Какую колею делать?

заставкаДоброго здоровья, строители дачжелдора и им сочувствующие!
Сегодня представляю сорокаминутный фильм о железных дорогах дачной колеи — «Passenger Carrying Garden Railways». В вольном переводе это звучит, как «Пассажировместимость садовых железных дорог».
Прежде всего, обращу на него внимание тех, кто ещё не определился с шириной колеи для своей дачной чугунки. В фильме наглядно показаны, как основные для забугорья типоразмеры колеи, так и её применяемость. Правда, зарубежом более приняты клубы любителей данного вида транспорта или большие парковые дороги, поэтому в привычной нам дачной обстановке кадров нет. Но, как говориться, лучше один раз увидеть)))
Фильм английский, но перевода не требуется – все показано в видео. Начинается фильм рассказом об истории данного вида транспорта и далее, начиная с ширины в 5-ть дюймов, показан, как подвижной состав, так и путевое хозяйство в действии. Для простоты понимания привожу пересчет дюймовой системы в метрическую:

5 дюймов = 127 мм
7 ¼ = 184 мм
10 ¼ = 260 мм
12 ¼ = 311 мм
15 = 381 мм
2 фута = 24 дюймам = 609 мм

23 комментария к записи “Какую колею делать?”

  • Makr0v:

    Жаль, конечно, что почти все делают на колею 300мм — маловато(

    • Михайло Орехов:

      Ну тут есть два осново-определяющих фактора — размер участка и возлагаемые на дорогу эксплуатационные потребности. В первом случае около 90% садоводов имеют 6-ть соток. Во втором, как правило дорога делается для катания «себя любимого» и «приближенных к нему»)))
      Но 300 мм это ещё широко. Если посмотреть в сторону западного опыта, то очень многие там катаются на 180-ти и 260-ти мм. Правда, там это все развлекуха.
      Для работы же колея должна быть максимально возможной. Ибо нет смысла делать вагонетку на 0,1 м3 — объем двух садовых тачек при цене работы бригады с трактором)))

      • Михаил, доброго здравия! Поделюсь своим опытом по поводу выбора колеи.
        В 2015м году, когда я вплотную задумался о строительстве дачбана, первым делом разумеется встал вопрос ширины колеи. Долго искал рельсы Р7 Р8, безуспешно, долго искал штампованные колёса с ребордой, то же безуспешно. В итоге, когда мне под руку попалось 50 метров ржавого швеллера я прикинул — а что собственно можно из этого сделать. Разумеется о 750мм речи быть не могло потому как участок фактически 15х70 метров. Не хотелось бы всё занять железной дорогой. Да и подумать — сколько же песка и шпал для этого потребовалось. Чтобы разместить рядом два пути мне потребовалась бы полоса в два метра! Да и размер стрелочного перевода был бы с пол участка при таком раскладе. Решил пропорционально уменьшить предполагаемую ЖД исходя из одного смешного факта. На пути предполагаемой железки в одном месте был узкий участок — между забором и детской игровой площадкой вкопанной намертво в землю. расстояние там 70-80мм в зависимости от высоты на которой мерить. Это и сыграло решающую роль в выборе колеи. Смешно. Кроме того участок ЖД в самом своём начале проходит по автомобильной парковке от которой надо было постараться отнять как можно меньше, что ещё сильнее утвердило мой выбор основного габарита подвижного состава — 65мм.

        Если приблизительно посчитать пропорцию колеи к габаритам на УЖД-750мм, то колея у меня получилась 250-300мм. Тут вышел забавный казус по ошибке и невнимательности. Я так торопился сшить первый участок пути и сварить первую тележку подвижного состава, что не обратил внимания — длина стандартного кирпича, послужившего мне эталоном и позиционером для сварки рельсов и тележки оказалась не 300 а 250мм. Вот так и вышло что снаружи моя колея 300 а внутри 250мм.

        Теперь касательно расчёта колеи под грузооборот. Объём вагонетки при таком раскладе будет маленьким если делать двухосную вагонетку. Но я изначально решил что подвижной состав будет на независимых поворотных тележках. Таким образом длину вагона и объём кузова можно сделать практически любыми в разумных пределах.

        Теперь касательно надёжности и скорости. Прямо скажем, быстрее 10 км/ч я наверное не разгонялся. Очень сложно бежать вслепую по рельсам толкая перед собой вагон. Однако за два сезона сколько бы ни было сходов с рельс — ни разу не было бокового опрокидывания состава. Даже гружёный вагон чтобы опрокинуть или положить на бок — нужно приложить изрядное усилие, которое не под силу детям. Делаю вывод — для садовой ужд колеи 250мм вполне достаточно с точки зрения безопасности и грузооборота.

        • Михайло Орехов:

          Доброго здоровья, Алексей!
          Ширина колеи для работы имеет первостепенную роль. Конечно, можно возить грузы и на 180 мм, но смотря что за грузы. Если говорим о сыпучке, то при отвале вбок можно делать и двух тележечный вагон (пока не говорим о стоимости второй тележки, но учитываем, что две колпары в нашем случае стоят более половины вагона если не 3/4 его). Но при отвале в путь (а это оказалось весьма удобно) длинный вагон не подходит.
          Другое дело возникает при перевозке ящиков, широких предметов и крупных длинномеров (двери, рамы и прочее)встает вопрос с опрокидыванием вагона на бок. Хотя кто-то этими перевозками заниматься не будет.
          Но, как показал опыт Сергея с его ВТЖД, данный вид перевозок может быть востребован.

          Мне кажется, что каждый должен выбирать колею с точки зрения удобства для себя. Как это делалось на жд изначально. Например, Олег Чумак выбрал 300 мм исходя из того, что, во-первых, проблемы со спиной не позволят везти тяжелый вагон, а, во-вторых, торопиться некуда и можно сходить пару лишних раз.
          А вот Сергей из Ростова выбрал 500 мм и, думаю, не прогадал))) Судя по его перевозкам она самое то.

          Да, и по сходам. На ОВЖД ПС за три года сходил пять раз. По каждому сходу были сделаны «разборы полетов» и приняты меры для их предотвращения в будущем. Причинами схода были:
          1. Дефект рычага опрокидывания, кузов типа «Самосвал» (кузов переделан, дефект устранен)
          2. Сход при проверке поворота, испытание прохождения на скорость ( путь отбаластирован, рассчитаны точки размещения груза на платформе)
          3. Сход на переведенной на другой путь стрелке (стрелочник получил по голове, стрелка до установки машинки зашита)
          4. Отвернулся крепеж шайбы держащей подшипник в колесе (колпары переработаны полностью)
          5. Сход груженой вагонетки в путь при его отсыпке (введено правило установки двух тормозных башмаков в конце временного пути и тормозного упора в конце постоянного пути)

          • Дмитрий:

            Напишу и я свои пять копеек соображений касаемо ширины колеи.

            Участок у меня маленький, но через несколько я лет я имею определенные планы либо присоединить соседский (соседка не прочь поменяться на двушку, которую мы сдаем за ненадобностью), либо переехать на новое место подальше за город, но прихватив больших размеров участок. Так что для себя твердо решил, что колея и габарит должны быть такими, чтобы не доходило до маразма и потенциально опасной ситуации. А именно — подвижной состав не должен опасно крениться и раскачиваться, если на его борту повиснет взрослый мужик вроде меня. Особенно это актуально для пассажирского вагона и тепловоза.

            Опираясь на методики расчета для УЗКОКОЛЕЙНОГО подвижного состава, решил, что колея у меня будет стандартных международных 15 дюймов — половина стандартной же отечественной колеи в 750мм. Я спокойно отношусь к дюймам, а при взгляде на колею Михаила задаю себе только один вопрос: какой смысл мне ему подражать, если между 365 и 381 мм разницы чуть больше толщины «рельса» (профильной трубы)? Посему дурачиться я не буду и возьму стандартные 381 мм. Габарит подвижного состава пересчитываю со стандартного УЗКОКОЛЕЙНОГО, исходя из тех же соотношений. Плюс опыт изучения характеристик аттракционов железнодорожной тематики. Помните ссылку, что я давал?

            http://поездрф.рф/

            Это к вопросу о том, где взять рельс Р8 и профилированные колесные пары. Плохо искали. Контакт с данной фирмой налажен, готовы хоть завалить рельсами Р8, цена зависит от объема партии и точки доставки. Они на постоянной основе закупают то ли отечественные, то ли китайские той же массы.

            Туда же и вопрос по колесам — если для тележек и вагонеток еще есть смысл экономить и выточить колеса под заказ (причем я сильно сомневаюсь, что это дешевле плюс возня с их установкой), то для локомотива можно и разориться разово на НОРМАЛЬНЫЕ колеса. Компания поставляет колесные скаты и сборные готовые колпары диаметром от 150 до 350 мм. Разумеется, колеса и рельсы можно найти и в других компаниях, просто привел пример вполне себе готового решения.

            Также возвращаюсь к заявлению, что для локомотива вполне уместны автомобильные тормозные барабаны от классики, если в качестве силового агрегата использовать мотоблок. Устанавливаются на родные ступицы вместо тракторных колес БЕЗ МАЛЕЙШЕЙ ДОРАБОТКИ. Отсутствие конусности компенсируется возможностью увеличить разбег колесной пары (барабаны шире головки «стандартного рельса») и высоким тяговым усилием мотоблока. Для вагонов такие колеса будут слишком тяжелыми и широкими. Тут лучше пойти проверенным путем — от заказных и покупных до переделанных путейских мадеронов (две половинки от мадерона плюс два швеллера в качестве поперечных соединений = готовая двухосная тележка), а также самодельных тележек и рам. Можно сделать настоящую тележку Даймонда из стальной полосы подходящего профиля, и она будет отлично работать под вагоном…

            • Михайло Орехов:

              А главное, что цена рельса за один метр замечательна — 20 долларов!
              Теперь посчитаем путь «от забора до забора» — 30 метров (по длинной стороне) умножаем на 2 (рельсов то два метра в одном погонном) и умножаем на 20 долларов получаем 1200! По сегодняшнему курсу это 72 000 рублей. И это только рельс))) В случае с профтрубой затраты не металл составят 6000 руб.

              В таком случае проще взять Р-18 на сломе)))

              И ещё, очень хотелось бы увидеть какие то результаты работы. А то пока все голая теория и рассуждения. Просто на моей памяти уже с десяток энтузиастов далее «воздухосотрясания» не пошли)))

              • Алексей Калашников:

                чего то я посчитал 50 метров пути — 135 тыс рублей. Про колёсья мне на этом сайте пока не ответили, но цена на рельс меня уже расстроила.

                • Александр В:

                  Прошу прощения . Повторите пожалуйста ваш вопрос.

                  • nashpoezd:

                    Доброго здравия! Это очевидно данные с сайта:

                    http://xn--d1abg0aek2a.xn--p1ai

                    Размер локомотива: 2.2*0.8*1.2M (L*W*H) Вес: 600 кг
                    Размер вагона:1.7*0.8*0.6M (L*W*H) Вес: 70 кг
                    Материал: стекловолокно
                    Motor:DC 24 В
                    Батарея:30AH
                    Мощность:540W
                    Скорость: 3-5km/h
                    Вместимость:6 человек в вагон
                    Цена паровозика (+ три вагона) от 39000$. Цена рельс 1м-20$

                    Не кислото, прямо скажем.

                    • Дмитрий:

                      Господа, вы смотрите цену рельс ДЛЯ ГОТОВОГО АТТРАКЦИОНА (и это — прошу заметить!!! — цена рельсов ИЗ ПРОФИЛЬНОЙ ТРУБЫ). Вот они действительно получаются золотые — так как заложена стоимость сварки секций и «шпал» из того же короба.

                      Если бы рельс Р8 стоил 20 долларов за погонный метр, наши пункты сбора утиля уже бы разорились — в поселке половина заборов из этого рельса сделана, а у второй половины поселка — наковальни. Лично на окраине откапывал кусок Р5-ого из земли, для музея ДЖД. Жаль, гнутый винтом оказался, еле выдернули, пришлось квадроцикл впрягать, чуть без моста не остался.

