Рубрики блога «Стальная колея»

ММЖД 0.08: Первый квартал 2021 года

Междуреченская микроколейная железная дорога, колея 250 мм.

Тверская область, посёлок Междуречье.

Автор проекта – Сергей Шилов.

Доброго дня дачным железнодорожникам и всем движению ДачЖелДора сочувствующим! За трудами и заботами всё как-то не находилось времени написать пост на блог. Да и цельного рассказа как-то не получалось – тот тут немножко поковыряюсь, то там поделаю. Однако призыв дяди Миши, озвученный им в День рождения блога, сподвиг меня на сей опус.

Так как я не писал о жизни Междуреченской микроколейки с конца прошлого года, пост будет объёмный и содержательный. Рассказать о каком-либо одном законченном изделии не получится, поэтому будет заметка, приближенная к формату дневничка. Для удобства чтения разобью текст на несколько параграфов.

§ 1. Струг и снегоборьба

Зима в этом году выдалась необычно снежной и радовала тверичей сказочными пейзажами.

Как будто попал в старую добрую сказку Александра Роу.

Для зимней эксплуатации дороги понадобилось соорудить приспособление для очистки путей от снега – струг.

Основа струга – каркас из бруска 50х50 мм, «крылья» сделаны из фанеры. Угол «носа» 90°. При проектировании струга я боялся, не будет ли ему мешать сцепка. Но получилось так, что струг надевается на вагон поверх сцепки.

Струг эксплуатируется на вагоне с откидными бортами ПУ2б-02. К началу снегоборьбы высота снежного покрова превысила 20 см, поэтому каждый метр струг проходил с трудом.

Посмотреть работу струга можно на странице ММЖД в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/video-194911252_456239040 и https://vk.com/video-194911252_456239042.

Но самое муторное в снегоборьбе – чистка стрелок. В какой-то момент для удобства эксплуатации все стрелки были заперты по главному пути.

Последовавшие в феврале чередой оттепели и заморозки полностью остановили эксплуатацию дороги на два месяца.

Расчистить стрелки без «Горыныча» от наста и льда просто нереально. Движение встало. Со временем наст стал настолько прочным, что выдерживал мой вес.

В таком состоянии дорога пребывала до конца марта, когда из-под таящего снега показался путь.

§ 2. Дрезина на мускульной тяге

В конце прошлого года, вдохновившись посещением дачных железных дорог Переславля-Залесского, я начал строить дрезину на мускульной тяге – первую самоходную единицу ПС на Междуреченской микроколейке.

К сожалению, первый блин снова вышел комом. Собранная в конструкциях дрезина не поехала. Причин тому несколько: слишком тонкая шпилька в качестве оси, выгнувшаяся под напором дугой, закрепление роликов не на тележке, а на раме дрезины, приведшее к увеличению жёсткой базы несколько раз, и прорезиненная поверхность катания колёс, не дающая сцепления рельсом и приводящая к пробуксовыванию.

Последнее, правда, изначально я списал на обледенение рельсов, и использовал такие же колёса для велодрезины.

Проект отправлен на доработку. Нужны новые ведущие колёса и ось.

§ 3. Велодрезина

С остановкой движения и провалом испытаний мускульной дрезины жизнь на Междуреченской микроколейке не замерла окончательно. В мастерской наведён порядок, закуплены метизы и стройматериалы.

И наконец-то у меня в голове созрел план узла ведущей колпары велодрезины.

Главный вопрос был – как совместить ведущую безребордную колпару, крепящуюся жёстко к раме дрезины, с подвижной тележкой с упорными роликами. После долгих раздумий я решил «посадить» ведущую колпару поверх облегчённой тележки, снабдив последнюю уменьшенными колёсами.

Примерка колёсной тележки под ведущей колпарой. Колпара полностью перебрана, ось заменена на более толстую шпильку.

Примерка третьей звёздочки и пробное натяжение цепи.

Общий вид задней части велодрезины. Боковые борта пока не закреплены.

Когда сошёл снег и дорога оттаяла, наступило самое время проводить окончательную сборку и испытания велодрезиины.

Окончательная сборка каркаса велодрезины на подъездном пути к сараю.

Пробные покатушки выявили ряд недочётов, самый серьёзный – колёса ведущей оси. Прорезиненные ободы пробуксовывают. Колёса подлежат замене.

Продолжение следует.

4 комментария

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *