Двухкрылый семафор. Рассказ третий.

Осьми Вершковая железная дорога (ОВЖД), ЛО, Гатчинский р-н. Автор проекта – Михайло Орехов.

И снова здравствуйте — адепты, энтузиасты, сочувствующие да заходящие!

Давненько мы с Вами не виделись, а?))) А всё потому, что дядя Миша с головой ушёл в строительство сарая, он же дровяник, он же склад, он же … Честно говоря, за время его строительства функциональная часть объекта претерпела значительные изменения)))

И мало того, что всё время занимает работа над данным зданием, так ещё эта затянувшаяся стройка в определённый период перекрыла своими лесами ОВЖД. В результате чего движение осуществлялось только до стрелочного перевода со стороны Грузового поста. Плюс, грузовая вагонетка оказалась запертой в тупике.

Но какое отношение имеет строительство сарая расположенного на Водяном посте к двухкрылому семафору стоящему на разъезде банный, спросите Вы? Как пелось в одной песне — немножечко терпения, сейчас они появятся))) А пока я завершу рассказ об установке первого изделия из класса сигнальных.

Как Вы, я надеюсь, помните, предыдущий рассказ остановился на месте перевозки семафора из депо Шушары на дачу. По приезду же мы взяли кисточки и валики и принялись доводить марафет на изделии



Благо лето было жарким и краска высыхала чуть ли не в два раза быстрее заявленного производителем.

После просушки настал самый ответственный и долгожданный момент установки и монтажа. Первой на позицию была доставлена нижняя часть.

С ней вопросов не возникло — всё село на свои места с первого раза, прикрутилось и затянулось.

Вторую, верхнюю, часть решено было сначала собрать на земле, а потом уже водрузить на первую.

Главной проблемой стала фиксация крыльев на момент перевозки и установки. Благодаря противовесам эту проблему удалось решить.

Далее последовала перевозка

И вот он главный момент — подъём!

Всё получилось с первого раза, хотя и тяжеловато было рвать сию конструкцию. Основная проблема — не перевернуть во время подъёма и удержать.

А дальше болтировка, затяжка, проверка системы и можно работать)))

Правда тяги пока ни к чему не прикреплены, но это связано с тем, что встали вопросы — а как это всё должно работать, кто им будет управлять и прочее. Хотя, первоочередным был поймать удачный момент для завершающей процесс фотографии, точки, если можно так сказать.

Но как оказалось, такой момент появился только в конце лета, когда семафор уже примелькался, а окружающие его растения подросли.

Ну а теперь пару слов о взаимосвязи семафора и сарая.

А дело вот в чём — дабы данное сигнальное устройство выполняло свои функциональные обязанности необходимо им либо вручную, либо автоматически управлять. Хорошо бы оба вида сделать взаимно дополняемыми. Согласитесь, в наше время перевести семафор вручную является большой редкостью. Тем более двухкрылый.

И как показал приезд ребят с Малой Октябрьской, возможность «работать руками» весьма востребована. Но это хорошо при гостевых покатушках. Другое дело при ежедневной работе прыгать туда-сюда да рычаги дёргать — не особо то и захочется. Ведь стрелку можно взрезать не выходя с поезда (и на фельдбанах это активно практикуется). А вот семафор не взрежешь.

И вот возникла идея сделать все стрелочные переводы и прочие элементы с двумя типами управления — ручным и автоматическим. Ну с ручным вопросов нет — всё встаёт прямо на изделия. А вот с автоматикой…

Много вопросов по электрике, электронике, механике и прочему. Но главный — где вё расположить. И до недавнего времени этот вопрос оставался открытым. А ведь именно от места, скажем так печки, и надо плясать. И тут построился сарай. И в одном из его внутренних углов расположился стол…

… и в один из вечеров сидел я за этим столом да чай попивал, и пришла ко мне муза, и сказала — чего думаешь да гадаешь, бери и делай над столом пульт диспетчерский и будет тебе счастье. Что-то типа этого, только на всю дорогу.

И вот теперь есть у нас «задание на зиму» — просчитать да продумать всю световую и прочую сигнализацию и сделать централизацию)))

19 комментариев к “Двухкрылый семафор. Рассказ третий.”

  1. Доброго здравия! Да, Михаил, «пульт на зиму», это будет интересная тема для обсуждений зимой )) Тем более, что зимой теоретическая часть всегда явно превалирует, над практической. И обсудить будет что ))

    Ответить
    • Доброго здоровья, Сергей!

