Метельники.

Привет, АЭСЗшники!

В преддверии наступающей зимы хочу поделиться с читателями блога одним весьма простым, но в тоже время незаменимым приспособлением, устанавливаемым на подвижной состав и помогающий ему в движении по припорошённому снежком пути. Данное приспособление применялось на железной дороге почти с самого начала её истории и называется оно метельник.

Сразу скажу, что их современный «вариант» — решётка, прикреплённая спереди локомотива — к изначальному приспособлению отношения не имеет. Почему? Давайте разберёмся.

И так, в современной терминологии метельником называют путеочиститель, используемый для сбрасывания с рельсов различного мусора, дабы оный под локомотив не попал и ни чего не повредил. Но у данного элемента есть и ещё одно название — скотоотбойник. Такие штуковины активно использовались на паровозах, эксплуатируемых в Северной Америке.

Дело в том, что в отличии от Южной Америке, где, как мы все хорошо знаем, водится много много диких обезьян, В Северной водилось очень много диких бизонов) Водилось до того времени пока их всех на мясо не поубивали. Но на заре истории железных дорог стадо этих животных представляло для поезда весьма большую опасность. И дабы её избежать, во-первых вешался колокол, в который постоянно звонил машинист, а, во-вторых, на паровоз устанавливали скотоотбойник, дабы бизонов с путей отбрасывать.

Но почему же этот агрегат по уничтожению парнокопытных назвали метельник? Я по началу думал, что это такая своеобразная игра слов — сметать с пути, значит метельник. И думал я так весьма долго пока не увидел репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Сценка у железной дороги» (холст, масло, размер 52х66 см). Данную картину художник написал в 1868 году, а это время становления железной дороги.

На первом плане картины мы видим пару мужиков, которых рассмешило увиденное приспособление для расчистки рельс в виде обычной и знакомой им метлы.

Тут уж всё встало на свои места и вопрос, что такое метельник, а что скотоотбойник был закрыт)))

Так вот, сегодня мы будем говорить о метельниках.

Но перед рассказом о процессе изготовления сей штуковины отвлекусь ещё на один момент — зачем они потребовались мне? Дело в том, что подвижной состав ДачЖелДора имеет весьма скромный вес. А это, в свою очередь, не даёт возможности подвижному составу превращать в пыль и труху всё, что попадёт на рельсы. Поэтому, даже лёгкий снегопад во время зимней работы дороги может причинить весьма большие неудобства.

А ситуация складывается так — колесо, наезжая на лежащий на пути снег, не давит его и не сбрасывает с пути, а толкает перед собой. В какой то момент снег упирается, колесо через него перескакивает, но из-за небольшого веса подвижного состава не давит снег, а утрамбовывает в ледышку, которая, в свою очередь, намертво прилипает к рельсу.

При ручной откатке максимум неудобства это подпрыгивающий в данном месте вагон. При использовании локомотива — пробуксовка колпар. Сдуть или сбить данную ледышку не выйдет, придётся брать лопату и счищать.

В какой-то момент времени мне это надоело и я решился на изготовление метельников. А тут ещё в магазине шаговой доступности появились по скидке щётки-смётки для автомобилей

Щётки плотные, крепкие, имеют прямую область в зоне щетины и два, расположенных под углом к плоскости оконечных участка. Ручку, к сожалению, пришлось отпилить.

Далее, поработав напильником, привёл полуфабрикаты в товарное состояние и перешёл к работам с металлом.

Первым делом изготовил основания для самой щётки

Затем прикинул расположение щёток относительно рельсов

Выбрав оптимальный угол перешёл к изготовлению элементов позиционирования щётки на кронштейне. А дабы в процессе эксплуатации выбрать наиболее удачное расположение щёточных элементов относительно пути решил всю конструкцию делать регулируемой.

После сварки и покраски всех элементов собрал изделие в кучу.

И приступил к изготовлению элемента крепежа конструкции к подвижному составу.

Итогом работы стал вот такой вот узел

Теперь пара слов об опыте эксплуатации метельников.

Во-первых, не надо думать, что данный элемент вычистит вам путь от нападавшего за неделю мокрого снега. Нет, для этого нужна лопата. А вот счистить пушистый снежок или позволить нормально ездить во время снегопада по вычищенному заранее пути — это да)

Во-вторых, данная приспособа работает не только зимой, но и летом. Я как-то поленился её снять весной, а уже в первый летний месяц понял её полезность — убирает свежую ржавчину с рельса, скидывает песок, землю, камушки щебёнки, убирает с рельсов скошенную траву.

После успешной эксплуатации принято решение все самодвижущиеся единицы подвижного состава оснащать метельниками штатно. А уже на этапе конструирования закладывать данный узел в производство.

5 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *