ХЗД. Планы и их реализация.

Приветствую всех.

Не знаю, то ли ответ на комментарии ушел в модерацию, то ли я просто его не туда послал – на всякий случай попробую ответить небольшой заметкой.

Что до разницы катания колеса по строганному дереву и по уголку – наверное, на металлических токарных колесах разница проявится. На моих эрзац-колесах пока не отмечено.

Где располагается дорога, сказано в первом абзаце: город Гомель, республика Беларусь.

Чтобы ответить, сколько метров планируется и как выглядит схема дороги, лучше начать с начала.

Планы

В полном соответствии с рекомендациями, начал с планировки. На 2020 год уже и дом был построен, и участок по большей части распределен, так что дорогу нельзя было вести приблизительно. Нужно было положение всех деревьев и построек хотя бы с точностью до 10см.

И первое, что пришлось сделать – съемку участка. Три угла участка вынесли геодезисты, когда проверяли границы по земельным спорам с соседями. Один угол участка выносили еще в 2007 году, при покупке земли, но не закрепили как положено, и с течением времени метка исчезла.

Съемку делал ручной лазерной рулеткой, как базу использовал углы дома. Поскольку некоторые объекты, в том числе очень важный угол забора, тот самый, неустановленный геодезистами, от углов дома не просматривались – примерно в точке наилучшей видимости всех важных углов была закопана колода, а в нее забит гвоздь. (На плане красный крест примерно посреди участка). С помощью этого репера за несколько выходных была отснята сетка треугольников, а уже по ней в автокаде я построил и сам план.

Тут, наверное, надо уточнить: по профессии я проектировщик общестроительный. Автокад для меня не то, чтобы дом родной, но на бумаге я уже забыл, когда чертил. И нарисовать в автокаде красивую картинку мне проще, чем одно колесо выпилить.

Общий план участка.

Желтые контуры – построенные сараи. Зеленые, понятно, деревья и посадки.

Конечно, наиболее выгодно пустить дорогу кольцом в мертвой зоне на расстоянии 1м от забора – но там у нас уже к 2020му все росло и колосилось. Да и по задачам, дорога должна была доставлять дрова от калитки с воротами примерно к дому – или к месту хранения. Дом не утепленный, до 2014 года не успели, а потом зарплата сделала ручкой, и строились уже не по плану, а так: что удалось урвать. Дров поэтому уходит много. Особого сарая нет, обычно дрова лежат по всему периметру дома под бетонной террасой.

За подключение газа, только наружные работы, денег запросили примерно как за 12 машин с дровами. Три машины на сезон, четыре года отопления. Это еще без котла, батарей и труб к ним внутри дома. Там по деньгам набежит примерно столько же. То есть, провести газ стоит как покупать дрова 6-8 лет. Разумеется, газ удобнее: ни носить, ни колоть. Но у меня и раньше-то столько денег не было, а теперь и надежда пропала, что в эти самые 6-8 лет они появятся. Если хорошо посчитать, то приходишь к неожиданному выводу: выгоднее топить электричеством. На стоимость одной машины дров сейчас можно купить примерно 1500Квт. У нас столько нагорает за год. Зимой даже с нагревателем и теплым полом примерно 350Квт в месяц. Да пусть все 1500Квт в зиму, это стоимость всего одной машины дров.

Но тут нужен провод, мягко говоря, нерядовой толщины, а перекладка его тоже не бесплатная. Да и РЭС не горит желанием выделять мощности, подстанции у нас без того на пределе. Частный сектор патамушта, в каждом втором дворе циркулярка, в каждом первом самогонка.

Пока что топим дровами.

Машина (около 5м3) обычно выгружается либо на улице перед воротами, либо, если водитель не боится свалить столбики, то внутри, на условном грузовом дворе. По возможности, пилю и раскалываю дрова на месте выгрузки, чтобы пораньше начинали сохнуть. Да и перекидывать мелкие куски легче. Потом все возится на тачке под террасу, а зимой, по мере расхода – в дом.

Отсюда видно, что есть два главных маршрута: ворота – терраса, и терраса – дом. От ворот до дома примерно 27-30м, смотря как провести линию. А вот терраса — не точка. Это кольцо вокруг дома, длиной 15+10+15+10=50метров, с радиусами еще веселее.

Обход вокруг террасы дело тяжелое, но там все понятно. Нам его все равно бетонировать так или иначе. Замонолитить в дорожку два уголка не так дорого, сравнительно с остальными работами.

Вариантов я наплодил много, в автокаде копировать схему несложно. Чтобы не дурить голову перечислениями, показываю, на чем остановились.

Первая очередь дороги.

Зеленые рельсы слева направо – это первый участок, до круга и от него в желтый квадратик дровяного сарая. Материалов на него, с учетом покупного бруса и уголка – по цене как та самая машина дров. Одна. Шпалы, правда, из обрезков доски и баланса, остатки от стройки.

По плану, зеленая линия имеет длину 27м от ворот до поворотного круга, и от него в сарай еще две плети, то есть 6м, всего 33м. Темно-бирюзовая линия от сарая и в дом, по пандусу – еще примерно 12 метров.

