Железная дорога в Александровском парке Санкт-Петербурга.
Адептам дачжелдорстроя, им сочувствующим и просто любознательным – привет!)))
На этой неделе по делам подготовки к поездке в Тёсово встречался с Александром Васильевым. В ходе беседы вспомнили свое участие на фестивале «Киндерфест». А ведь далеко не все знают, что в Александровском парке до революции была построена небольшая развлекательная железная дорога при Народном доме.
Материалов по её истории не просто мало, а очень-очень мало. Можно сказать, что их нет вообще, за исключением одной статьи в журнале «Нива» и несколькими фотографиями. Вот их то я Вам сегодня и представлю.
Лето 1906 года, 12 июня в Александровском парке при Народном доме Императора Николая II открылся невиданный по тем временам аттракцион – миниатюрная железная дорога. В августе журнал «Нива» опубликовал небольшую заметку об этом событии. Цитата:
«До сего времени в нашей северной столице самой маленькой железной дорогой считалась Ириновская железнодорожная линия.
Теперь появилась ещё меньшая, прямо-таки карликовая железная дорога, устроенная в Народном доме Императора Николая II и сразу завоевав себе симпатии посещающей Народный Дом неприхотливой публики.

Мысль устроить здесь совсем игрушечную модель настоящего игрушечного поезда пришла Августейшему председателю комитета Санкт-Петербургского городского попичительства о народной трезвости, Его Высочеству принцу Александру Петровичу Ольденбургскому, который, как говорят, в одну из поездок своих за границу, сильно заинтересовался увиденным им где-то типом точно такой же оригинальной дороги. Сам паровозик, как увидят читатели по рисунку, необычайно миниатюрных размеров, развивающий однако давление от 110 до 135 ф., т.е. около 12-ти лошадиных сил, куплен был, вместе с соответствующим ему по величине тендером, в Нью-Йорке на заводе «Cagney brothers New-York, City». Там же нашлись к нему и три вагончика открытого типа, вместимостью каждый на 12 человек взрослых или 18 детей. Нет нужды, что вагончики эти не совсем-то подходят к локомотиву, которого за ними даже не видно, ибо вагоны значительно крупнее самого паровоза.
Вес локомотива – 180 пудов ( 2880 кг), а вагончиков – по 41 пуду каждый (656 кг). Что уасается самого пути или полотна, то у нас строили его местные техники электрической станции Народного Дома. Полотно, протяжённостью 600 саженей (около 1280 м) в одну колею 22½ дюйма шириной (571.5 мм), имеет круговое направление от центральной станции, указанной на нашем рисунке,
в одну сторону до Мытнинской набережной, где устроена крайне своеобразная неподвижная стрелка, благодаря остроумному пересечению путей очень просто повёртывающая паровоз обратно, и в другую сторону — в обход внутренних построек служб Народного Дома, а вместе с ними также и электрической станции.
Эта железная дорога служит пока просто для увеселительных целей, будучи предназначена только для катания детей, за что в оба конца взимается пятикопеечная плата. Судя же по преобладающему контингенту пассажиров этого игрушечного железнодорожного пути, можно сказать, что и для взрослой публики Народного Дома такая забава, пришлась, очевидно, по вкусу.

Дорога открыла движение с 12-го июня, но спустя несколько же дней получила некоторое повреждение в механизме паровоза, которое удалось исправить только недавно, так что вновь она стала функционировать лишь с 16-го июля.

В заключение нужно сказать, что весь этот забавный железнодорожный путь устроен вообще с соблюдением полной иллюзии настоящего большого и солидного сооружения; так, например, помимо вполне оборудованной железнодорожной станции, здесь имеются и электрический семафор, и переводные стрелки, и разная сигнализация, обычная на заправской железной дороге.»

Когда была закрыта эта дорога сказать сложно, но доподлинно известно, что ещё до революции на её месте купцом С.Елисеевым были сделаны «Американские горы», просуществовавшие до 1932 года. Потом случился пожар и все сгорело, но уже к 1934 году отстроено заново и просуществовало до 1941 года. Но это уже совсем другая история)))
А вот, кстати, продукция фирмы «Cagney brothers New-York, City»
Вы молодец, что нашли информацию и фото производителей подвижного состава для данной микроколейки. Ранее постоянно возникал вопрос, чем вызван столь нетипичный размер ширины колеи — он выбивался буквально из всех известных на то время, включая модельные.
Отметим, что колея лишь чуть-чуть не дотянула до более традиционных 581 и 600 мм, что уже позволяло использовать полноразмерный подвижной состав. А так — повторилась история с Красноярской ДЖД, которая, начавшись как игрушка, так и не выросла из подростковых штанов.
Локомотив конкретно этой модели называется «Пигмей» (Pigmy). Несколько таких попало даже на Кубу!
https://c1.staticflickr.com/1/699/20607892971_8d8e4e7634_b.jpg
А вот история с попытками реставрации схожей машины:
http://www.cmsgma.com/CLUB-FUN.html
Впечатляет сумма только за ремонт котла — почти 50 тыс долларов. Это примерно четверть стоимости постройки НОВОГО паровоза в Европе, причем для колеи 750 миллиметров, а не подобного «клопа».
Паровозы на фото, кстати, имеют классическую для микроколеек колею в 15 дюймов, что опять же наводит на размышления, зачем выпендрились русские с нестандартной колеей. Возможно, локомотив предназначался другому заказчику, но тот от него отказался. Либо при переводе статьи были взяты «не те дюймы», что тоже запросто.
А вот и видео живого «Пигмея»!
https://www.youtube.com/watch?v=qPTd7w1oLsA
Последний паровоз был отгружен заказчику в 1930-ом году, а в 1946 фирма, выпустив около 1300 миниатюрных паровозов различной ширины колеи и осевых формул, прекратила свое существование. В 2013-ом году два паровоза Cagney Brothers осевой формулы 2-2-0 были построены с нуля по оригинальным чертежам для колеи 15 дюймов и сегодня эксплуатируются в США.