Рубрики блога «Стальная колея»

Последние комментарии

Рудничные рельсовые пути

рудникПри проектировании дачной дороги встают вопросы о вписывании ж/д пути в площадь участка. А какую ширину колеи выбрать? А впишется ли вагонетка в выбранный радиус закругления? А не слетит ли она в повороте и что надо сделать для предотвращения этого? И прочая, и прочая.

В процессе планирования дачной чугунки, я тоже задавался этими вопросами. Пытаясь их решить, первым делом я постарался понять – какая из эксплуатируемых ж/д систем наиболее близка к  дачбану? Поиски решения привели к промышленной колее, используемой на добыче руды и угля.

И вот сегодня, в рубрике «Кирпичики», я хочу привести материал из учебного пособия  «Горно-транспортные машины периодического действия»  (авторы Ю.Д.Тарасов, А.К.Николаев. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2005.)

В пособие рассказывается о теории и расчете горно-транспортных машин. Рассмотрено основное и вспомогательное оборудование локомотивной откатки, широко используемой на угольных и рудных шахтах в качестве магистрального транспорта полезного ископаемого, а также для транспортирования материалов и людей.

А чтобы информация не была скучной, я, для примера расчетов по приведенным формулам, взял свою колею – осьми вершковую (356мм). Примеры и мои комментарии выделены курсивом.

И так, страница 17 глава 3.2 «Рудничные рельсовые пути»

 3.2.1 Характеристика рельсовых путей.

Рельсовый путь состоит из двух основных частей: нижнего и верхнего строений.

К нижнему строению (основанию) относится земляное полотно с искусственными сооружениями (мостами, путепроводами, акведуками), а для подземных путей – почва выработки с соответствующими продольными и поперечными уклонами и водоотливными канавками.

Верхнее строение составляет балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления и различное путевое оборудование.

Рельсовые пути, представляющие собой две нити скрепленных между собой рельсов (рис.6), характеризуются шириной рельсовой колеи Sp, которая измеряется расстоянием между внутренними поверхностями головок рельсов.

010

Колесная колея Sк – расстояние между наружными (рабочими) кромками реборд колес подвижного состава (локомотивов и вагонеток). Связь между рельсовой и колесной колеей следующая:

020

где x – игра колеи, обеспечивающая центрирование колесных пар (или полускатов) в движении и предотвращающая возможность расклинивания реборд колес между головками рельсов, для подземных рельсовых путей x = 10 мм.

Допуски на колею для подземных рельсовых путей – 2 + 4 мм.

Исходя из вышесказанного рельсовая колея,  в моем варианте,составит от 354 до 360 мм. Колесная колея будет равна 346 мм. Тем самым игра колеи возможна в приделах 8 – 14 мм.

 3.2.2 Особенности укладки рельсовых путей на закруглениях

На закруглениях рельсовые пути укладывают с превышением наружного рельса над внутренним и с уширением колеи.

Укладка наружной нитки с превышением (рис.9) обеспечивает прохождение равнодействующей силы тяжести и центробежной силы через ось симметрии пути и вагонетки. Благодаря этому исключается сход подвижного состава с рельсов на закруглениях пути.

030

Из расчетной схемы (рис.9) находим превышение (в миллиметрах) наружного рельса над внутренним:

где v – скорость движения подвижного состава (вагонетки), м/с; R – радиус криволинейного участка, м; Sp – рельсовая колея, м.

 040

Сделаем вычисление: v– для простоты возьмем скорость в 1.38 метра в секунду (около 5 км/ч), R– радиус будет 5 500 мм (именно такие радиусы я решил делать на участке), Sp– рельсовая колея 356 мм. Считаем:

h= 100 х (1.9 : (5,5 : 0,356)) = 12,3 мм

 

Уширение рельсовой колеи на закруглении (рис.10) производится за счет сдвижки внутрь кривой внутреннего рельса из условия вписывания реборд колес подвижного состава при заданной жесткой базе (B) в рельсовую колею на участке закругления пути.

Величина уширения (в миллиметрах):

 050

Сделаем вычисление: R– 5.5м, В – жесткая база вагонетки равна 600 мм. Считаем:

Sp = 3000 : (5.5 : 0,6)3 = 3.891 мм

Судя по допуску (см. выше про игру колеи) не так уж и много.

060

Разгон уширения и превышение наружного рельса над внутренним осуществляют постепенно на примыкающих к кривой с обеих сторон участках, длина которых (в метрах) Lp = (1/31/10)Dh.

В моем случае вилка составила от 1.2 до 4 метров.

Радиус закругления для подземных рельсовых путей R = (710)B.

В моем случае вилка от 4.2 до 6 метров. Следовательно, запланированный радиус выбран правильно.

 

В следующем посте постараюсь опубликовать выжимку из другой книги – автор Ю.С.Пухов «Рудничный транспорт» (Москва, издательство «Недра», 1991г).

6 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *