Инструмент и приспособления для дачжелдора.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAДоброго здоровья, энтузиасты дачжелдора!

Для изготовления какого-либо изделия, как правило, кроме обычного инструмента применяют узко специализированные приспособления. Порой, одно такое приспособление может сэкономить массу времени, но при этом помогает сделать работу с должным качеством.

В процессе изготовления ОВЖД я столкнулся с тем, что для некоторых видов работ тоже потребовалось изготовить спец. инструмент. Думаю, что мой опыт может пригодится начинающим энтузиастам.  При изготовлении этого инструмента я исходил из принципа – используй то, что есть под рукой у тебя и может быть под рукой у другого. Соответственно повторить их не составит особого труда, а вот времени они экономят при работе порядком.

И так, первый  инструмент служит для удобства просверливания крепежных отверстий в подкладках. И конечно как всякий инструмент он имеет свое название отражающее его «характер»  кондуктор подкладочный КП-1.

Сразу замечу, что сверлить метал, пользуясь специальной стойкой для дрели на порядок проще и на несколько порядков быстрее. Почему? Да я даже и не знаю))) Но всячески эту стойку рекомендую.

Но вернемся к кондуктору. Для его изготовления мне понадобился кусок доски для основания, три бруска (один длинный и два коротких, отрезок пластины 4х25 (может использоваться и другая), кусок профильной трубы спиленной под углом 45 градусов и шаблон засверловки. Вот фотография кондуктора в сборе с «заряженными» заготовками.

К01

Далее этапы работы с кондуктором. Первым делом укладываем заготовки

К02

К03

Далее поджимаем их с торца (в моем случае шайба) и сверху.

К04

К05

И производим засверловку

К06

Результат после двух засверловок

К07

Маленькое отступление. В результате сверления, как правило образуется много металлической стружки и опилок. Для того, чтобы их убрать применяют щетку-сметку, разметая все по сторонам или сметая в кучу (кто на что учился). Но порой стружка попадает в весьма неудобные  места из которых её приходится чуть ли не выковыривать. Чтобы избежать данных трудностей  я, для сбора металлических отходов, приспособил магнит, лежащий на пластиковой крышке.

Теперь для очистки верстака достаточно провести над ним данным «устройством», а затем, перенеся собранное к помойному ведру, просто поднять магнит – поле исчезнет и стружка упадет в ведро. Фотографии процесса прилагаются.

К08

К09

К10

Ну и на последок фото «мастера» за работой)))

К13

Переходим к устройству номер 2 – кондуктор стыковочный КС-1.

Как Вы помните (если, конечно, внимательно читаете мои посты) я на ОВЖД выбрал наружную стыковку рельс. Напомню принцип – в качестве стыковочного узла используются две пластины 4х25, которые одним концом привариваются к одному рельсу, а другой конец крепится с помощью болта. И все бы ничего, но, с одной стороны, стыковочные отверстия необходимо было тщательно размечать, а, с другой стороны, приваривать пластины нужно было тоже строго соблюдая размеры.

Чтобы не терять время на разметку каждого стыковочного узла решил изготовить кондуктор, состоящий из двух частей – и для приварки, и для засверловки.

После некоторых раздумий и проб остановился вот на такой конструкции – два шаблона одевающихся на рельс с одной и с другой стороны. Оба позволяют сделать наметочную засверловку, для последующего сверления сверлом 6-ой. Материал для изготовления из коробки с обрезками))) Далее фотографии.

Заготовки  и этапы изготовления кондуктора:

К14

К15

К16

К17

Принцип действия.

К18

Результат (труба взята для пробы)

К19

А это уже рабочий монтаж одной стороны

К20

По эксплуатации скажу следующее – все работало хорошо, только сверло можно было смело брать 7-ку, а болт М6. В этом случае был бы люфт и стыковка проходила бы быстрее и без помощи направляющего шила. Весной, думаю, пересверлю.

И вот подошли мы к третьему приспособлению – установщик ширины колеи УШК-1.

Этот инструмент помог мне и монтировать новый путь, и устранять проблемы эксплуатации. Вещь легкая, прочная, и должна быть в хозяйстве дачного железнодорожника обязательно (в том или ином виде). Главное достоинство – работа как с прямыми, так и с закругленными рельсовыми звеньями.

Конструкция, как всегда, собрана из имевшихся под рукой деталей. Кроме, разве что болтов. Их прикупил для использования одной головки на трещетке (в хозяйстве были болты под разные размеры головок)

К-21

К-22

К-23

Работает данное приспособление так – сначала укладываем шпалы, прикручиваем один рельс, затем кладем второй рельс, сверху УШК-1 и затягиваем болты, начиная со стороны прикрученного рельса. После прикручиваем второй рельс.

Если приспособление используется в ремонтных целях (например, я при эксплуатации выравнивал ширину на разбитом закругленном участке), то выбираем стартовый рельс, к нему прикручиваем УШК-1, а затем закручиваем вторую сторону притягивая ушедший рельс.

К-24

К-27

К-28

На будущее думаю сделать себе ещё одну конструкцию, скажем так второй вариант, в которой уголки заменю круглой трубой. Это для более крутых закруглений.

Дополнение к сказанному.

  И раз уж разговор пошел об инструменте, то приведу ещё два приспособления. Первым поделился  Валерий Попов.

Вот что он пишет: Хотел бы показать на фото свое приспособление. Снизу к приспособлению на расстоянии 190 мм приварены 2 косынки, если нужно расширить колею, то на косынку одевается скобочка толщиной 1мм или 2мм.С торца установлены прижимки, они прижимаются к профильной трубе при помощи эксцентрикова рычага и прочно удерживает трубы точно на расстоянии 190мм. После, снизу прикладываются подошвы, привариваются, потом прикручиваются шпалы. У меня таких приспособлений 4,тоесть ,за один прием собирается полтора метра пути.

К-25

К-26

Второе приспособление более основательно. Оно используется американскими энтузиастами при сборе рельсовых звеньев шириной 7 ½ дюйма. Причем в видео показан не только этот момент, но и весь процесс изготовления и укладки пути. С некоторыми вещами я, мягко говоря, не согласен, но в целом интересно.

Напоминаю, что каждый энтузиаст дачжелдора на страницах блога «Стальная колея» может рассказать о своем опыте изготовления дачной железной дороги и поделиться своими наработками. Не стесняйтесь!)))

5 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *