собираем в кучу – подъемник, винт, шестерни, ручка, фиксирующая шайба…
4. Последним штрихом является изготовление коромысла для перевода вертикального движения домкрата в горизонтальное. Я взял кусок полосы 50х5 мм используемой мной на подкладках рельсов. Прикинул движение и изменение его направления покрутив ручку домкрата, перемещая при этом полосу относительно оси в корпусе домкрата.
Далее, после минут 15-ти или 20-ти работы болгаркой и драчевым напильником, получилась такая вот конструкция.
Ход коромысла порядка 2-2.5 см, чего должно хватить на прижим тормозных колодок.
Общий вид изделия таков.
Для крепления домкрата к раме я приварил к его основанию два уголка. После чего просверлил в каждом уголке два отверстия диаметром 6 мм под крепеж.
Во второй части расскажу об изготовлении механизма устанавливаемого до колодок, о колодках и о выводах сделанных после эксплуатации.
Имею вопрос касаемо данного домкрата:
А тарелка от этого домкрата, которая отрезается — эту деталь, случаем, нельзя использовать в качестве тарелки сцепного устройства типа «полый буфер» (она же «боснийская трамвайная»)? Сзади нужно приварить вилку для фиксирующей шпонки — и можно сцеплять вагоны трехзвенной цепью или любой тягой с двумя ушками подходящего диаметра на концах.
Мыслится, что в качестве практически готовой детали можно использовать слегка подрезанную карданную головку от любой подходящего размера легковушки… На другой стороне используем автомобильный амортизатор в качестве тела сцепки — и вуаля.