Междуреченская микроколейная железная дорога (ММЖД): проектирование и начало строительства

Друзья! В нашем полку прибыло!

Сегодня рассказ о начале работ над новым проектом дачной железной дороги. Его автор — Сергей Шилов. Дорога будет располагаться в Тверской области, Калининском районе, посёлке Междуречье, в непосредственной близости от платформы «Тверца» Октябрьской железной дороги. Ширина колеи — 250 мм.

Проект находится в самом начале пути и я надеюсь, что практики ДачЖелДора помогут автору советом, поделятся с ним опытом. Особенно это касается Алексея Калашникова)))

А пока слово Сергею:

Доброго дня всем строителям дачных железных дорог, а также всем сочувствующим!

В течение нескольких лет я являлся активным читателем блога «Стальная колея», да всё никак не решался приступить к постройке собственной микроколейки. Важным событием, подтолкнувшим меня к началу её строительства, стала перспектива возведения большого жилого дома. Так как возить грузы по участку на тачках проблематично из-за многочисленных кочек и ямок, на семейном совете было принято решение, что железной дороге на участке быть. Начался этап проектирования микроколейки.

Предполагаемое путевое развитие достаточно простое: кольцо по периметру участка и два ответвления: в депо и к сараю (с последующим продлением к воротам. Кольцо будет использоваться не только в целях перевозки грузов, но и как аттракцион для детей.

Дабы не изобретать велосипед, я обратился к опыту коллег, представивших свои дороги в блоге «Стальная колея». После долгих раздумий выбор остановился на УЖД Калашниковых, которую и было решено взять за образец при проектировании и строительстве ММЖД. Это касается и ширины колеи (250 мм), и решения использовать вместо колёс с ребордами дополнительные ролики, вращающиеся в горизонтальной плоскости.

В качестве рельсов на моей микроколейке будет использоваться профилированная труба 20х40 мм, в качестве шпал – брусок сечением 50х50 мм. В качестве опытного образца были использованы обрезки профилированной трубы от забора и обрезки брусков, найденные в сарае.

Несколько дней ушло на составление чертежей колёсной тележки.

Первым делом предстояло построить из обрезков от забора (профильная труба 20х40) и имеющейся под рукой фурнитуры небольшой отрезок пути и колёсную тележку.

В процессе изготовления образца рельсошпальной решётки учитывался и визуально-эстетический момент, поэтому шпалы посажены достаточно часто, с интервалом в 10 см.

В качестве креплений рельсов к шпалам использованы крепёжные пластины и уголки.

Готовый образец полотна длиной 53,5 см. Этот кусок пути будет использоваться в дальнейшем в мастерской для изготовления тележек.

Изготовление тележки. Так как сварочного аппарата под рукой не было, все части стягивались болтами.

Презентация готовой тележки членам семьи.

В процессе разбора участка обнаружены длинные куски профиля. Решено построить часть пути для будущего депо, а заодно протестировать тележку на длинном участке пути.

Испытания тележки прошли успешно – катается легко, быстро и бесшумно.

Подготовка места для будущего депо за мастерской. Здесь будет прямой тупиковый участок пути длиной около 5 метров.

Выравнивание и утрамбовывание перекопанной земли.

В качестве подложки под рельсошпальную решётку используется кусок линолеума. Впоследствии путь будет выровнен песчаной подушкой и присыпан гравием. В настоящее время длина пути составляет 327 см.

Всем спасибо за внимание. Буду рад конструктивной критике. Продолжение следует.

29 комментариев к записи “Междуреченская микроколейная железная дорога (ММЖД): проектирование и начало строительства”

  • admin:

    Поздравляю автора с началом большого дела!

    Сразу видно, что подход серьёзный и многосторонний. Начало положено и мы ждём продолжения)))

  • nashpoezd:

    Примите и мои поздравления тоже! Так держать!!!

  • Красивая, с эстетической точки зрения работа.

