ММЖД: производство рельсошпальной решётки для первой очереди

Междуреченская микроколейная железная дорога (ММЖД) Тверская обл. пос. Междуречье. Автор — Сергей Шилов.

Доброго дня всем энтузиастам дачжелдорстроительства и всем сочувствующим! Зима в уходящем году к нам не спешит, поэтому в ноябре и декабре выдалась возможность на выходных немного потрудиться на Междуреченской микроколейке.

Перво-наперво было принято решение переоборудовать рабочее место в мастерской для нужд строительства дороги, в связи с чем из подручных материалов был собран трёхметровый верстак с расчётом, чтобы на нём можно было осуществлять сборку цельных звеньев рельсошпальной решётки.

Также в мастерскую было проведено дополнительное освещение.

С целью экономии бюджета собрал экспериментальное звено на менее массивных крепежах.

Для сравнения – старое (с зелёными рельсами) и новое звенья.

Эксперимент был признан удачным: запаса прочности достаточно, а копеечка сэкономлена. По образцу экспериментального собрано ещё три прямых звена. Примерка прямых звеньев на месте, к сожалению, проходила уже глубоким вечером.

Для изготовления кривых приобретён трубогиб.

При изготовлении кривых были использованы рекомендации из повести «Изготовление и эксплуатация кривых участков пути». Часть первая и часть вторая. Выражаю сердечную благодарность Михайло Орехову за столь подробную и детальную инструкцию.

При помощи «циркуля» — шестиметровой доски — изготовлены шаблоны для кривых (радиус — 558 см).

Кривые рассчитаны на угол 30º с тем, чтобы три кривые составляли прямой угол.

Внешний рельс кривой закреплён на шпалах, идёт подгонка внутреннего рельса кривой.

Готовые звенья рельсошпальной решётки.

Всего на данный момент помимо пробного «зелёного» звена из остатков забора и короткого звена для сборки колёсных тележек изготовлено 4 прямых и 3 кривых звена общей протяженностью в 21 метр.

Примерка звеньев на местности. Осуществлена обкатка колёсной тележкой, дефектов не выявлено.

До весны звенья будут храниться в мастерской.

В планах на ближайшее будущее – проектировка и изготовление стрелочного перевода. Планирую претворить в жизнь проект стрелки с подвижной рамой Александра Степанова (вариант «Б»). Кроме того, существенной доработки требуют колёсные тележки. В частности, уже закуплены новые ролики, совместимые с контррельсом.


Продолжение следует. Всем дачжелодоровцам – новых идей и успехов в их исполнении в Новом году!

12 комментариев к записи “ММЖД: производство рельсошпальной решётки для первой очереди”

  • nashpoezd:

    Спасибо, очень интересно! Какой минимальный радиус кривой удалось достичь? И будет ли «подуклонка» реализована в вашем проекте рельсовых плетей?

    • Добрый вечер!

      Пока что радиус один — 558 см. В другом углу участка будет более крутой поворот, его радиус пока не прикидывал. Гипотетически при длине тележки 35 см минимальный радиус 350 см, но я постараюсь делать менее крутые повороты, по крайней мере на основном кольцевом пути.

      Подуклонки не будет, т.к. у меня колёса без реборды. Внешний рельс кривой буду выставлять выше внутреннего, чтобы снизить нагрузку на ролики при прохождении кривых.

      • Как вы высчитываете радиусы? На местности? В условиях мастерской это возможно?

        • Пока не было снега, высчитывал на местности. По старинке рулеткой и уголком. А ваял уже в мастерской

          • Я про то, что одно дело посчитать на местности, а как потом это реализовывается в мастерской? Лекал же нет

            • При помощи доски-«циркуля» сделал два фанерных шаблона для закруглений рельса. По этим шаблонам гнул. Затем закрепил на шпалах внешний рельс, а внутренний подгонял, контролируя ширину колеи + уширение 1,5-2 мм.

