ОВЖД

Осьми Вершковая железная дорога

(ОВЖД)

Колея 8 вершков (356 мм).
Автор – Михайло Орехов.
Расположена в Ленинградской области, Гатчинский район, поселок Учхоз, садоводство Пламя.

Вводная часть
Начало
Сезон первый.
Сезон второй
Сезон третий.
Сезон четвёртый.
Сезон пятый.

001

История  дачной Осьми Вершковой железной дороги началась случайно — не там разгрузили порядка 20-ти кубов песка. Встал вопрос — чем эту кучу переместить из точки А в точку Б. Перебирая различные варианты наткнулся на военно-полевые железные дороги Российской империи. Приглянулось удобство быстро возводимой магистрали, для которой не требуется особая подготовка, но при этом в разы, по сравнению с шинным и гусеничным транспортом, увеличивается грузоподъемность.

Дальнейшее исследование темы привело к немецким фельдбанам и французской декавильке, а так же к парковым железным дорогам колеи от 180 мм. Просчитав целесообразность изготовления данного вида транспорта приступил к его строительству и не прогадал.

Меня часто спрашивают — а почему восемь вершков? Объяснение простое: дело в том, что на даче чаще всего приходится грузиться и разгружаться в концах пути.  Плюс к этому расстояние перегонов не такое уж и большое. Следовательно, локомотив на бензо-, электро- или какой другой тяге в принципе и не нужен — можно вагонетку и руками оттолкать, да и удобнее это в большинстве случаев. А если толкать руками, то идти надо в колее. Минимальное удобное расстояние между рельсами для ходьбы в рабочих сапогах составило где-то от 340  мм.

Можно было бы округлить до 350 мм, но я посчитал это банальным. Хотелось чего то своего, как любят сейчас говорить «лампового», помятуя, что колея наших железных дорог во всем мире зовется  «русской». Полез в старые меры длин и методом подбора нашел расстояние в восемь вершков или 356 мм)))

— — —

Главной задачей Осьми Вершковой железной дороги с самого начала её строительства является перевозка различных грузов по дачному участку (строительные материалы, песок, щебень, земля, навоз, вода, дрова, посевной материал, урожай, строительный и садовый инструмент).

Первым крещением дороги была перевозка около 5 кубометров сырых дров. Использовался кузов «Тележка». Путь был сделан из деревянных брусков (лежнёвый). Применение железной дороги позволило справиться с задачей за три часа. При этом все дрова были аккуратно уложены.

002
Официальное открытие дороги было приурочено к перевозке песка в количестве 11 кубометров, используя кузов «Самосвал». Объем кузова 0.25 кубометра.

Собственно для этой работы дорога и строилась.

003
Далее, в процессе эксплуатации, были перевозки щебня, воды (в канистрах и бочкой), песка и земли, пиломатериалов длиной до 6 метров, бетонных фундаментных блоков, строительных и садовых инструментов, элементов строения пути, урожая картофеля и прочая.

Схема путевого развития ОВЖД.

Первоначально дорога предполагалась, как временная летняя трасса обеспечивающая подвоз строительных материалов от точки их разгрузки до места строительства. Но в дальнейшем было принято решение о прокладке всесезонного магистрального пути по периметру дачного участка с примыканием к нему временных веток для обеспечения подвоза материалов к местам работ.

В связи с корректировкой планов строительства объектов на участке схема путевого развития претерпела несколько редакций. Они коснулись как протяженности пути, так и месторасположения дороги в целом. На конец 2017 года проектная схема путевого развития такова (пунктиром показаны строящиеся или проектируемые участки)

1. Станция «Грузовой двор»

Назначение – грузовая станция. Служит для перегрузки материалов с автомобильного на железнодорожный транспорт.

2. Станция «Водяной пост»

Назначение – грузовая станция. Служит для доставки и набора воды с водяного поста, хранения садового инструмента, различных вещей (что выкинуть жалко), дров.

3. Разъезд «Банный».

Первоначальное название «Дальний». Строится по просьбе детей.

