Метельники.

Привет, АЭСЗшники!

В преддверии наступающей зимы хочу поделиться с читателями блога одним весьма простым, но в тоже время незаменимым приспособлением, устанавливаемым на подвижной состав и помогающий ему в движении по припорошённому снежком пути. Данное приспособление применялось на железной дороге почти с самого начала её истории и называется оно метельник.

Сразу скажу, что их современный «вариант» — решётка, прикреплённая спереди локомотива — к изначальному приспособлению отношения не имеет. Почему? Давайте разберёмся.

И так, в современной терминологии метельником называют путеочиститель, используемый для сбрасывания с рельсов различного мусора, дабы оный под локомотив не попал и ни чего не повредил. Но у данного элемента есть и ещё одно название — скотоотбойник. Такие штуковины активно использовались на паровозах, эксплуатируемых в Северной Америке.

Дело в том, что в отличии от Южной Америке, где, как мы все хорошо знаем, водится много много диких обезьян, В Северной водилось очень много диких бизонов) Водилось до того времени пока их всех на мясо не поубивали. Но на заре истории железных дорог стадо этих животных представляло для поезда весьма большую опасность. И дабы её избежать, во-первых вешался колокол, в который постоянно звонил машинист, а, во-вторых, на паровоз устанавливали скотоотбойник, дабы бизонов с путей отбрасывать.

Но почему же этот агрегат по уничтожению парнокопытных назвали метельник? Я по началу думал, что это такая своеобразная игра слов — сметать с пути, значит метельник. И думал я так весьма долго пока не увидел репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Сценка у железной дороги» (холст, масло, размер 52х66 см). Данную картину художник написал в 1868 году, а это время становления железной дороги.

На первом плане картины мы видим пару мужиков, которых рассмешило увиденное приспособление для расчистки рельс в виде обычной и знакомой им метлы.

Тут уж всё встало на свои места и вопрос, что такое метельник, а что скотоотбойник был закрыт)))

Так вот, сегодня мы будем говорить о метельниках.

Но перед рассказом о процессе изготовления сей штуковины отвлекусь ещё на один момент — зачем они потребовались мне? Дело в том, что подвижной состав ДачЖелДора имеет весьма скромный вес. А это, в свою очередь, не даёт возможности подвижному составу превращать в пыль и труху всё, что попадёт на рельсы. Поэтому, даже лёгкий снегопад во время зимней работы дороги может причинить весьма большие неудобства.

А ситуация складывается так — колесо, наезжая на лежащий на пути снег, не давит его и не сбрасывает с пути, а толкает перед собой. В какой то момент снег упирается, колесо через него перескакивает, но из-за небольшого веса подвижного состава не давит снег, а утрамбовывает в ледышку, которая, в свою очередь, намертво прилипает к рельсу.

При ручной откатке максимум неудобства это подпрыгивающий в данном месте вагон. При использовании локомотива — пробуксовка колпар. Сдуть или сбить данную ледышку не выйдет, придётся брать лопату и счищать.

В какой-то момент времени мне это надоело и я решился на изготовление метельников. А тут ещё в магазине шаговой доступности появились по скидке щётки-смётки для автомобилей

Щётки плотные, крепкие, имеют прямую область в зоне щетины и два, расположенных под углом к плоскости оконечных участка. Ручку, к сожалению, пришлось отпилить.

Далее, поработав напильником, привёл полуфабрикаты в товарное состояние и перешёл к работам с металлом.

Первым делом изготовил основания для самой щётки

Затем прикинул расположение щёток относительно рельсов

Выбрав оптимальный угол перешёл к изготовлению элементов позиционирования щётки на кронштейне. А дабы в процессе эксплуатации выбрать наиболее удачное расположение щёточных элементов относительно пути решил всю конструкцию делать регулируемой.

После сварки и покраски всех элементов собрал изделие в кучу.

И приступил к изготовлению элемента крепежа конструкции к подвижному составу.

Итогом работы стал вот такой вот узел

Теперь пара слов об опыте эксплуатации метельников.

Во-первых, не надо думать, что данный элемент вычистит вам путь от нападавшего за неделю мокрого снега. Нет, для этого нужна лопата. А вот счистить пушистый снежок или позволить нормально ездить во время снегопада по вычищенному заранее пути — это да)

Во-вторых, данная приспособа работает не только зимой, но и летом. Я как-то поленился её снять весной, а уже в первый летний месяц понял её полезность — убирает свежую ржавчину с рельса, скидывает песок, землю, камушки щебёнки, убирает с рельсов скошенную траву.

После успешной эксплуатации принято решение все самодвижущиеся единицы подвижного состава оснащать метельниками штатно. А уже на этапе конструирования закладывать данный узел в производство.

5 комментариев к “Метельники.”