      Да, зимой как раз такие вещи и делаются. Но мне это решение (с размещением ДСП в сарае на КП) даёт ещё и возможность работы над светофорной сигнализацией — я всё думал куда её релейный шкаф разместить, а тут удачное место подвернулось.

      Ответить
  2. Крылья с изнаночной стороны красятся — черная кайма, белая сердцевина.

    Также стало очень любопытно — для чего двухкрылый светофор прикрывает участок, на котором нет путевого развития.

    Ответить
    • Как это зачем? Ведь у Дяди Миши там будет разЪезд Банный! Семафор-то неспроста двукрылый! Мне после поездки на ОВЖД стало интересно, как работали все эти старинные системы СЦБ, так вот, там красится изнанка в контрастные цвета только для того, чтобы её видел ДСП, а как, по-моему, следует из рассказа, ДСП Рзд. Банный будет сидеть на Водяном Посте, так что ему семафор и так будет видно. Если досконально соблюдать правила, то у семафора ещё должны быть красные и зелёные сигнальные огни (с линзами такими, на крыле ближе к мачте), с обратной стороны дублирующиеся белыми, также на мачте должно быть пригласительное «пёрышко», а за 800 (а у нас, соответственно, за 10) метров до семафора ещё и должен стоять поворотный красный диск, и всё это должно тягами соединяться! Как Дядя Миша будет тяги под разворотным треугольником проводить, я не знаю, но диск, да и некоторые другие «причендалы» на ОВЖД, наверное, не очень пригодятся.
      И в Российской Империи до 80 х годов позапрошлого века не существовало чётких норм по СЦБ, были лишь рекомендации, и владельцы инфраструктуры сами решали, что и как им делать
      Может я, конечно, не прав — поправьте меня тогда, пожалуйста)))

      Ответить
      • Мишаня, а когда будет рассказ на тему «Как я провёл лето строя свою дорогу»? Порабы уже, милый друг, и рассказать о своих трудах)))

        Ответить
    • К ответу Мишани могу добавить, что семафор предполагается оснастить совмещённым механизмом, который будет позволять управлять им как в ручном, так и в автоматическом режиме. И если с автоматикой уже картина прорисовывается, то вот с ручным приводом пока сложности — нет чёткого понимания куда его лучше будет разместить. Или точнее сказать где.
      Видимо, это решиться после ввода в строй разъезда (покатаемся, посмотрим и сделаем)

      Ответить
  3. «Если досконально соблюдать правила, то у семафора ещё должны быть красные и зелёные сигнальные огни (с линзами такими, на крыле ближе к мачте), с обратной стороны дублирующиеся белыми,»

    Фонарь там только один, белого света на две стороны, а со стороны сигнального значения — цветные люнеты. У поездных семафоров — красная и зеленая, на вспомогательном крыле и предупредительных — красная и желтая. Крепятся люнеты либо непосредственно на крыле, либо через дополнительный привод от крыла.

    »
    также на мачте должно быть пригласительное «пёрышко», а за 800 (а у нас, соответственно, за 10) метров до семафора ещё и должен стоять поворотный красный диск, и всё это должно тягами соединяться!»

    На мачте входного семафора закрепляли только диск сквозного прохода зеленого цвета, предупредительный желтый диск выходного семафора, и очень редко — маневровый щит. Красный диск в механической блокировке не видел ни разу, так как он в «постоянной» круглой форме и не используется то практически никогда, кроме как для обозначения хвоста состава. Во «временной» прямоугольной форме используется для ограждения путей на время проведения работ.

    Ответить
    • Да, я именно про люнеты и говорил, они работают почти так же, как и линзы в линзовых светофорах. В ИСИ сказано, что семафоры могут быть с одним, двумя или тремя крыльями; посмотрите на первую фотографию из поста дяди Миши о строительстве семафора — там тоже заметно это «пёрышко».