Назначение – пассажирская станция. Посадка и высадка пассажиров, доставка и погрузка дров и угля из дровяника.

4. Депо.

Назначение – техническая станция. Служит для хранения и технического обслуживания подвижного состава, маневровой работе по формированию рабочих составов.

На данный момент длина прямого магистрального пути (уложенного на песчаную подушку) без учета ответвлений составляет 86.5 метров. Перепад высот составляет 880 мм.

— — —

За время своего развития дачная железная дорога из чисто грузовой превратилась в один из элементов дачного ландшафтного дизайна, а её строительство стало неким хобби для всех членов семьи. В связи с этим при строительстве большое внимание стало уделяться качеству визуального восприятия дороги в целом и соответствующему антуражу, присущему дорогам широкой и узкой колеи  (но только если эти изделия несут пользу при эксплуатации на дачной жд).

Кроме того, ОВЖД несколько раз участвовала в выездных мероприятиях, одно из которых проходило под патронажем Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Участие в таких праздниках потребовало создания дополнительного оборудования пассажирского плана — вагона для пассажиров, пассажирской платформы и других.

На данный момент Осьми Вершковая железная дорога активно развивается, как в плане путевого развития, так и в работах по подвижному составу. О всех новостях на дороге можно прочитать в рубрике «Летопись ОВЖД» 

Техническая информация.

На Осьми Вершковой железной дороге применяется два вида пути — магистральный и легкий.

Магистральный путь изготовлен из профильной трубы 25х50 мм, уложенной на деревянные шпалы размером 50х100х740. Путь укладывается на песчаную подушку. Используется круглый год.

Легкий путь изготовлен из профильной трубы 25х40 мм, уложенный на деревянные шпалы размером 40х100х640. Используется для временных работ в качестве усов от магистрального пути, либо самостоятельно.

— — —

Краткая летопись:

(полный рассказ о развитии и современном положении дел можно прочитать в разделе Летопись ОВЖД)

Весна — начало лета 2012 года – начат сбор теоретического материала — фото, видео, инструкции и чертежи. К сожалению, на постсоветском пространстве его было крайне мало, а на западных ресурсах мешал языковой барьер.
7 июля – были изготовлены  первые колеса. Но дальше них дело в этот год не пошло.

Зимний период был посвящён планированию, эскизам, закупкам инструмента и материалов.

2013 год

В этот год мы решили перейти от слов к делу и сразу после окончания посевной приступили к изготовлению подвижного состава (ПС) и путевого хозяйства (ПХ) дачной Осьми Вершковой железной дороги.

11 июня – начато изготовление рамы для вагонетки. Дабы была возможность её переделывать (в случае необходимости) все соединения были сделаны винтовыми.

9 июля – изготовлено первое рельсовое звено и собрана несущая или ходовая рама вагонетки. Испытание обоих элементов проходило в городской квартире)))
005

После этого они  были перевезены на дачу, на старый участок. Там мы сделали ещё два метра пути и приступили к испытаниям по грузоподъёмности.

Детям очень понравилось новое средство передвижение, но оно имело острые металические углы, что было не безопасно для детской эксплуатации. Пришлось в спешном порядке делать кузов.

13 – 14 июля – первый кузов «Тележка» (платформа с бортом и ручкой для ручной откатки);

006.1

Путь, по просьбе детей переложили в центр участка и приступили к работе над путевым хозяйством для перевозки песка. Но тут нам позвонили «поставщики» дров и обрадовали тем, что заказанные нами ещё весной дрова будут привезены буквально завтра.

Встал вопрос об их транспортировке, а у нас на тот момент имелось всего 4-е метра пути на металических шпалах. И тут вспомнились деревянные лежнёвые дороги. Времени на изготовление необходимого нам пути было мало, но мы успели)))

26 июляиспытание боем – изготовление деревянного (лежнёвого) пути и перевозка 5 кубометров дров;
007.1

007.2
2 августа – изготовление первой модификации кузова «Цистерна». К сожалению, этот кузов так и не дошёл до эксплуатации на железной дороге по прямому назначению, но, во-первых, помогает возить воду на новый участок автотранспортом, а, во-вторых, дал опыт, который используется сейчас для изготовлния 200-т литровой лейки на железнодорожном ходу.
008
25 сентября – начато изготовление кузова «Самосвал».