              • Александр Степанов:

                Вообще уширение нужно только на ребордных колёсах. Чтобы в кривой при перекосе колёсной пары реборды не скребли по головкам рельсов (когда ось колёсной пары под углом относительно геометрического радиуса кривой).

      • Какая красота — на славу потрудились.

        Назрел вопрос про поднятие внешнего рельса на кривой, просто то же над этим задумывался но током не реализовал.
        1) Каким образом и на какую высоту в пике будет подниматься внешний рельс относительно внутреннего?
        2) Как удастся вывести по краям скругления рельсы в одну плоскость с прямыми участками пути?
        3) Достаточно ли подвижным будет шарнир тележек? Не будет ли пытаться тележка поднять колёса со стороны внутреннего рельса?

        • 1. Рассматривалось несколько вариантов, как поднять внешний рельс в кривой. Первый — рубанком скосить верхнюю плоскость шпал. Долго и муторно. Плюс получится не поднятие внешнего рельса, а опускание внутреннего.

          Второй вариант — подкладывать под внешний рельс на шпалу металлическую или фанерную пластину. Проблема практическая — как вывести скругление в одну плоскость в месте стыковки с прямым рельсом? Понадобятся пластины разной толщины, а, учитывая частоту шпал, разница толщины пластин на соседних шпалах должна быть незначительной, подогнать такое невозможно. Проблема эстетическая — как эти пластины будут смотрется? Так что и от этого варианта отказался.

          Третий вариант, который и планирую реализовать, — делать подъём внешнего рельса уже при укладке рельсошпальной решётки на нижнее строение пути.

          Высота подъёма планируется небольшая, несколько миллиметров.

          2. Тут всё, видимо, будет зависеть от качества нижнего строения пути. Возможно, всё-таки придётся делать какие-то подкладки под шпалы, практика покажет.

          3. Тележки планирую переделать, сделав зазор между поперечными «рёбрами» и полозьями рамы вагона равным разнице высоты рельсов в кривой. Надеюсь, вырывать не будет. Но пока это всё теория, посмотрим, что получится реализовать весной.

          • Александр Степанов:

            Мне кажется что третий вариант устройства возвышения — укладка балласта под углом самый оптимальный. Именно так и делают на большой ЖД. Это просто и эффективно.

            По поводу проделанной работы скажу, что мне самому нравится идея о стандартизированных звеньях пути. Как железная дорога из набора. Я даже именно так и рассчитывал — прямое звено 3 метра и 12 звеньев на круг))) Но конечно понадобятся и доборные элементы нестандартных размеров при сопряжении стрелок.

            И ещё вопрос — не остаётся ли после профилегиба на концах заметного на глаз прямого участка, там где не прошёлся средний ролик?

            • Мне третий вариант тоже показался самым оптимальным, его и планирую претворить в жизнь.

              К сожалению, полностью стандатризировать звенья не выйдет: как минимум один из четырёх поворотов основного кольца будет более крутым, чем остальные. Но собирать такой «конструктор» несомненно проще, чем звенья совершенно разной длины.

              Прямые участки остаются, но поскольку сам радиус достаточно большой, это незаметно и убирается при прикручивании рельсов к шпалам.

            • Вот и мне кажется что плевать на прямые участки — они обязательно будут и если совсем уж раздражают то можно их отпилить. Тем более, что пилить всё равно придётся так как наружный рельс длиннее внутреннего.

              Про нижнее строение пути — скептически ухмыляюсь.
              1) на микроколее действует совсем иная физика сыпучих материалов нежели на взрослой колее. путать не надо. Сегодня один конец шпалы торчит выше другого, а завтра наступил на него ботинком и он уже наоборот ниже.
              2) рельсы он не резиновые и не из желе или пластилина. Как железяку согнёте так она торчать и будет. Заложите при изгибе выгиб вверх — будет Вам выгиб. А если просто пытаться поднять или опустить середину плоской дуги то либо она сама вернётся обратно либо её концы у Вас криво встанут.

Оставить комментарий

Карта посещаемости
Map
Последние комментарии
Карта блога

sad12-09_6

Рубрики
Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Архив
Статистика