Путевое хозяйство. Подкладки
Доброго здоровья, друзья дачбанисты!
Сегодня продолжаем цикл «Путевое хозяйство» и разговор поведем о подкладках под рельс. Как Вы знаете, а я надеюсь, что знаете, подкладка выполняет две работы. Первая, и основная, – передача давления от рельса на большую площадь шпалы, второе – если подкладка клинчатая, то сразу устанавливается угол подуклонки рельса(весьма нужное и на дачной дороге действие). И конечно, подкладка прикручивается к шпале, фиксируя рельс в заданном состоянии. Хотя последнего и предпоследнего может и не быть – рельс может быть установлен на шпалу (деревянную) без подкладки с затеской под подуклонку ( пример – узкоколейные железные дороги).
Ниже привожу фото из книги «Устройство и содержание пути узкой колеи (750 мм)»
Но… У нас то рельс ненормальный! Это ведь и не рельс, прямо говоря, а выход из положения, названный рельсом. И грани, что у профилированной трубы, что у полосы ровные и гладкие. Что делать? Как быть?
Выхода на самом деле всего два. Первый – сделать шпалу из металла и приварить её к рельсу. Тогда и подкладка не нужна. Но, как мы увидим из следующего рассказа о шпалах, металл не лучший выход в данной ситуации. Тогда переходим к способу №2 – вырезать из металлической полосы подкладку и приварить её к рельсу. Метод, честно скажу, весьма затратный по времени. Но и дающий потом большое преимущество в выборе материала шпал.
Я долго думал… считал… прикидывал варианты шпал… И все-таки пошел этим путем. И не пожалел!
Теперь от эмоций к практике.
И так, подкладкой, в моем случае, послужила металлическая полоса 5х50 мм. Длинна каждой подкладки 75 мм. Следовательно, расстояние делиться на три части – 25мм под крепеж, 25 мм под рельс и 25 мм под крепеж.
Изготовление состояло из этапов:
1. Напилить заготовки
2. Разобрать подкладки по столбикам. Каждый столбик 1 метр погонный пути.
3. Просверлить отверстия под крепеж
4. Приварить подкладку к рельсу.
К сожалению, сделать подуклонку на самой подкладке у меня не получилось. Хотя, если подключить к этому процессу кузнеца… А с другой стороны, я могу рельс монтировать, как на левую, так и на правую сторону пути))) Но я отвлекся.
На один погонный метр пути ушло 6-ть подкладок. На 45-ть изготовленных метров 270 шт. В каждой по два отверстия, итого 540 отверстий. Помните слова по временным затратам? Готовьте сани летом)))
Крепеж. Подкладки крепились сантехническим саморезом 6х40 с головкой под ключ 10-ку.
Практика эксплуатации.
На прямых участках все хорошо. На закруглениях, хоть и будет впереди спец. пост, а то и два, негативно проявила себя сварка. Нет, она не отвалилась, но имела, как бы это сказать, люфт с памятью)))) То есть при прохождении закругления рельс выгибало наружу, а после он опять вставал на место. Хотя об этом давайте поговорим в свое время, хорошо?
Что касается опыта других «дачбанистов», то Павел Чилин использует такую же полосу, а Александр из Радофинниково использовал даже меньшую – 4х40 мм. Но я побоялся её ставить – нагрузки у меня на порядок выше.
В следующем посте говорим о шпалах.
Фотографии наглядеы и описание подробное! Жем следующих выпусков :)
Если позволит время и я дойду до темы инструментов, то постараюсь расписать тех.процесс плюс подводные камни. А они, на удивление, оказались)))
Добрый день Михаил! Все прочитано, просмотрено и чрезвычайно интересно! Однако сил терпеть, еще неделю нет. Поэтому цитата и вопрос: «На прямых участках все хорошо. На закруглениях, хоть и будет впереди спец. пост, а то и два, негативно проявила себя сварка. Нет, она не отвалилась, но имела, как бы это сказать, люфт с памятью)))) То есть при прохождении закругления рельс выгибало наружу, а после он опять вставал на место», по какой грани выгибало по верхней или по нижней? И еще видел на вражеских сайтах, да и опыт подсказывает (делал Ж/Д пути 32мм для детей и не только), что наваривать подкладки и собирать Р/Ш решетки удобнее, быстрее и главное качетвеннее в кондукторе.
Правда его надо делать, а это тоже время. Как Ваше мнение? И присоединяюсь к Александру, ждем продолжения. С уважением Вячеслав!
Доброго здоровья,Вячеслав!
Спец. приспособление для сборки рельсовых звеньев конечно было. И помогло оно не только при сборке, но и при эксплуатации. И вот тут приходится забегать вперед.
Хоть и не люблю я мешать первое с восьмым, но для Вас сделаю исключение.
И так, само закругление, так как опыта такой эксплуатации не было, было смонтировано с ошибкой которая повлияла на прохождение. Но её увидели не сразу, а когда образовался комплекс проблем в том месте. О них и их решении расскажу потом. А вот о подкладках скажу следующее — сварка хоть и крепка, но имеет свойство (так как это метал) гнуться. И вот когда вес и нагрузки стали критическими, то вступил в действие эффект прогиба под нагрузкой и внешний рельс выгибало наружу. Конечно, это было буквально пара миллиметров, но и этого, при действии других составляющих, хватало для проваливания вагонетки внутрь пути. Когда нагрузка уменьшалась, примерно на 25%, все шло хорошо.
Больше пока не скажу — закругления и так поста в два выходят, так что ждите. Там будут и ошибки и методы их устранения и предотвращения.
Спасибо за ответ! Буду с нетерпением ожидать.
С уважением Вячеслав.
Михайло! может Вам увеличить количество шпал на метр? У меня на метр 8 шпал. Хотя у Вас на одну ось нагрузка большая.
Валерий, я по началу хотел укладывать по четыре шпалы на метр. Но потом посчитал затраты (а это материал для шпалы, две подкладки, четыре шурупа, работа) и нагрузки и решил попробовать так. По эксплуатации скажу следующее — расчеты себя оправдали — и нагрузку выдержало, и финансы сэкономило.
А если посмотреть на фото фельдбанов, то можно заметить следующее — шаг между шпал примерно равен ширине колеи. Но там рельсы нормальные.