Просмотрев различные конструкции остановился на той, что позволяла не только перевозить сыпучие материалы, но и другие виды грузов.

009.1

В этом варианте кузов имел две жёстких стенки и две съёмные, на петлях.

009.2

Разгружался методом опрокидывания. Полезный объём — 0.25 кубометра.

8 октября – изготовление первого закругленного рельсового звена;

010

Для изготовления кривых был сделан простой трубогиб и шаблоны. Об этой работе можно прочтитать в этом посте.

23 октября – испытание закругленных рельсовых звеньев в работе (перевоз деревообрабатывающего станка);
011
2-3 ноября – официальное открытие ОВЖД, перевозка 12 кубометров песка;

Путь укладывался от места, где лежал песок, по просеке, через пахотное поле до котлована.
012.1

Первый, пробный провоз пустой вагонетки

012.2

Первая четвертинка разгружена!

012.3

Не всё прошло гладко, но полученный опыт был проанализирован и в последующем учтён.

012.4

Победа была за нами)))

012.5

С этого момента дорога живет годовыми сезонами, а её день рождения становится «днем открытых дверей», на который приезжают энтузиасты дачжелдора и наши друзья.

Сезон №1

( 11.2013 — 11.2014)

1 мая – начало летней эксплуатации, перевозка щебня и бетонной плитки;

В тот момент дорога просто собиралась от точки А к точке Б. а после работы разбиралась.
013.1

013.2

Уже зимой было принято решение о строительстве постоянного всесезонного пути, который должен был соединить все основные хозяйственые объекты на участке. Так же, от него планировалось прокладывать временные ветки (усы) для подвоза материалов к удалённым от железной дороги местам работ.

28 июня – начало строительства первого постоянного участка пути между станциями «Водяной пост» и «Грузовой двор». Начали со станции «Водяной пост»
014.1

Дальше прошли самое низкое место на дачном участке (Как потом выяснилось ровный, на первый взгляд участок, имеет перепад в 88 сантиметров)

014.2

За топким местом последовал подъём. На фото шаблон глубины траншеи.

014.4

В вырытую траншею укладывался геотекстиль, а затем три слоя песка с межслойной трамбовкой

014.5
16 июля – подготовлено нижнее строение пути на станции «Водяной пост» и восточном перегоне;

10 сентября – начало строительства станции «Грузовой двор».
016.1

Станция представляет собой грузовой въезд, на котором происходит перегрузка грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт.

016.2
9 октября – отсыпка тупикового ответвления на станции «Водяной пост»;

017.1

017.2

Свою первую годовщину дорога отметила скромно «по домашнему».  А вот начиная с второй годовщины мероприятие стало принимать черты праздника.

Сезон №2

(11.2014 — 11.2015)

9 ноября – укладка постоянного пути на станции «Водяной пост»;

018
18 ноября – начало монтажа пути на станции «Грузовой двор». Вместо запланированных деревянных шпал применяем противовесы старых лифтов доставшиеся нам по случаю.

019.1
30 ноября – первая пробная эксплуатация на участке станции «Грузовой двор» и восточном перегоне;

020
4 декабря – восточный перегон подошел к повороту;

021

На этом, из-за выпавшего снега, нам пришлось остановиться. Весной все силы были брошены на посевную и строительство дороги продолжилось только летом.

17 июня – сделана кривая до входной стрелки станции «Водяной пост»;
022
21 июня – первая перевозка воды (канистрами). Пока над стрелочным переводом шли работы, доставку привозной воды осуществляли до конца кривой.

