Локомотив «Шмель».

Дачная Красноярская узкоколейная железная дорога (колея  360 мм). Красноярская обл. Автор проекта — Никита Васильев.

 

Здравствуйте, товарищи ДачЖелДоровцы, любители железнодорожной техники и околоколейные зрители)

В данном посте хочу рассказать о локомотиве Шмель МСЕ-1 (Многофункциональная Самоходная Единица вариант 1).

Кто помнит (а новые люди, думаю, и не знают), что в январе 2020 года на дачной Красноярской узкоколейной железной дороги был списан мотовоз, состоящий из мотоблока «Нева мб-2» с полурамой из фанеры и досок с деревянными колесами.

Такая компоновка позволяла при необходимости открутить два болта, поменять колеса и поставить руль, тем самым мотоблок мог работать как обычная малая механизация в дачном хозяйстве.

Но конструктив не позволял использовать весь потенциал, энергонасыщенность и производить требуемые работы.

Поэтому после разборки мотовоза в начале января в тот же день начата сборка именно маневрового локомотива.

Поскольку дорога имеет статус промышленной ветки, магистрального и, тем более, пассажирского движения нет в планах.

Историю строительства и эксплуатации дачной Красноярской узкоколейной железной дороги можно прочитать в рубрике «Дачжелдор в лицах»

Перейти

По заданию локомотив должен был подрасти в ширь и длину, а точнее — 120 см длинна и 70 см ширина, Взамен около 100 и 50 см соответственно.В мае были обшиты капот и кабина управления

Расчетная масса локомотива была 200+ кг. Колесная база осталось прежней — около 55 см.

Из навесного оборудования требовалось поставить генератор на 12 Вольт от ВАЗа, к нему в компанию АКБ на 55 Ампер (примерно). Компрессор от 12 Вольт и два баллона для запаса сжатого воздуха (запитывания пневмосистемы опрокидывания кузовов думпкаров и подобной мощности других механизмов).Кроме этого —  для размещения преобразователя 12-220 Вольт на 1.5 кВ.

По причине авральной работы на самой даче локомотив за весь 2020 год делался раз пять.
Из более-менее крупной работы — это размещение кран-стрелы с лебедкой от квадроцикла с радиоуправлением и замена деревянных колес на половинки дисков самого мотоблока.

(Видео Шмеля с кран-стрелой)
https://www.youtube.com/watch?v=NRRYIcTLOSg

https://vk.com/videos70249506?z=video70249506_4562391..

Пару раз локомотив проходил определенные испытания во время небольших работ.

На сегодня (29 ноября) локомотив Шмель МСЕ-1 стоит в депо в ожидании окончательной сборки.

В завершение рассказа — пару морозных фотографий от 29 ноября. Я надеюсь — все помнят, что МПС КРУЖД в настоящее время — самая восточная дистанция ДачЖелДора)

Интересно узнать о дороге больше?

Заходи!

29 комментариев к записи “Локомотив «Шмель».”

  • admin:

    Локомотив «Шмель»… Что то «Ореховщиной» попахивает)))

    • Мне кажется это следствие очень узкого круга ассоциаций. Локомотив 1)маленький 2)жужжит 3)работает
      Бензиновая техника даже больше права имеет называться жужжащим насекомым.
      Мне кажется сколько ещё локомотивов на джд будет — отсылки к опыляющим насекомым обязательно повторятся.

    • Васильев Никита:

      Если опыт положительный и люди тянутся, то нужно получать авторские права, и денюшка на новые проекты будут;)

  • Андрей Семенов:

    привод на вторую пару колес планируется? или так нормально едет

    • Васильев Никита:

      Да, кроме того все нужное для сборки есть, но из-за простоя работ над колесами не было возможности поставить

  • Denver_24:

    Доброе время суток.

    Поездная пневматическая система? Думкары с дистанционным управлением? Блиннн!!! пусть сбудется, и чтобы было, куда дорогу дальше расшаривать (с такой механизацией ей нужен простор для самоокупаемости)…

    Насчёт пневморазъёмов — есть уже заготовки? Или стандартный «рапид» (но тогда, для симметричности, промеж единицами ПС будет сразу по два шланга висеть)? Поездная электросистема планируется? Ну, типа ходовых огней (тех же светодиодных сборок автомобильных понацепить), чтобы обозначали поезд на местности и режим его работы, весит-то он уже серьёзно…

    Я так понимаю, локомотив будет использоваться ещё и как «локомобиль», то есть передвижная силовая установка — компрессор, генератор (сварка и прочее), «люстра» на поворотной мачте. И всё это в комплекте с вагоном-верстаком и с вагоном-инструменталкой, чтобы быстрее выдвигаться на местность для быстрого проведения работ.
    БЛИНННН!!! НО тогда локомотив «проще» создавать по принципу ЭСУ (которая по сути передвижная электростанция, способная работать в качестве локомотива), то есть вокруг электрогенератора, с которого, в том числе, запитываются и ходовые электромоторы. Надеюсь, и такой локомотив от Вас дождёмся…

    Успехов.