Реализация

Планирование дело веселое и приятное, а вот исполнение планов отличается, да, отличается. И если бы еще умом и сообразительностью, а то ведь ровно наоборот.

Значит, по плану первая очередь дороги должна доставлять дрова в склад – он же и депо – где хранятся тележки, а кроме тележек хотя бы 2 машины (10-12м3) дров. Оттуда дрова по мере надобности закатываются в дом. Выигрыш по сравнению с подтеррасным хранением понятен: дрова лежат в одном месте. Зимой не надо чистить снег вокруг всего дома чтобы добраться до пары поленьев. Второе, дрова под крышей, их не забрызгивает и не заметает снегом, как под террасой. Щелей в дровянике предостаточно, так что сохнуть вроде как ничто не мешает.

Теперь хроника воплощения.

В начале 2020 года нашел сайт irontrack.ru.

Зимой 2020-2021 года сделал съемку участка. Спланировали и выбрали трассу, ширину колеи, материал и т.п. Зимой свинтил первую экспериментальную плеть и первую тележку с жесткими роликами.

Рельсовая плеть, пока что единственная.

Весной 2021 года пересадили абрикосы, яблоню и крыжовник с места прокладки трассы.

Летом 2021 года проводил воду в дом, так что по железной дороге почти ничего не сделал, кроме 2х экспериментальных плетей на пластиковых шпалах.

Плети на пластиковых шпалах.

Пропитал примерно полсотни шпал в пластиковой коробке с антисептиком, сейчас на террасе сохнут.

 Пропитанные шпалы.

Осенью 2021 года начал прокладывать основание пути.

Ось пути.

Застрял почти на полтора месяца, потому что глубина чернозема оказалась почти 0,5м по всей длине трассы.

Корыто и корнезащитный рубероид.

Боковые стенки корыта под пути закрыты рубероидом. На фото хорошо видно, что высота стенок примерно полметра, половина рулона по ширине. Дно не закрывал: там песок, нет корней. Да и воде лучше уходить по кратчайшему пути, сверху вниз.

Корыто почти готово.

Путь проходит рядом с абрикосом и яблоней. Чтобы хоть как-то ограничить их энтузиазм, вдоль обоих деревьев забетонированы корнезащитные стенки.

 Корнезащитная стенка.

Вынутый чернозем рассыпал по участку, где были ямы и понижения. Ниже планировки отсыпал песком, укатывал тачкой. На участок до поворотного круга ушло ровно два камаза (примерно 11-12м3).

Песок израсходован весь.

Следовательно, и вынуто было столько же чернозема. То есть, дороги еще пока нет, а объем перевозок уже почти 60 тонн: 12м3 чернозема, 12м3 песка взамен, 6м3 отсева, при плотности грунта условно 1,8т/м3 1,8х30=54т. Индастриал-фитнесс, конечно, стильно-модно-молодежно, но на будущее развитие дороги всерьез рассматривал варианты с Т-образными сваями через 2-3 метра, чтобы не копать столько. В свайном варианте надо только высверлить скважину под ножку сваи до глубины промерзания, а это у нас только 1,2м. Для столбов забора я таких скважин сверлил много, опыт есть.

Балластную призму из щебня не осилил, денег не хватило. Выше планировки сыпал гранитный отсев, трамбовал колодой с ручками «до отскока». Круглые пятна на фото это именно следы трамбовки.

Готовая призма.

Путь поднят над планировкой примерно на 20см. Это обошлось в ту самую машину отсева, но вот здесь нисколько не жаль. Весной часто получается лужа на половину двора: если снега не было, то за зиму грунт промерзает, и вода не уходит. Например, в 2015м:

Так весной 2015го.

В другие года бывало и хуже, просто не снимал.

Но теперь не страшно, ходить есть где:

 А так весной 2022го.

***

После прокладки пути за остаток осени 2021 года еще успел построить дровяной сарай, он же депо.

 Депо.

К сожалению, на отрезок пути от круга до депо ни песка, ни отсева, ни денег уже не хватило, что и видно на фото. Поэтому и рельсовые плети я осенью не выкладывал: зачем им лишний сезон гнить. Возил дрова как раньше, тачкой, разве что по хорошей насыпи это, вполне предсказуемо, оказалось удобнее и легче, чем раньше по лужам и буграм.

Соответственно, и планы на сезон очень простые.

— Соединить круг с депо

— Сделать 3-5 тележек, проверить, как все это катается

— Если все очень хорошо получится, то отсыпать и проложить кусочек пути от депо до пандуса, ну и въезд на пандус там уже будет несложно. Сам пандус давно сделан, только рельсы надо будет прикрутить. Колея нарочно выбрана широкая, думаю, не придется смотреть, куда ногу ставить.

На этом я пока останавливаю выкладку статей. Продолжу, когда что-либо получится сделать.

Отдельно хочу выразить благодарность сайту irontrack.ru и всем, собравшимся на нем, людям. Не зная, что дачные дороги уже имеются и применяются, я бы не рискнул даже и начинать. А без ваших знаний тыкался бы наугад несколько лишних лет. Спасибо, что вы есть.

С уважением, Михаил Бобров.

Tags:
6 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.