      Красный диск вообще был первым сигнальным устройством на железных дорогах в России после шарового телеграфа Николаевской железной дороги; он был где-то в 2 раза больше красного переносного щита «стой! движение запрещено», и устанавливался в вертикальном положении. Повёрнутый ребром, диск означал примерно следующее:»приём на станцию разрешён, после проезда руководствоваться сигналами ДСП и стрелочников»; красной же стороной он символизировал то же, что и красный щит сегодня. Кстати, именно от предупреждающего красного диска пошёл диск временный(переносной) ограждающий. Потом красные предупреждающие диски увязали с семафорами, и ребро стало равно зелёному(или жёлто-мигающему), а плоскость — жёлтому сигналу нынешних предупредительных светофоров.
      Вот цитата с сайта «Инновационный Дайджест» :
      «Общим приказом № 37 от 31 марта1860 г. сигнальные щиты были введены на всех станциях Петербурго-Варшавской железной дороги. Статья № 1 этого приказа гласила: «Два сигнальных щита будут помещены на оконечностях каждой станции на всем протяжении линии. Щиты эти двоякого рода: первый щит, помещенный на расстоянии 250 саж. от первых стрелок будет зеленый: он неподвижен и требует уменьшения хода. Второй щит, помещенный против первых стрелок, устроенных на пути, по которому совершается движение, будет красный и подвижный. Красный щит, поставленный параллельно дороге, показывает, что станция открыта и въезд свободен. Щит, поставленный перпендикулярно дороге и лицом к поезду, показывает, что станция заперта, в этом положении он требует остановки и машина или поезд не должны ни в коем случае проезжать мимо»»

      И повторюсь: как таковых, ОБЩИХ правил относительно СЦБ тогда не было, и каждый владелец железной дороги сам решал, будет ли он использовать красные щиты или семафоры, или красные щиты вместе с семафорами, или вообще что-то своё оригинальное и неповторимое.

      Ответить
  4. Доброе время суток.

    Насчёт семафора… есть в нём «фишка», способная быть полезной на современной (технически) железной дороге в сложных условиях («мерцающее» электричество, к примеру) — «бэкап» в условиях отсутствующего электричества, когда хошь-не хошь, а ехать надо…

    В этом плане семафор неплохо цепляется на современную «цифровую» СЦБ (где, как на цифровом макете ЖД, нет отдельных пар проводов до каждого датчика или исполнительного устройства, но есть декодеры и общие шины/кабели) — вешаются лампы нужных цветов, моторы с концевиками и датчики положения крыльев, всё это через соответствующее оборудование «общается» с прочими устройствами (отображаясь на пульте) и собственно с пультом…

    Короче, надо трясти господ электроников, чтоб подобная «дачная цифровая» СЦБ стала возможной в реале. Нужна система, включающая в себя «мозги» (способные либо сопрягаться с ПК, либо программироваться через него), которые через пару проводов (ещё пара — питание) организует работу некоторого количества устройств, имеющих в системе индивидуальный номер/адрес. В идеале, система должна быть защищённой от взлома и вредительства, уж не знаю, как с этим у Ардуино, тут более интересны системы охранных сигнализаций и «умных домов»… Думаю, опыт цифровых макетов тут тоже может пригодиться…

    Поздравляю. Успехов.

    С уважением, Денис.

    Ответить
    • Всё таки у СЦБ довольно простой алгоритм работы (особенно при таком не густом путевом развитии) и вводить компьютерное управление — чрезмерная избыточность. Пару-тройку элементов стандартной логики можно и на реле собрать. Плюс этого варианта — отсутствие согласующий элементов между управляющими и исполнительными устройствами, всё может работать на одном напряжении.

      Ответить
      • Доброе время суток.

        Так зачем ПОСТОЯННОЕ сопряжение с ПК — с его помощью программируются один-несколько блочков (адреса там задаются у исполнительных устройств, в «мозги» алгоритм заливается), и всё, никаких лишних проводов и никаких лишних «чёрных ящиков», влекущих на себя внимание детей и не очень добрых посетителей…

        Забыл вчера — на роль «донора» шин и устройств может сойти система промышленной автоматики («Овен» и иже с ним), что может охватывать как отдельные станки, так и целые промышленные комплексы, тоже и программируется спокойно, и долговечность устройств достаточная…

        С уважением, Денис.

        Ответить
        • Программируемое устройство тоже компьютер, только маленький. Вопрос в другом — зачем для реализации простого процесса управления приводами и лампами использовать микропроцессор, который и денег стоит и знаний специальных требует, если для управления конкретным оконечным устройством вряд ли больше двух условий обрабатывать надо? Типа такого: стрелка открыта+перегон свободен — зелёный, в остальных случаях — красный. В данном случае имеем элемент 2И, собранный из простейших деталей — реле и концевик или два реле. На входном или выходном четырёхглазковом светофоре посложнее, конечно, будет, но всё равно ни чего заумного. Цепь каждого блок-участка автономна и не зависит от исправности других. В случае применения центрального процессора блокировка может отрубиться на всей дороге, поиск неисправности может быть сложнее а замена неисправной детали дороже. Ведь то что разработал и сделал сам всегда сам и починишь. К тому же щелчки от переключающихся реле на посту управления добавят своего колорита. И сам пост можно сделать классического вида, с сигнальными лампами и стрелочными ключами. Я это вижу так. И обязательно телефон! Дисковый или системы местной батареи))) А то что же это за железная дорога получается — стрелки есть, семафоры есть, а связи между станциями нет? Думаю, что вопрос телефонизации обязательно возникнет. — Алло! Депо? Обед готов, приезжайте.