    С уважением, Денис.

    • Васильев Никита:

      Здраствуйте. Разъемы для пневмо системы планирую использовать от системы питания тормозов воздухом прицепа от тягача, один шланг, разъемы возле сцепок. Еще в планах подача песка под колеса локомотива при помощи воздуха.
      На счет расширения, ближайшие несколько лет буду работать над восточной линией в плоть до 4 км. там планируется разъезд от которого по направлением идут разные фронта погрузки.
      Освещение будет полное и правильное для поездов, все таки локомотив, уже присмотрел в магазине фары, к лету куплю.
      Это именно локомотив, с возможностью запитать дрель, лобзик, УШМ мощностью до 1000ватт. Сварки в этих планах нет, для инструмента потребляющего много построен вагон электростанция на три кв.
      В планах есть аккумуляторный локомотив с дистанционным управлением, чтоб составитель с концевого вагона мог им управлять. Так что ждите)) Спасибо)

      • Denver_24:

        Доброе время суток.

        Насколько помню (из фильмов про приключения с американскими грузовиками), разъём очень похож на железнодорожный (симметричный), просто меньше размером (и есть разновидность с креплением на поверхность), то есть можно и по-железнодорожному всё устроить. Но одна пневмолиния… Тормоза-то на вагонах есть? А то на длинных дистанциях есть соблазн разогнаться…

        Система освещения… Регулярно посещаю магазины автозапчастей, светодиодных прибамбасов там навалом, пользую светодиодные сборки, штатно предназначенные для установки на кузова фургонов (верхние углы), на боковую линию — маленькие, жрут немного, видны издалека, герметичны (залиты термоклеем). Если по-хорошему, поезду нужна боковая линия (отключаемая днём, чтобы глаза зря не ела) и торцевые огни, красные и белые (белые — типа, еду хвостом вперёд), ещё лучше, когда огонь на свободном торце последнего вагона переключается с красного на белый и обратно сам при смене направления (решается через распиновку межвагонных жгутов и через некоторые особенности электросистемы локомотива типа «лягушек» и блок-контактов на педалях, ручках и тумблерах). Но тут, как и с пневматикой всё решает вопрос целесообразности — стоит ли ОНО хлопот и денег (на запчасти, провода, кронштейны, в конце концов)…

        С уважением, Денис.

        • Васильев Никита:

          У каждого пневмо разъема будет свой кран, во избежание потери воздуха. тормоза на вагонах нет, думаю о ручном для закрепления отцепа вагонов в дополнение к башмакам.
          По поводу затрат в данном случае они минимальны, поскольку основные детали есть и покупаю только отдельные узлы.

        • Васильев Никита:

          Соблазн есть, только нет в нем выгоды. Дорога промышленного назначения соответственно движения маневровое, скорость около 3км/ч в поездном режиме скорость около 6км/ч естественно передом)
          Главное груз перевезти не потеряв его и не вылетев на кривой с насыпи, а время на перевозку дается достаточно, ведь торопиться некуда

      • Denver_24:

        Доброе время суток.

        ЗАБЫЛ…
        Наверное, при устройстве такой пневмосистемы надо шаровой кран ставить сразу рядом с разъёмом, чтобы просматривался, чтобы был в отцепленном состоянии всегда закрыт — кроме влаги и пыли есть ещё насекомые, вряд ли им пневмостистема обрадуется…

        Раз уж шланги съёмные (и хранятся на локомотиве во влагозащищённом шкафу), то и жгуты пусть хранятся там же, а вагонным разъёмам нужны откидные крышечки, чтобы всё по-взрослому (наслышался жалоб, что контакты гниют на вилках автоприцепов, ибо вилки эти обычно крышкой не оборудованы и в отцепленном состоянии открыты всем ветрам)…

        Дистанционное управление… Когда-то предупреждал Павла Чилина, повторюсь — даже на ЭТОМ локомотиве был бы актуален механизм дистанционного отключения с брелка (слезание с работающего локомотива, независимо от его размеров, много где практикуется, но время от времени этот «лайфхак» приносит печальные последствия), желательно, чтобы с запуском тормозов, правда, надо исключить вероятность подбора частоты брелка кем-то из дружелюбных соседей. На локомотиве, который ВЕСЬ управляется дистанционно, тем более актуальны закрытые частоты, чтобы слушался только хозяина. А на сам локомотив просто просится большая красная грибообразная кнопка аварийной остановки…

        С уважением, Денис.