023.1
28 июня – ввод стрелочного перевода и открытие постоянного движения между станциями «Грузовой двор» и «Водяной пост»;
024.1

Стрелочный перевод рамного типа — переводятся рамные рельсы и крестовина. Такие стрелки массово применяют на фельдбанах, а в последнее время и на широкой колее для высокоскоростных поездов.

024.2
15 сентября – начало строительства второго этапа постоянного пути.

025.1

025.2
2 октября – временный участок от ст. «Грузовой двор» до строительной площадки погреба.
026

026.2

31 октября —  гараж, после укладки в нем 6 метров погонных пути, становится депо.

027

4 ноября — праздник посвященный двухлетию с момента официального открытия дороги. Пряжка, подаренная А.Васильевым, послужила толчком к созданию формы для ОВЖД.

028

Сезон №3

(11.2015 — 11.2016)

 

14 ноября — после перевозки песка разобран временный участок пути

029

20 декабря — начато переоборудование городского гаража под нужды ОВЖД.

030.1

030.2

2 февраля – изготовлена рама для аккумуляторной пассажирской дрезиной, получившей название «Пчёлка» (АПД «Пчёлка»). К сожалению, эта подвижная единица стала у нас долгостроем.

10 марта – 2 апреля – подготовка к поездке в Тёсово, на праздник «2-я ударная. Забытый подвиг».  Изготовление двухколейного пути 300/356 мм, разработка и пошив формы, разработка эмблемы,  изготовление флага с флагштоком, подготовка подвижного состава.

3 апреля – поездка в Тёсово, участие в празднике «2-я ударная Забытый подвиг.»

19 апреля – сделан верстак на совмещенном рельсо-дорожном ходу.

21 апреля – изготовление шаблонов пути. На фото предварительная разметка будующей станции «разъезд Банный».

30 апреля – изготовление легкой хозяйственной вагонетки.

12 мая – разметка при помощи шаблонов разворотного треугольника.

13 июня – открыт полустанок «Компостный». Остановочный пункт, который не былл запланирован заранее, а родился в процессе работы.

9 июля – изготовление и ходовые испытания ручной дрезины «Мушка».

23 июля – ввод ручной дрезины «Мушка» в эксплуатацию. И хоть она называется Мушкой, на самом деле является рабочей лошадкой, которая верой и правдой нам служит.

26-29 июля – отсыпка и ввод в эксплуатацию первых 12-ти метров второго этапа пути.

17 августа – отсыпка и обустройство рабочей площадки станции «Водяной пост».

19 августа – зашивка междупутья на станции «Грузовой двор» тротуарной плиткой, укладка новой временной ветки от депо до магистрального пути.

3 сентября – разметка разъезда «Банный»

 

9 сентября – разъезд «Банный»: выкопаны и подготовлены для засыпки песком все траншеи для обустройства нижнего строения пути, подведено электричество, установлено освещение.

 

19 октября – испытание новой грузовой вагонетки и переделанного кузова типа «Самосвал». Теперь кузов оснащён гидравлическим домкратом и тремя съёмными открывающимися бортами. Такой тип кузова ещё называется «Сельхозник».

22 октября – пройден участок второго этапа пути от разворотного треугольника  до южной горловины разъезда «Банный».

28 октября — выработан весь песок, разъезд «Банный» засыпан до северной горловины.

4 ноября — 3 года ОВЖД.

 

Сезон № 4

(11.2016 — 11.2017)

12 ноября изготовлена специальная снеговая лопата для чистки пути

18 ноября начаты работы над многофункциональным стапелем предназначенным для изготовления и технического обслуживания подвижного состава.

17 февраля сборка стапеля после покраски деталей и ввод его в эксплуатацию

4 марта начало подготовки к поездки в Тёсово на военно-исторический фестиваль «Вторая ударная. Забытый подвиг»

17 марта начаты работы над легким пассажирским вагоном, получившим название «Пасваг».

28 марта на стапеле произведена пробная сборка «Пасвага».