          Ответить
          • Кстати, о связи между станциями — как показала практика это вещь весьма необходима, дажа при наших дачных масштабах. Ведь кричать с одного конца участка на другой это и голос сорвать и соседей до белого коления завести)))

            Ответить
            • На мой взгляд для коммутации абонентов лучше использовать шлюзы IP-телефонии (для гостевых покатушек можно переключаться на ручной коммутатор). Купленные с рук они совсем не дорогие, система получается легко масштабируемая, с произвольной нумерацией, как душе угодно: одно- двух- трёх- значные, любой значности номера в перемешку. Поддерживается импульсный набор(дисковые аппараты), есть функция (отключаемая)»тёплая линия» — если после поднятия трубки в течение заданного времени не набрана ни одна цифра идёт автоматический набор предварительного занесённого номера. Есть возможность выхода на телефонную сеть общего пользования. Будут вопросы по этой теме — пишите мне на почту.

              Ответить
  5. Накалякал я игрушку — демку http://983.u9.in.ua/rails/
    Могу прорисовать аналогичную карту для любой реальной дачной жд,
    при этом можно в качестве фона использовать реальную карту, доступную в интернетах,
    рисунок-схему, аэрофотоснимок местности.
    Работает это дело под броузером, тестировал только в хроме и FF.
    Работать может как с сервера, так и локально из папки на компе или флешке.

    Движение ПС пока только демонстрационная фиктивная демка,
    интересно было бы заморочиться и сделать что-то более живое.
    Используя эти же средства отображения вполне можно сделать макет экранного пульта ДСП,
    а если серьёзно заморочиться, то подвязать это дело под ардуинку и отображать на этом пульте реальную обстановку ДЖД.

    Ответить
  6. Раздумывал я над семафором и подумалось мне, что для привода крыльев можно использовать мотор-редукторы РД-09 или СД-54. Они реверсируемые, тихоходные(с разными передаточными отношениями делаются)не дефицитны, надёжны и стоят не дорого. Есть на 127 и 220В. К тому же они достаточно прочные и крыло разумного веса можно закрепить даже непосредственно на выходном валу. Можно, конечно, и с тягами или тросиком, мотаемым на барабан. С тросом (да хоть с верёвкой) может даже проще будет — ручное управление: мотор ставится в закрытое положение(трос размотан) и отключается, натягивая трос рукояткой через дополнительный блок поднимаем крыло, автоматическое управление: ручная рукоятка ставится в положение «закрыто» (без воздействия на трос) и запирается на замок, дальше дело за мотором. Возможно не помешает блокировка — «защита от дурака» — если ручная рукоятка не поставлена на замок мотор не включится. Можно ещё сделать полуавтоматическое управление — с тумблера. Редуктор с большим передаточным числом прокрутить снаружи невозможно, соответственно ни какой дополнительной фиксации не надо, как отключился в таком положении и остался, не опустится семафор. Только концевики надо на отключение в крайних положениях. А для ручного управления переводной механизм навроде стрелочного. Вот меня понесло-то.

    Ответить
  7. Здравствуйте! В качестве привода, па мой взгляд лучше всего привод от стеклоочистителя любого автомобиля, можно и б.у. Усилие весьма приличное, повторяемость 100%, работает в циклическом режиме, поэтому при выходе из строя концевых выключателей не выйдет из стоя сам не разрушит конструкцию. Управление возможно импульсное при наличии одного концевого (проходного ) выключателя.Цена не высока особенно на б.у. С уважением Вячеслав.

    Ответить
    • К тому же чудесно реверсится и питание безопасным напряжением.
      Недостаток — минус на корпусе ( для работы в прямом направлении), что потребует или двуполярного питания или изоляции корпуса и тяг.
      Такой и стрелку потянет вполне.

      Ответить
      • Здравствуйте! Помнится мне разбирал Я эти моторы и делал второй вывод, правда не на клемму, просто выводом провода, а реверс переключением обмоток. Правда давно это было. Вячеслав.

        Ответить

Оставьте комментарий