  • Ооо и от меня поздравления с началом. Главное — начать, а потом затянет так, что сниться будет.
    Из пожеланий — с такой организацией колес обычная стрелка не подойдет ведь. А на схеме две стрелки сосредоточены в одном месте. Так не проще ли сделать разворотный круг. Делается за сутки. Будет не только пропускать пс насквозь на основном, как я понял, круговом маршруте, но и работать за две стрелки сразу же.
    Да, знаю, негоже пускать через круг сквозное движение, но грамотно сделанный круг держит значительные нагрузки, четко фиксируется. На микроколее нагрузки все равно не в тонну.
    Насчет длины пропускаемого пс — ну я не видел на наших дачах приличных составов, а сцепку из двух-трех единиц круг пропустит. Например локомотивчик и две вагонетки займут не более 1.5-2 метров.
    Плюсом круг послужит как депо, никто ж не мешает ему пристроить пару тупичков в метр длиной.

    Если все же будут реализованы стрелочные переводы — интересно будет посмотреть их конструкцию.

    На линолеуме путь скользить будет, даже засыпанный песком — и песок скользит. Я пытался.

    • Благодарю за поздравления.

      Над стрелками сейчас думаю.
      Скорее всего, попробую собрать одну безостряковую стрелку с поворотной частью рельса вместо крестовины, как на ОВЖД.

      Поворотный круг на сквозном движении не рассматриваю, а вот вместо второй стрелки вполне возможно его соорудить. Там изначально планировался разворотный треугольник, но по габаритам никак не вписывается.

    • Линолеум — это временная подложка, чтобы путь не зарастал всякой лабудой. Думаю, когда путь будет укладываться окончательно, в качестве подложки использую геотекстиль.

      • nashpoezd:

        Здравствуйте! Сергей, интересуют так же и технические характеристики дороги. Каков минимальный радиус кривой планируется? Нагрузка на ось. А так же какая приблизительно длина, по проекту?

        • Дорого дня!

          Минимальный радиус будет около трёх метров, длина около 100 метров. Нагрузка на ось будет зависеть от колёс, пока поставил те, что были под рукой, а у них допустимая нагрузка невелика — 70 кг на колесо (140 кг на ось, 280 кг на тележку, 560 кг на единицу ПС). С увеличением количества ПС планирую ставить более надёжные колёса.

  • Поздравляю Вас с открытием!!
    Особенно улыбнуло что теперь я дважды не одинок на просторе безребордных колёс. Учитывая схожие размеры колеи, добро пожаловать в гости со своим паровозом ;-)
    Красивое и аккуратное исполнение у вас, и серьёзный подход к обустройству пути. (геотекстиль нам только снится).

    1) Субъективно кажется что с количеством шпал переборщили, очень густо выходит, надо ли? У меня в последнее время всё чаще возникает ощущение что на микроколейках действуют несколько иные законы физики. Самое мудрое решение что я встречал по критерию частоты шпал это не по нагрузке а по удобству ходьбы ногами. Даже при наличии механизированной тяги иногда будет хотеться что-то откатить вручную. Из этих же соображений попробую собрать тестовый участок пути на шпалах не 50х50 а 100х20 и 150х20.

    2) По прямой всё всегда хорошо едет. Проблемы у всех начинаются в поворотах. 3 метра это хороший радиус, должно хорошо пролезать.

    3) Про нагрузку «на ось». Думаю к нам безосным это неприменимо. Если Вы не будете с нивелиром выставлять рельсы и подправлять каждый сезон то волей-неволей во время движения нагрузка в каждой тележке будет распределяться только на три колеса попеременно в зависимости от бугров. Такой расклад дел не беспокоит пока не возникает разрыв пути куда тележка может провалиться. Почему у меня тележка не проваливается?- потому что на её бока полозьями опирается вагон, который в свою очередь опирается на вторую тележку. Получается жёсткая самовыравнивающаяся конструкция и одно из колёс свободно пролетает над семисантиметровым разрывом рельса.

    4) про стрелки: Впринципе при такой конструкции ничего страшного в них нет. Однако идея поворотной крестовины как на ВТЖД очень толковая и можно попробовать реализовать. Я бы то же попробовал, если бы придумал кривошипный механизм способный переводить и остряки и крестовину одним рычагом.

    5) Проблема с упорными роликами: я вижу Вы тут применили колёсики с плоской площадкой для крепления… я от них отказался по двум причинам. 5.1) недолговечность. Почему-то через два сезона у них увеличилось трение. Но я брал дешёвые совсем без подшипников. 5.2) стрелка. В конструкции стрелки просто необходим контррельс. Упорный ролик идущий по внешней дуге не будет до рельса даже дотрагиваться, а будет дотрагиваться до контррельса и крутиться в обратную сторону. Ваш ролик будет скрежетать металлическим креплением по контррельсу. я так с годик поездил и решил что этот скрежет мне неприятен и тормозит качение, особенно под нагрузкой. Уверен, Вам захочется нагружать состав большими грузами, поэтому об этом сразу стоит задуматься. Кроме того чем компактнее ролик тем меньше разрыв в крестовине рельсов.

    6) Ещё одна проблема которая возможно появится во время эксплуатации под нагрузкой — болтовые соединения в тележке. Не факт что тележка не начнёт ромбически качаться. Для бОльшей жёсткости можно пропиливать два профиля насквозь, но болты вставлять только в те части профилей что соприкасаются, закручивая гайки внутри профтрубы, если конечно есть спецключи. Можно использовать болты — имбусы чтобы сверху через сквозное отверстие крутить шестигранником.

    • Алексей, доброго Вам дня! Благодарю за поздравление и за ценные советы.

      1. Шаг шпал выбирался из эстетических соображений. В принципе, ходить по такой рельсошпальной решётке не дискомфортно, нога наступает на три шпалы сразу. При наличии пиломатериалов другого сечения, думаю, тоже поэкпериментирую.

      2. Участок куплен недавно и ещё практически не занят клумбами, посадками и постройками, что позволяет вписать кривые достаточно большого радиуса. Возможно, даже 5 или 6 метров.

      3. Надо будет это учесть при конструировании рамы вагона.

      4. Стрелка сейчас в стадии проектирования. Всё как раз в механизм синхронного перевода стрелки и крестовины упирается.

      5. Ролики брал из тех, что были под рукой. Думаю, нужно будет переделать их крепление. Как говорится, первый блин комом.

      6. Тоже об этом думаю. Эксплуатация покажет

      • Александр Степанов:

        Во первых присоединяюсь к поздравлениям. Теперь по делу. Пункт шестой (возможное разбалтывание тележек) — проблема решается раз и навсегда электросваркой. Я бы вообще поленился на болтах собирать)) Сборка рельсошпальной решётки — это же прорва уголков потребуется. И опять резьбовое скрепление (саморезы). Здесь бы я не только поленился но ещё и зажмотился )) На мой взгляд плоская полоса на электросварке дешевле и надёжнее. Я конечно смотрю со своей колокольни, но мне проще и дешевле нарезать и насверлить на станке полосу 40х4 и приварить её к рельсам. Ну не смейтесь, люблю я сварку.

        • Самое интересное, что эти уголки не привариваются, из нержавейки они что ли. Хотя продавец божился, что чернуха. И таки да, лучше сварки может быть только сварка с двух сторон))))

          • Ага, они небось оцинкованные. Проходили. Надо болгаркой зачистить до железа и тогда только приваривать.

            • Александр Степанов:

              Электрод потолще и ток побольше и пофиг на цинк, всё выгорит, ни когда не зачищал. Первый проход не очень эстетично, второй всё выправляет. Главное на свежем воздухе варить или под хорошей вытяжкой, больно уж для здоровья цинковые испарения не полезны.

              • А я думаю, чего это голова так болела после сварки.

                • Александр Степанов:

                  Если много подышать могут быть симптомы как при сильной простуде — озноб и ломота в суставах. Причём не сразу а через несколько часов (до 10) и поэтому можно не сопоставить причину и следствие. Для сварщиков даже делают специальный противогаз — намордник как у лётчиков (чтоб сварочная маска нормально опускалась) и шланг за спину к фильтру.

