ЧЖДМ. Глава 4. Новый взгляд.

Частная Железная Дорога Максютова (ЧЖДМ), Чебаркульский район Челябинской обл. Автор проекта – Марат Максютов.

Идея дачжелдорстроительства часто будоражит воображение большинства любителей железных дорог. Однако, по самым разным причинам — от собственной лени до отсутствия финансов и жилплощади — большая их часть остаётся лишь фантазией.

Казалось бы, что подобное ожидает и мою частную железную дорогу, так как претензии со стороны родителей по поводу её строительства практически сковывали весь процесс. Откровенный саботаж строительства путём переноса выделенного места, а затем его бессмысленного отъёма «под хозяйственные нужды» (а теперь там тупо всё снова заросло травой, как и пол-огорода) привёл к тому, что отсутствие чёткой позиции по сбору, хранению и применению материалов стало главным тормозом на пути развития собственной транспортной системы.

ЧЖДМ была начата в 2017 году, работы по строительству были остановлены осенью, а земля под строительство была отнята весной 2018. Тогда же было принято решение о консервации дороги. Путь и подвижной состав простояли ещё одну зиму, а весной этого года всё было извлечено из-под сугробов. Теперь же, на днях, возникла мысль о восстановлении «исторической справедливости» — дорогу по первому месту строительства (за баней) проложить, минимально возможные размеры движения поездов — обеспечить.

Для начала мы быстро пробежимся по инвентаризации имущества:

ВРТ-01 «Ноговоз» было решено списать. Пластиковые колёса не выдержали морозов и стали лопаться, тоже самое случилось и с крепежами в коляске. Ободрав с неё всё, что можно, я собственноручно отправил «на гвозди» опытный образец.


ВРТ-02 «Гроб на колёсах» оказался абсолютно жизнеспособным. На него планы менее кровожадные: произвести унификацию крепежей оси к раме, да и саму базу несколько увеличить, либо укоротить раму, так как любое воздействие на край вагона приводит к его сходу на ровном месте.

В планах — поискать колёса с возможностью отпиливания второй реборды, ибо если на прямых двухгребневое колесо себя ведёт уверенно, то кривые явно будут непроходимы. Посему на ВРТ-03 техзадание будет содержать пункт о том, что колёса должны иметь каноничный, одноребордный вид.

По тяговому подвижному составу предполагается применение велодрезины (которую, естественно, ещё только предстоит изготовить).

Путь. Путь из пластиковых подоконников на зависть всем успешно радует меня своими двумя абсолютно целыми звеньями (выпадение средней шпалы из длинного звена считаю незначительной и восполнимой потерей). Металлические уголки нужно прикрепить к шпалам с нуля. К счастью, они пока ещё не успели уйти в металлолом, а шпалы — на дрова.

Также возможна укладка лежневого пути, что позволит оперативно производить работу по монтажу и демонтажу колеи.

Для предполагаемых кривых рассматриваю вариант с тепличными дугами — думаю, что слегка подразогнуть их гораздо проще, нежели гнуть прямой профиль. Стрелки, естественно, тоже планируется строить, остряки частично будут из уголков. Из них же можно выполнить и контррельсы.

А вот теперь перейдём к самому главному.

За баней, даже несмотря на перенос посадки картофеля и наличие различных грядок, осталось достаточно свободной земли, на которой и начиналось строительство дороги. К старому навесу с задней стороны хочется пристроить свой лёгкий навес, но после того, как стало известно о том, что дворовый навес будет демонтирован этим (а, может быть, всё-таки следующим?) летом, было решено ставить столбики и с его стороны, чтобы конструктивно не зависеть от ранее построенной конструкции.

Под навесом будет размещаться всё хозяйство ЧЖДМ и получится своеобразная мастерская. Назвать это депо пока язык не поворачивается.


О самой трассе дороги.

 

В заключение технической части данного повествования скажу, что путь из мастерской будет выходить по длине огорода к его краю, откуда всегда есть что возить, и будет, что увезти туда — забор просит обновления. Во избежание недоразумений путь будет лежнёвым, чтобы к существованию данного вида транспорта местное население потихоньку привыкло, и при этом не создавать дискомфорт, скажем, при перепахивании земли. Также во двор будет необходимо проложить ответвление, так как там планируется строительство гаража отцом. С обратной стороны от мастерской путь либо будет выходить к куче мякины, которую можно будет возить в огород, а не бегать по ямам с ведрами, либо туда же, но через стрелку перед въездом под навес. В идеале, надо дорогу закольцевать через вновь осваиваемые прилегающие территории, где планируется установка забора дальше, чем существующий. Также вернуть в своё пользование для этих целей участок за домом, и полностью закольцевать через огород. Это позволит в дальнейшем обеспечить огород удобрениями, в жаркие дни водой, а при прополке и выкапывании картошки — вывоз травы и ботвы.