  1. Занятно вышло. Вагоны у Вас будут как майские жуки — с щётками!
    Вообще это очень важная тема, я много размышлял, но в интернете так мало ответов по теме используемой формы этого самого метельника, а ведь она о многом говорит. Назначение понятно — сбросить всё лишнее крупное с рельс. У скоростных поездов форма метельника обтекаемая. Аэродинамика тут на первом месте. Ехал прошлой зимой на Сапсане утром после снегопада, так у нас справа по борту такая метель была — вообще ничего не видно.
    А вот у паравозов метельник весьма крупный, треугольный, сильно вытянутый вперёд. Очень вызывающая форма, согласитесь, просто так такой большой агрегат ни кто бы делать не стал. Треугольность форма очень хорошо годится чтобы на скорости откинуть что-то влево либо вправо (конечно это не касается Анны Карениной). Но почему паровозный метельник не сплошной а решётчатый!? Все паровозные метельники как грабли состоят из параллельных усиленных рёбер, даже на более современных локомотивах метельники разрезные, не сплошные. Думаю это важно. И дело тут скорее всего как раз таки в снеге. Нельзя вот так взять и откинуть в сторону плотный слежавшийся снег, но его можно взрезать, раскрошить на мелкие глыбы а дальше в таком виде состав уже колёсами неплохо всё перемолотит. Сплошной не дырявый метельник попробует такой снег собрать как ковш и в итоге произойдёт накопление снежной горы и застревание. Всё это сильно зависит от метеусловий конечно, но думаю основная ставка сделана именно на отрицательную температуру и плотный спрессованый снег.
    Конечно в дачжелдоре никогда не будет таких масс чтобы остатки снега беспрепятственно давить и плавить, но кое-чему поучиться можно. Я вижу это так — пределанный на тележку сплошной стругообразный метельник а перед ним в паре сантиметров реечная рамка призванная крошить снег. Попробуемс может быть.

    Ответить
    • Доброе время суток.

      Насчёт решётчатости метельника… По мне — издержки технологии. С тем же успехом (на ТЭМах, ТГМах) использовались литые, обилие отверстий в которых (для уменьшения веса) придавало сходство отдельным метельникам с черепами динозавров (детство проходило рядом с разделочным тупиком тепловозного депо).

      Так-то в СССР метельники были декоративно-аэродинамичными, но в сильно снежных районах (Норильск) использовались реально снегосбрасывающие метельники (на тех же электричках), похожие на классический «скотосбрасыватель», такие стоят на норвежских электровозах-монстрах (на рудовозной линии) и у швейцарцев на их горной «метровке» (Ретийская дорога)…

      На железной дороге проблема со снегом стоит остро — спрессованный электровозами (картерами двигателей и осевых редукторов) снег начинает раздвигать рельсы, поэтому снегоочистители выгребают снег и из колеи, не говоря о том, чтобы выкинуть сугроб из габарита…

      Из личного опыта — снег надо удалять с дороги, пока не слежался, потом он становится плотнее (удобно перемещать) и жёстче, прихватывается намертво. Поэтому, едва начинается снегопад, на моей уже прошлой работе у меня начинался «субботник» — бдил, едва у подсобки вырастал сугробчик, сразу брал лопату и перемещал куда подальше, через час по-новой насыпало — опять вышел и опять переместил. В случае дачжелдора можно представить эдакий автоматический снегоочиститель (тележка с отвалом), который в метель начинает выписывать по дороге круги, не давая магистрали «зарости». Типа, датчик сработал (типа, на стене висит линейка из датчиков, какой-то один присыпало — тележка «проснулась», пошла ездить, заодно датчики почистила, сделала круг, вернулась в док, воткнулась в розетку, заряжается… Но это, конечно, червевато…

      С уважением, Денис.

      Ответить
      • Ну если путь в порядке, электроника отлажена, то можно не только снег сгребать в автоматическом режиме. Летом можно поливать гербицидом.
        Честно говоря, я уже давненько подумываю над таким роботом. Может быть и сделаю)

        Ответить
  2. Пробовал разные щетки (благо их бесплатно в достатке), в итоге отказался от этой затеи.
    Вероятно, это очень полезная штука летом, чтобы сметать песок. Но снег — его сотни вариаций в разную погоду. Самое частое явление — забивание снега в щетину метельника, с чем работа оного и прекращается. Самая частая проблема зимой — нсмерзание снегольда на колеса вплоть до их блокировки. У нас подвижной состав очень легкий, правильно говорите — он не давит в пыль, он наматывает на колеса. Даже когда чистишь щеткой рельсы, щетку эту постоянно выбиваешь от снега. Как итог с нашими ледяными дождями и постоянными снегопадами (горыныча нет, увы))) лопата совковая металлическая, лопата снегоуборочная и отдпльно щетка на всякий случай. Мой опыт таков.
    Рад, что хоть у Вас работает.

    Ответить
    • Ну как оказалось это работает не только зимой, но и летом. Особенно на совмещённых с дорожками/площадками участках пути.

      Кстати, есть щётки меньшего размера и ещё более плотные, продаются в хозяйственных магазинах. Я такие на Пчёлку буду ставить.

      Ответить

Добавить комментарий для Михайло Орехов Отменить ответ