        • Васильев Никита:

          Шланги будут храниться на локомотиве вертикально, на сами разъемы будут сшиты чехлы из брезента.
          Под дистанционным имею в виду не радио а проводом, закрепляемый на вагоны, в сторону отходить при управлении локомотивом нету смысла и это нарушения ТБ
          На брелоке нужно много кнопок, сколько точно сказать не могу, проводом проще сделать и дешевле, и всегда можно переделать на радио.
          Красная кнопка грибок для экстренного глушения двигателя уже ждет своей установки.

        • Когда я прорабатывал вопрос аварийного глушения движка, я пришёл к выводу что как минимум надо ставить подпруженнную кнопку под сидушку. Сидушка на шарнире и давит через пружину на кнопку. Нет седока в кресле — нет веса — размыкается (или замыкается) контактная кнопка и как минимум обороты падают до холостых либо глушится вообще. Это нужно на случай внезапного ухода машиниста и/или на случай опрокидывания/схода локомотива.

          • Васильев Никита:

            Кнопку планирую поставить на панель чтоб со всех сторон был подход, локомотив периодически работает на полуавтомате, то есть состовитель может находиться в паре метров от локомотива (на хвостовом вагоне, контроль пути по ходу движения) и кнопку под сиденье не вариант

            • То есть подразумевается что нахождение машиниста вне локомотива это штатная ситуация? Есть ли при этом какой-то контроль скорости движения? Может быть как в метро сделать кулачковый механизм, который при соударении со специальным молоточком зашитым к пути будет включать автоматику торможения?

              • Васильев Никита:

                Даная возможность необходима при обработки вагонов, когда нужно и сцеплять/разцеплять, разгружать, стрелку переводить. При скорости 2-3 км/ч это допустимо на дороге, при условии что руководитель маневров не отвлекается на соседей

        • Цитата: …» правда, надо исключить вероятность подбора частоты брелка кем-то из дружелюбных соседей. На локомотиве, который ВЕСЬ управляется дистанционно, тем более актуальны закрытые частоты, чтобы слушался только хозяина.»

          Не слишком ли дорогой и навороченный получится а итоге локомотив?))

          • Васильев Никита:

            Управление будет через провод. Радио сильно дорого и в случае поломки своими силами не починить быстро, по этому провод закрепленный на вагонах и пульт в руке. Провода метров пять

    • А вот как раз таки ЭСУ логичнее всего строить на базе генератора и электродвигателей.

  • Denver_24:

    Доброе время суток.

    ЗАБЫЛ… Небольшой у меня опыт с самодельным транспортом, но всё же… При регулярном вывешивании колёс на неровной дороге сварная рама тележки (бытовая двухосная, грузил до центнера) имеет свойство лопаться, так что…
    ПОДВЕСКА!!! Хотя бы небольшие ходы на пружинах, чтобы каждое колесо честно несло свою долю нагрузки (на локомотиве это тем более актуально)…

    С уважением, Денис.

    • Андрей Семенов:

      !»ПОДВЕСКА!!! Хотя бы небольшие ходы на пружинах, чтобы каждое колесо честно несло свою долю нагрузки (на локомотиве это тем более актуально)» в таком случае придется локомотив заново строить да и получится что то типа мотовоза из саблино.

      • Васильев Никита:

        На локомотиве есть ход передней кол. пары только без пружинок, да и она не прикручена от слова совсем, этого было достаточно в этом году. Закуплю недостающие детали и буду внедрять подвеску

        • Denver_24:

          Доброе время суток.

          Что-то сейчас поглядел… А на «доноре» вариатор или просто ременная передача? Если просто ременная передача (и обе части «донора» можно спокойно разделить, сохраняя лишь расстояние между шкивами), то и на ведущем колесе возможна подвеска — колёса крепятся через подпружиненные буксы, на «осевой редуктор» ставится «поводок»…

          Если свободный ход (по вертикали) только у «вторичной» оси… Один фиг, надо её прижать к рельсам равномерно, то есть, через пружины…

          Удобство для пятой точки машиниста… Может, кресло от грузовика поставить, с кронштейном, там амортизация приличная…

          С уважением, Денис.

          • Васильев Никита:

            На локомотиве аналогичная система сцепления мотор-ремень-редуктор мотоблока нева мб-2 с системой натяжки ремня, ремень натягивается натяжным роликом между шкивами мотора и редуктора

    • Васильев Никита:

      На подвеску идет поиск некоторых деталей, на локомотиве передняя ось не закрепленная для прохождения неровного участка пути, да и самому на локомотиве с подвеской будет комфортнее ехать.

  • Владимир Назаров:

    Никита,возьми лист,ручку и опиши,что хочешь иметь на локомотиве.Попробуй нарисовать его,составить эскиз.Запиши,что ты от него хочешь,какие функции тебе нужны.

    • Васильев Никита:

      Еще весной составил список, летом часть списка дополнил ценами на некоторые запчасти

Оставить комментарий

Карта посещаемости
Map
Карта блога

sad12-09_6

Рубрики
Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Архив
Статистика