              • На любительском уровне какой там второй проход.. при первом бы проходе большим током эту несчастную трубу насквозь не проварить.

                • Александр Степанов:

                  Как раз при первом проходе больше шансов насквозь прожечь, пока ещё первоначальный зазор есть. Все нюансы долго разбирать, при том, что многое уже делается на автопилоте. Где-то короткими тычками, где-то сплошным прямым швом, а где и зигзагом.

          • Александр Степанов:

            Нормально они привариваются. Вот с чем я намучился — срочно надо было соединить омеднённую стальную проволоку 4мм. Вот это было мучение. Но всё равно сварил. Хот и не красиво, но крепко.

  • У меня одного тут рамчатки просто под силой гравитации лежат на шпалах?)))) Просто потому, что временные, все будет подвергнуто переделке.
    Однако опыт показал, что как прямо так и в поворотах было перевезено уже под тыщу туловищ и многие тонны стройматериала без деформаций и уводов. Это на плывунах в болоте да кое-где без нижнего строения пути.
    Вагон (который мне не поднять) и пять взрослых тел в нем отлично идет по шпалам, уложенным на расстоянии в 40 см при применении в качестве рельсов профтрубы 50х25. Частота шпал на дачжелдоре — это больше эстетитка. При том, что на стометровой микроколее все равно этих шпал надо дофига. Я вот не пойму все-таки — если идет речь об эстетике и о том, что будет длинный путь, но колеса с роликами а не с ребордами. Ладно наши 750мм, когда одно колесо стоит 4к, но в ваших размерах они дешевле тыщи за штуку. И будут тогда нормальные стрелки без всякого ноу-хау. И кошерный пс.

    • чёрта с два они дешевле 2К за штуку будут. Диаметры то те же. Только ещё куча возни с тем как их на ось сажать. В домашних условиях ни вал расточить ни запрессовать не выйдет.

      • Как это те же. На 750мм диаметры от 20 см. В идеале 30-40 см. На микроколее гармоничнее смотрятся 10 см. А с увеличением диаметра цена вырастает в геометрической прогрессии.

        • Александр Степанов:

          На мой взгляд гармонично смотрятся колёса диаметром 50-70% колеи

        • Да, я смотрел 100-125мм в диаметре в своё время. Не было нормальных предложений. Сейчас есть какие-то немецкие почти по 1000 рублей за штуку. Но всё равно это вынь да полож 8К за единицу ПС только за колёса. Вопрос изготовления и запрессовки вала остаётся открытым. А ведь ещё нужны подшипники. Экономически проще накупить безребордных колёс со встроенными подшипниками и роликов к ним, за одно не прийдётся заморачиваться с подуклонками, выверением точного расстояния между рельсами и радиусами поворотов. Это всё конечно звучит как жалкое оправдание нежелания тратить деньги на своё хобби, но ведь ситуации бывают разные.

          • Александр Степанов:

            Всё зависит от ситуации. Если надо максимально просто и дёшево организовать перевозку груза то вариант с роликами самый подходящий. Особенно если стрелки не нужны. А если эстетики хочется, то да, за неё придётся заплатить.

            • Тут ведь ещё вторая сторона эстетики вступает. Хочется ПС с подвижными тележками. А если собирать на ребордных колёсах и колпарах то из-за больших радиусов поворотов и ЖД получится гигантской. Или ширина колеи сильно просядет и устойчивости не будет.

  • Владимир Назаров:

    Это хорошо,что он начал строить свою дорогу.Я тоже попытался ,по весне за неделю сделал 6 метровый участок из профиля 50х25х2.Применил полосу 40х4 для крепления.Без сварки делать нечего.Также нужны кондукторы для равномерной расстановки площадок и соблюдения колеи.На шпалы пустил старую обрешетку-подтоварник,распиленный вдоль.Колея 15″,длина шпал 700мм.Надеюсь в этом году построить дрезину.

Оставить комментарий

Карта блога

sad12-09_6

Обсуждения

sad12-09_6

Рубрики
Полезные материалы.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Архив
Дачная колея на выезде.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

Карта посещаемости
Map
Статистика