Путевое хозяйство. Шпалы.

Ш-00Доброго здоровья, дачбанисты всех колей!

Простите за столь долгое молчание – предновогодняя суета, так сказать, сбивает планы и отнимает время)))  Плюс к этому работа над аудио журналом «Чугунка» вносит свои коррективы. А сегодня, в разговоре о путевом хозяйстве, расскажу о шпалах.  Теоретические раскладки на данную тему я выкладывал весной вот в этом посте. Сегодня же я приведу полученную практику.

Но в начале, давайте вспомним, какими бывают шпалы. Первый вид это деревянные шпалы пропитанные антисептиком. Вид второй – шпала железобетонная. Третий вид – шпала железная. Есть ещё совмещенный бетонно-железный вид, при котором опорная часть состоит из бетона, а перемычка выполнена из железа. Каждый вид имеет, как свои плюсы, так и свои минусы и, в принципе, годен для использования на дачной железной дороге.

А теперь о практике.

В начале своего выбора я постарался ответить себе на вопросы, которые могут возникнуть при изготовлении и эксплуатации шпал. Например, как крепить рельс к шпале – болтами, винтами, сваркой или каким другим способом. Или вопрос веса – смогу ли я перенести двухметровое рельсовое звено с железобетонными шпалами.  Но главным вопросом при выборе шпал, в моем случае, стала доступность материала. Уж очень не хотелось потратить время и средства на эксперимент (а до нормальной эксплуатации это был все-таки эксперимент), который мог и не получиться.

Поэтому вышел я на центр участка и оглядел свои запасы, в которых обнаружились шпунтованные доски сечением 45х150мм. Конечно, новую шпунтовку на шпалы я бы не порезал)))) А эту… Уж где она только не была, пока ко мне не попала, – и на стенах, и в опалубке, и в каких-то конструкциях, о чем свидетельствовали гвозди забитые чуть ли не 20 шт на метр погонный. И если бы я её в свое время не взял вряд ли сегодня что-то напоминало о её существовании в этом мире. Короче, строительный мусор. Но в хороших руках и мусор принесет пользу.

Первым делом я рассортировал кучу досок на хорошие, похуже и дрова. В результате хороших, тех, что ещё можно было бы применить  по прямому назначению, набралось на пол двух сараев. Похуже – то же достаточное количество. Дров – штуки две. Затем я провел разметку досок типа «похуже» исходя из трех типоразмеров шпал:

Ш-01

Первый – магистральный, длиной от 700 до 750 мм. Второй – погрузочный, длиной от 600 до 650 мм. Третий – эстакадный, длиной 500мм. Как следует из названий, магистральный был выбран для пути, по которому будет основная перевозка. Погрузочный, или, можно ещё сказать, маневровый, для участков, на которых будет производиться погрузка. На них подвижной состав, как правило, стоит или движение его весьма медленно. Эстакадный путь предполагалось использовать на разгрузочной эстакаде. Причем путь и эстакада должны были быть одним целым.

К сожалению, теория несколько отличалась от практики.  Дело в том, что место под эстакаду, котлован фундамента,  затопило водой и я не смог её изготовить, как это планировал. Но эта информация  в качестве дополнения.

А что шпалы? После распиловки, которая выявила ещё некоторый процент брака (около 30%), доски были сложены на просушку, сначала у гаража общей кучей

Ш-02

А после, рассортированными и по типоразмерам, на наиболее продуваемой площадке участка

Ш-03

После этого все было пересчитано. Выявилась  некоторая недостача шпал, для устранения которой я закупил на пилораме доску сечением 50х100 мм.

Ш-04

Если Вы тоже пойдете этим путем весьма рекомендую приобрести или взять на прокат торцовочную пилу. Это позволит Вам при распиловке сэкономить много времени и нервов.

Ш-05

С одной шестиметровой доски получилось 8 шпал (по 740 мм) или почти 2,7 погонного метра пути.

Теперь об эксплуатации.

Конечно, грамотным решением было бы сделать подуклонку пути градусов так 10-ть (колесо сточено на 10 градусов по катанию). И можно было бы с помощью электрорубанка или какого другого инструмента снять фаску для подуклонки, но времени на это уже не было. Хотя на следующий сезон вопрос с подуклонкой надо будет решать.

И так, участок на прямой – магистральный, маневровый/погрузочный, эстакадный – все они были смонтированы в разных местах, уж так получилось, и все показали себя хорошо. Площадь опоры была достаточна, как для  150х750, так и для 100х500. В мокрый грунт, а я проваливался на грунте по подошву сапог, ни одна шпала не погрузилась. Так как просека была подготовлена на скорую руку, то где-то под шпалами были пустоты. К сожалению, нет фотографий именно подкладок под путь, но на одной видна подкладка под рельс.

Ш-06

Самый большой провис составлял около двух метров с одной стороны. Для его устранения примерно через шпалу, а то и две, подложили обрезки досок и веток. Так же поступали и в других местах.

Ш-07

Для крепления рельс применялись саморезы сантехнические типа «Глухарь» — 6х40 мм головка под ключ №10. Засверловки под них не делал – все закрутилось и нигде (даже на коротких 500 мм шпалах) шпалы продольно не треснули. Хотя лучше все таки засверливать перед установкой самореза.