Конечно, хозяйственное назначение дачжелдоровцы своим творениям готовят сразу же. Но если делать дорогу исключительно а-ля ППЖТ, то это вряд ли сделает сам проект привлекательным, особенно для детей и гостей. Поэтому необходимо рассматривать и туристический, развлекательный и образовательный потенциал железной дороги на вашем участке.

Для этого я вижу нужным изготовить несколько пассажирских вагонов под разные погодные условия и поток «клиентов», рассмотреть возможность благоустройства предполагаемых станций и платформ, установку необходимых средств сигнализации, от путевых знаков до маршрутных указателей и светофоров. Также нужно рассмотреть вопрос о подвесе контактной сети для электропоездов, которые будут изготовлены, то есть её вид должен вызывать ассоциации именно с «большой» дорогой. И да, ЧЖДМ планирует взять на себя роль детской железной дороги и учебного полигона для Ферроэквинологической Службы Российской Федерации, в задачи которой входят сохранение исторического наследия железных дорог и городского транспорта, а также добровольное обеспечение безопасности движения поездов. Железная дорога должна войти в состав организованной нами Дирекции Самообразования, которая занимается вопросами ликвидации транспортной безграмотности населения.

Как нетрудно догадаться, дела у ФС РФ получше, чем у дороги. И кроме проведения нами учений и различных выездов, на досуге мы занимались проектированием знаков различия для нашей формы. Кое-какие образцы нами уже обкатаны и почти дошиты. В основу форменной одежды легли требования по военизации (1943-1955гг.) и современные требования по обеспечению видимости человека при работе на линии. Таким образом, получилась яркая форма с не менее яркими наплечными и нагрудными знаками. Отдельный привет Укрзализницам!)

Если кому интересно, про форму мы расскажем отдельно, да и как построим навес-мастерскую, сразу дадим вам знать!)

6 комментариев к “ЧЖДМ. Глава 4. Новый взгляд.”

  1. Это хорошо, что проект не заброшен! Главное упорство и труд. А результат, он придет. Успехов.

    Ответить
  2. Планов как обычно громадье, но если планируется такое развитие и гостевые покатушки, то рельсы теперь надо делать не из мусора а из нормального металлопроката. А с учётом возможных переносов можно использовать принцип модельных железных дорог — типовые звенья из которых можно собирать путь необходимой конфигурации.

    Ответить
    • Это всё так. Но начинать то можно и с дерева! И даже нужно, что бы отработать технологии, набить руку. А лежневка и потом может пригодится, где нибудь в тупичке или малодеятельном участке ))

      Ответить
      • Так ведь по деревянным «рельсам» колёса по другому катятся. Лежнёвку именно в тупичок, да ещё желательно в прямой. Да и звук на стальных рельсах правильный. Про внешний вид и надёжность и сравнивать нечего — лежнёвка выглядит убого. Да и завалить на ней вагон с гостями не солидно будет, не дрова всё же. Гнилые шпалы хоть как но путь держат. Я сам из трухлявых шпал костыли голыми руками вытягивал а свои 25 тонн на ось этот путь выдерживал, пусть и на не высокой скорости. Подпревший, даже локально, «рельс» проломится. Хотя в чисто практическом плане я лежнёвку не отрицаю, но только как высшую степень экономии. На участке с «грузопотоком» 1000кГ брутто в год))) Тот самый тупичок.

        Ответить
  3. Делай велодрезину. Коляски — это как-то несерьезно. Делай хотя бы лежневку и длинной не менее 20 метров. Пс должен езить. А не стоять на обрывке пути.
    Да, что такое ВРТ и ППЖТ?
    Не бывает таких трудностей, которые б ни сломились под натиском желания. Твори хоть по чуть-чуть и все будет.

    Ответить
  4. Миш,ВРТ-временный рабочий транспорт,ППЖТ-погрузочная площадка железнодорожного транспорта.

    Ответить

Оставьте комментарий