            • Вячеслав:

              Добрый вечер Дмитрий! Вне всяких сомнений Вы человек грамотный и очень уверенный в себе не дурачитесь и не впадаете в маразм по всякой ерунде, вроде выбора величины колеи. Однако в механике и промышленности применяется стандартный ряд нормальных линейных размеров и все инженеры и механики их придерживаются в своей практике. В связи с этим фактом, что весьма примечательно, принятые размеры колеи нашими умельцами: 250, 300, 356мм, что полностью соответствует 1му и 2му ряду нормальных линейных размеров. Также попрошу заметить, что размер 15 дюймов тоже ему соответствует. Размер в 381мм предложенный Вами не является стандартным в отечественной механике и есть необдуманное копирование без наличия инженерной и творческой жилки. Подобный подход применялся в отечественной практике в 20х годах на заре индустриализации и был оправдан при полном копировании западной техники в условиях нехватки инженерного состава. Кстати западное инженерное дело и научное сообщество постепенно переходит на метрическую систему мер. Это заметно хотя бы по общеизвестной НАСА (США) нанимавшей отечественных специалистов для данной работы. Судя по Вашим постам планируется закупка образцов западной техники стоимостью в десятки тысяч долларов и укладка рельс купленных по 20 долларов или надерганных из забора у соседей с привлечением для монтажа местных рабочих. Хотим поскорее увидеть плоды Ваших свершений и порадоваться вместе. С уважением Вячеслав.

  • Александр Владимирович:

    Доброго времени .
    Почему 300мм ? По аналогии с большим братом . Ширину вагона (3200мм ) делим на колею (1520мм ) получаем 2 раза . Рассмотрим наш случай — мерим собственное тело в ширину ( примерно 600мм ) делим на 2 и получаем 300мм . Есть смысл делать колею шире для увеличения скорости ( более 30км в час ) , для увеличения грузовместимости при меньшей длине подвижного состава . Лично мое мнение . И в гости со своим » САМОВАРОМ » .

    • Михайло Орехов:

      Или так: ширину пассажирского узкоколейного вагона ПВ-40 (2300 мм) делим на ширину колеи (750 мм) получаем 3. Теперь тело (600 мм) делим на 3 и получаем 200мм)))
      По поводу своего самовара вопрос весьма неоднозначный — на мой взгляд интереснее приехать в гости и покататься на хозяйском ПС. А на своем можно и у себя поездить.

      • Александр Владимирович:

        » И тут Остапа понесло » . Шол 2025 год . На гигантской территории инженерного общества Спб и Лен области . Сотни составов ведомые увлеченным владельцами . Над парком царит атмосфера радости и веселья … И тд и тп )))

        • Михайло Орехов:

          Сразу вспомнилось видео с одного из мероприятий энтузиастов микро колеи в Германии — громадный ангар, большущий веер с которого один за другим выезжают энтузиасты на своих локомотивах и чинно проезжают мимо восхищенной публики…

  • Александр Владимирович:

    Да к стати, сегодня собрал и опробовал гидро тормоза — отлично работают ,берут на юз .

    • Михайло Орехов:

      Здорово! Надо будет потом заснять данный рабочий процесс.
      А мне вот на вагонетке придется стояночный тормоз усиливать — после схода вырвало одну колодку и загнуло общую тягу. Но даже одна колодка держит!

      • Александр Владимирович:

        Как продвигается работа над » мыльной оперой » ?

        • Михайло Орехов:

          Вот пишу очередной пост, но пока все туго — посевная в разгаре плюс работа по строительству первой стационарной станции под рабочим названием «Водяной пост». Поэтому прорывов пока нет)))

  • Владимир Назаров:

    Люди,видел Р5 в продаже,Р8,Р9.S7 тоже.

  • Владимир Назаров:

    Искал по нескольким источникам.Одна московская фирма имеет в Екатеринбурге склад,там Р5.Р8 и Р9 не нашел,может продали.Эс 7 московская фирма обещала,но ничего не сказали.Для рекламы они пишут про эти рельсы.Узнаю чего-сообщу.Швеллер 5у вещь хорошая,но цены!!!!

  • Владимир Назаров:

    Дмитрий,я могу вам 2х метровый кусок Р5 подарить.Ровный,не гнутый.

Оставить комментарий

Карта блога

sad12-09_6

Обсуждения

sad12-09_6

Рубрики
Полезные материалы.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Архив
Дачная колея на выезде.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

Карта посещаемости
Map
Статистика