На закруглении выяснилось (при условии комплекса выявленных проблем на данных участках, о которых будет отдельный рассказ), что двух саморезов  на подкладку мало – хорошо бы ставить по три. Особенно это касается внешнего рельса, на который идет основная нагрузка. Дело в том, что давлением колеса саморезы  сместились примерно на 5 мм, что, в свою очередь, увеличило колею до 361 мм (при норме 356).

Что касается обработки шпал от гниения – в этом году я этого не делал, не было времени. Но скажу так – для дачного участка, где рядом с Вашей дорогой могут находится грядки, плодовые кусты и деревья, цветы, обработка должна быть максимально экологичной. Такие виды покрытий, как креазот, отработка машинного масла и прочие на мой взгляд, недопустимы.

В качестве опытного образца я обработал одно рельсовое звено водяной пропиткой и результатом остался доволен. Ещё хочу попробовать покраску масляными красками или эмалью. На это натолкнула находка пролежавшей в низине лет пять покрашенной доски – покрашенные участки сохранились полностью.

Выводы.

В целом деревянная шпала из доски сечением 40-50 на 100-150 мм при длине 500-750 мм показала себя на твердую четверку. А учитывая тот факт, что, как правило, на каждом дачном участке можно найти запас разнокалиберных досок, их применение весьма целесообразно. Особенно на переносных рельсовых звеньях.

Для постоянного пути, по моему мнению, дерево лучше не ставить. Причины:

1.  Легкость – чем тяжелее и массивнее путь, тем больший вес подвижного состава он выдержит, а это запас для безопасной эксплуатации.

2.  Подверженность дерева гниению – следовательно, нужна обработка, но и она не выдержит долгое время в земле (даже если Вы сделаете песчаную насыпь)

3.  Вопрос  с подуклонкой – делать затесы в древесине не рекомендуется – это место будет гнить в первую очередь.

Но для «попробовать», кинуть «ус» или времянку – самое то. Материал доступный, легко обрабатываемый.

4 комментария к записи “Путевое хозяйство. Шпалы.”

  • вячеслав:

    Добрый вечер! Еще раз перечитал «Путевое хозяйство. Шпалы» и «Подкладки». Полностью согласен со всеми выводами и коструктивными решениями. Хочется рассмотреть некоторые возможные дополнения и улучшения. Прежде всего в плане повышения поперечной жесткости, можно короткие подкладки превратить в затяжки либо установить винтовые шпильки (наподобии трамвайных, правда по шпилькам будет трудно передвигатся) хотя бы, через одну шпалу. Сварку затяжек необходимо вести в кондукторе
    определяюшем продольные и поперечные размеры решетки, ведь рельс уже в продольном направлении не пристукнешь. По поводу подуклонки вещь необходимая и одновременно трудновыполнимая, как наиболее технологичный вариант, пришло в голову деформация во внутрь вертикального внутренего ребра трубы в специальном трубогибе (нужны экперименты, а это траты и время с неизвестным результатом). Хотелось бы обойтись без поуклонки, на вражеских сайтах ее не замечал, правда там рельс реже полоса.
    Михаил, а что трубогиб для закрулений рельсового пути, а то Я уж серьезно присматриваюсь к их конструкции.
    Кто что думает? С уважением Вячеслав.

    • Михайло Орехов:

      Доброго здоровья, Вячеслав.
      Отвечу по пунктам: 1. Винтовые шпильки действительно затруднят проход внутри пути и ой как затруднят! По шпалам то и то не всегда попадаешь если на скорости))) А тут ещё палка поперек))) Плюс, если делать светофорную сигнализацию, а у меня это все больше и больше просматривается в перспективе, то данная стяжка будет закорачивать систему.
      2. Подуклонка — была у меня мысль кондуктор сварганить для эл.рубанка и им с достаточной точностью снимать на шпале подуклонку. Но… времени не хватило на эксперимент)))
      3. На западе, где лежат рельсы Виньоля или полосы гораздо проще — их, как проф. трубу, не согнешь)))
      4. По трубогибу — статья в работе, но пока не хватает времени её дописать — запускаю «Чугунку». Первый выпуск уже в «эфире» http://chugunka.irontrack.ru/

      • вячеслав:

        Добрый вечер Михаил!
        Попробую также по пунктам:
        1.Плоские затяжки из полосы имеют ряд неоспоримых преимуществ: не мешают ходьбе, стягивают рельсы особенно на закруглениях, не дают расходится рельсам при подгнивании шпал и разбалтывании мест соединения шпал и рельс, увеличение точек крепления к шпалам, недостатки-повышение стоимости изделия и его веса. Сигнализацию можно бало бы изготовить на основе нажимных педалей(есть примеры на западе) и электроники.
        2.3.Изучая разные конструкции трубогибов http://www.chipmaker.ru, http://www.mastercity.ru сделал вывод, что подуклонку необходимо получать прокатыва прямоугольную трубу особенно на закруглениях. Дело в том, что при изгибе прямоугольной трубы она в сечении становится тапецией, причем на внутреннем рельсе с правильным профилем (в смысле подуклонки), а вот наружный с противоположным уклоном. Необходим специальнай трубогиб с пожатием и деформацией граней. Нужно думать на конструкцией.
        Посмотрел цены на полосу-цена заоблачная и под заказ. Огорчило.
        С уважением Вячеслав!

Оставить комментарий

Карта блога

sad12-09_6

Рубрики
Полезные материалы.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Архив
Дачная колея на выезде.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

Карта посещаемости
Map
Статистика