Железная дорога в Александровском парке Санкт-Петербурга.

Адептам дачжелдорстроя, им сочувствующим и просто любознательным – привет!)))

На этой неделе по делам подготовки к поездке в Тёсово встречался с Александром Васильевым. В ходе беседы вспомнили свое участие на фестивале «Киндерфест».  А ведь далеко не все знают, что в Александровском парке до революции была построена небольшая развлекательная железная дорога  при Народном доме.

Материалов по её истории не просто мало, а очень-очень мало. Можно сказать, что их нет вообще, за исключением одной статьи в журнале «Нива» и несколькими фотографиями. Вот их то я Вам сегодня и представлю.

Лето 1906 года, 12 июня в Александровском парке при Народном доме Императора Николая II открылся невиданный по тем временам аттракцион – миниатюрная железная дорога. В августе журнал «Нива» опубликовал небольшую заметку об этом событии. Цитата:

«До сего времени в нашей северной столице самой маленькой железной дорогой считалась Ириновская железнодорожная линия.

Теперь появилась ещё меньшая, прямо-таки карликовая железная дорога, устроенная в Народном доме Императора Николая II и сразу завоевав себе симпатии посещающей Народный Дом неприхотливой публики.

Главная станция железной дороги. На схеме №1

Мысль устроить здесь совсем игрушечную модель настоящего игрушечного поезда пришла Августейшему председателю комитета Санкт-Петербургского городского попичительства о народной трезвости, Его Высочеству принцу Александру Петровичу Ольденбургскому, который, как говорят, в  одну из поездок своих за границу, сильно заинтересовался увиденным им где-то типом точно такой же оригинальной дороги. Сам паровозик, как увидят читатели по рисунку, необычайно миниатюрных размеров, развивающий однако давление от 110 до 135 ф., т.е. около 12-ти лошадиных сил, куплен был, вместе с соответствующим ему по величине тендером, в Нью-Йорке на заводе «Cagney brothers New-York, City».  Там же нашлись к нему и три вагончика открытого типа, вместимостью каждый на 12 человек взрослых или 18 детей. Нет нужды, что вагончики эти не совсем-то подходят к локомотиву, которого за ними даже не видно, ибо вагоны значительно крупнее самого паровоза.

Вес локомотива – 180 пудов ( 2880 кг), а вагончиков – по 41 пуду каждый (656 кг). Что уасается самого пути или полотна, то у нас строили его местные техники электрической станции Народного Дома. Полотно, протяжённостью 600 саженей  (около 1280 м) в одну колею 22½ дюйма шириной (571.5 мм),  имеет круговое направление от центральной станции, указанной на нашем рисунке,

в одну сторону до Мытнинской набережной, где устроена крайне своеобразная неподвижная стрелка, благодаря остроумному пересечению путей очень просто повёртывающая паровоз обратно, и в другую сторону — в обход внутренних построек служб Народного Дома, а вместе с ними также и электрической станции.

Эта железная дорога служит пока просто для увеселительных целей, будучи предназначена только для катания детей, за что в оба конца взимается пятикопеечная плата. Судя же по преобладающему контингенту пассажиров этого игрушечного железнодорожного пути, можно сказать, что и для взрослой публики Народного Дома такая забава, пришлась, очевидно, по вкусу.

 

Тоннель. На схеме №2

Дорога открыла движение с 12-го июня, но спустя несколько же дней получила некоторое повреждение в механизме паровоза, которое удалось исправить только недавно, так что вновь она стала функционировать лишь с 16-го июля.

На схеме №3

В заключение нужно сказать, что весь этот забавный железнодорожный путь устроен вообще с соблюдением полной иллюзии настоящего большого и солидного сооружения; так, например, помимо вполне оборудованной железнодорожной станции, здесь имеются и электрический семафор, и переводные стрелки, и разная сигнализация, обычная на заправской железной дороге.»

На схеме №4

Когда была закрыта эта дорога сказать сложно, но доподлинно известно, что ещё до революции на её месте купцом С.Елисеевым были сделаны «Американские горы», просуществовавшие до 1932 года.  Потом случился пожар и все сгорело, но уже к 1934 году отстроено заново и просуществовало до 1941 года. Но это уже совсем другая история)))

А вот, кстати, продукция фирмы «Cagney brothers New-York, City»

 

3 комментария к записи “Железная дорога в Александровском парке Санкт-Петербурга.”

  • Дмитрий:

    Вы молодец, что нашли информацию и фото производителей подвижного состава для данной микроколейки. Ранее постоянно возникал вопрос, чем вызван столь нетипичный размер ширины колеи — он выбивался буквально из всех известных на то время, включая модельные.

    Отметим, что колея лишь чуть-чуть не дотянула до более традиционных 581 и 600 мм, что уже позволяло использовать полноразмерный подвижной состав. А так — повторилась история с Красноярской ДЖД, которая, начавшись как игрушка, так и не выросла из подростковых штанов.

  • Дмитрий:

    Локомотив конкретно этой модели называется «Пигмей» (Pigmy). Несколько таких попало даже на Кубу!

    https://c1.staticflickr.com/1/699/20607892971_8d8e4e7634_b.jpg

    А вот история с попытками реставрации схожей машины:

    http://www.cmsgma.com/CLUB-FUN.html

    Впечатляет сумма только за ремонт котла — почти 50 тыс долларов. Это примерно четверть стоимости постройки НОВОГО паровоза в Европе, причем для колеи 750 миллиметров, а не подобного «клопа».

    Паровозы на фото, кстати, имеют классическую для микроколеек колею в 15 дюймов, что опять же наводит на размышления, зачем выпендрились русские с нестандартной колеей. Возможно, локомотив предназначался другому заказчику, но тот от него отказался. Либо при переводе статьи были взяты «не те дюймы», что тоже запросто.

  • Дмитрий:

    А вот и видео живого «Пигмея»!

    https://www.youtube.com/watch?v=qPTd7w1oLsA

    Последний паровоз был отгружен заказчику в 1930-ом году, а в 1946 фирма, выпустив около 1300 миниатюрных паровозов различной ширины колеи и осевых формул, прекратила свое существование. В 2013-ом году два паровоза Cagney Brothers осевой формулы 2-2-0 были построены с нуля по оригинальным чертежам для колеи 15 дюймов и сегодня эксплуатируются в США.

Оставить комментарий

Карта посещаемости
Map
Для новичков.
sad12-09_6

Дополнительные площадки.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Последние комментарии
Дачная колея на выезде.
sad12-09_6

sad12-09_6

sad12-09_6

Речь Л.М. Кагоновича
... от стрелочника до наркома все одинаково важны, все одинаково выполняют великую задачу обеспечения бесперебойной работы нашего ... железнодорожного транспорта! sad12-09_6

Календарь
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Архив
Статистика