5 апреля для ручной дрезины Мушка изготовлен маховичный узел

6 апреля — финишная сборка легкого пассажирского вагона «Пасваг»

8 апреля изготовлены два элемента пассажирской платформы

9 апреля — поездка в Тёсово на 5-й ВИФ «Вторая ударная. Забытый подвиг»

10 апреля — открытие летнего сезона на ОВЖД

30 апреля — южная горловина разъезда «Банный» подготовлена под посадку газона

С 1-го мая и до установки сруба Банно-Станционного комплекса железная дорога взяла на себя практически все грузовые перевозки.

Доставка инструмента к месту работ.

 

 

 

5 мая. Подготовка площадки под фундамент банно-станционного комплекса.

11 мая. В процессе отсыпки зоны огорода. Удобнее всего оказалось возить землю в ведрах.

16 мая. Зона огорода выровнена, грядки отсыпаны, можно приступать к посевной)))

16 мая. Проложен временный ус для транспортировки земли на картофельное поле и отсыпки низины у парника.

24 мая. Смонтирован временный ус для отсыпки фундаментной подушки.

30 мая. Отсыпаем первую треть фундаментной подушки.

11 июня. Отсыпка второй трети фундаментной подушки, работа самосвального кузова.

16 июня. К нам приехали гости из Перми, бывшие студенты-проводники пассажирских вагонов Антон и Яна Ивонины.

21 июня. Монтаж  рельсо-шпальной решётки для отсыпки последней трети фундаментной подушки.

1 июля. Закончена засыпка и трамбовка фундаментной песчаной подушки.  Перекладываем путь в южной горловине.

5 июля. Перевозка фундаментных бетонных блоков

9 июля. Перевозка длинномеров — шести метровый брус и доски.

19 июля. Сруб банно-станционного комплекса стоит!)))

20 июля. Путь за границу))) Кинем туда пару метров для обслуживания противопожарной полосы.

20 июля. Перевозка оставшегося пиломатериала на разъезд.

26 июля. Готовимся к последнему рывку, о котором мечтали ещё с прошлого года и на который не хватило тогда песка — отсыпке северной горловины разъезда.

6 августа. По приглашению Центрального Музея железнодорожного транспорта РФ проложили временную дорогу в Юсуповском парке Санкт-Петербурга и катаем всех желающих)))

11 августа. Прикидываем, как пойдет второй путь и делаем временную пассажирскую платформу на разъезде «Банный»

 

12 августа. Монтаж освещения на разъезде «Банный».

13 августа. Досыпаем последние метры в северной горловине.

15 августа. Дорога дотянута до  её временного окончания с северной горловины разъезда. Первый поезд проследовал все 86.5 метров готового пути.

16 августа. Перевезли доски для временной крыши. Была станция пассажирская, а стала грузовая)))

28 августа. У нас в гостях самый юный адепт ОВЖД — Миша Кузьмин. Он же первый из юных Малой Октябрьской, кто приехал к нам.

13 октября. Подготовка разворотного треугольника — снятие дерна.

28 сентября. Принимаем участие в открытии выставки, посвященной 110-летию начала трамвайного движения в Санкт-Петербурге. ЦМЖТ. Дачный трамвай Александра Васильева.

10 октября. Отсыпана песчаная подушка на разворотном треугольнике и будущем переезде.

1 ноября. Банно-станционный комплекс готов к празднику, посвященному 4-й годовщине официального открытия ОВЖД.

4 ноября. Осьми Вершковой  железной дороге 4 года! На праздник, уже по традиции, приехали адепты дачжелдора и наши друзья.

Хозяйка с праздничным пирогом.

Александр Матюков в постановочном фото «пассажир с чемоданом2.

Александр Васильев у станционного колокола разъезда «Банный»

Молодёжь на весёлых покатушках


Сезон №5

Уже после праздников дорога приняла запоздалых гостей — Ксения Котчиева и Сергей Левштанов

Дабы не терять зимний период времени вернулись к работам над АПД «Пчёлка». С начала декабря работы велись над электрической частью изделия. Для этого комплектующие дрезины были перевезены в квартиру

11 января — собран дополнительный блок управления

1 февраля — монтаж основного блока управления.

11 января — собраны первые сцепки для грузового подвижного состава.

Сразу сделали  пробный монтаж на швеллер рамы Пчёлки.

30 января — для наладки электрооборудования собали часть дрезины.

Как только сошёл снег дорога была задействована на работах по весеннему наведению порядка.

Правда, зима в этот год ещё раз вернулась, а потом резко потеплело. Это стало причиной подтопления железнодорожного пути в самом низком месте участка.

18 апреля — для ремонта с Мушки снят основной вал. К сожалению, первоначальная конструкция вала имела некоторые тонкие места. Поэтому, опираясь на полученный опыт, было принято решение изготовить новый вал.

25 апреля собран новый вал для дрезины Мушка

Тогда же изготовлена первая лёгкая сцепка и временный её держатель на грузовой вагон.

29 апреля разобраны помосты, которые применялись при возведении бани в качестве временного пола, и перевезены на «Водяной пост».

9 мая — провели благоустройство на разъезде Банный, высадили вдоль забора около сто саженцев декоративной ивы.

12 мая — начаты работы над фундаментной плитой сарая. Стройка данного объекта растянулась на весь летний сезон.

12 мая — перевозка дров на место будущего дровяника.

2 июня — поворотный брус нашёл своё постоянное место. Именно тут он, в дальнейшем, будет обеспечивать безопасность движения при работах на боковом техническом усе, предназначенном для обслуживания противопожарной полосы на соседнем заброшенном участке.

23 июня — лето выдалось сухим и жарким, пришлось в срочном порядке делать цистерну для переброски привезённой воды по местам её хранения.

Посаженная на разъезде ива потребовала от нас больших усилий на её полив. Весёлые поливальщики едут с работы.

30 июня — начаты работы над установкой в южной горловине разъезда семафора.

7 июля — сварены две части семафорного столба.

15 июля — пробная сборка крыльев.

16 июля — сборка и установка семафора на дороге.

Семафор органично вписался в ландшафтный дизайн участка

Параллельно этой работе шла борьба с сорняками…

… и пропитка шпал.

С 17 июля все силы брошены на строительство сарая. Дорога занята перевозкой стройматериалов.

19 июля поставлены первые каркасы стен.

 

 

22 июля — собраны все каркася стен 1-го этажа.

24 июля — к нам приехали юные железнодорожники с Малой Октябрьской железной дороги.

По ходу движения рассказываю ребятам о нюансах пути.

Дрезина уехала, а пассажиры скучают.

Весёлые покатушки.

30 августа — сделан новый укороченный кузов на базе шасси от Пасвага.

15 августа — начат монтаж кровельного покрытия

И вновь весёлые покатушки…

… и мастер-класс — учимся делать шаблон кривых и размечать их на местности.

23 августа изготовили большие козлы и перевезли их к месту строительства.

24 августа — молодёжь попробовала продлить путь с северной горловины станции.

28 августа подвижной состав используется для просушки собранной картошки — днём выезжает из депо, вечером, до росы, въезжает.

А на строительстве сарая начилась зашивка стен и леса перекрыли путь.

22 сентября — разбираем депо, что-то перевозится в новый сарай.

9 октября — дрова переколоты, убраны и станция «Водяной пост» готова к работе.

С 10 октября начинаются работы по демонтажу временной крыши на бане

Пассажирская платформа временно переехала на «Водяной пост»

23 октября — с трёх сторон бани возведены леса.

Для возможности использовать железную дорогу леса над ней сделаны аркой.

3 ноября — первый юбилей — 5 лет ОВЖД. Отмечаем скромно, без помпы. На фото перевозка грузов на «Водяной пост»

На наш праздник приехал Миша Кузьмин и привёз свою вагонетку (в центре).

Пробуем кататься составом

 

Сезон №6

14 ноября — все элементы дороги у нас всегда оставлись зимовать на своих местах. Но в этот раз решено всё убрать, просушить, подремонтировать, покрасить и весной вернуть на свои места.