Штанговый токоприёмник часть 2

Привет, АЭСЗшники!

Прошлая часть рассказа о штанговом токоприёмнике вызвала неоднозначную реакцию. С одной стороны полный игнор со стороны энтузиастов ДачЖелДора и активных комментаторов, с другой стороны глубокое сомнение в том, что это использовалось больше, чем в приведённых мной примерах, со стороны новичков.

Я понимаю, что материал весьма необычный и далеко «не феншуйный» с точки зрения обывателя. Но дачные железные дороги, на мой практический взгляд, должны быть лишены всяких предрассудков относительно «привычности созерцания». Наше дело уже сейчас впитало в себя и автомотопром, и применение различной электротехники, и обобщённый опыт всего железнодорожного строения.

А свежий взгляд даёт преимущество увидевшему и имеющему возможность применить увиденное над закостенелым консерватором) Поэтому сегодня посмотрим примеры применения такого вида токосъёма на рельсовом транспорте.

И начнём с горячо любимого среди тут товарища Коппеля А.А. Вот его вариант локомотива для горных выработок (читай шахт)

На шахтах данный вид токосъёма, называемый троллейным, не просто был, а имел большую популярность.

Вот, как пример, некоторые модели Goodman Manufacturing Company

Шахты, кстати, наиболее близки для ДачЖелДора — места мало, повороты крутые, высота прохода метра 2 ну чуть больше. Поэтому к данному транспорту надо весьма пристально присматриваться.

Но это вы уже сами, а я иду дальше — трамваи рабочие! Уж каких тут только нет)

И сейчас такие бегают и помогают путейским службам в их нелёгкой работе.

Скажите — это у них, у нас такого нет! Не спешите) Вот вам Рига

Кстати, не напоминает локомотив ГЭТ? Нет, совсем нет?

Ну а на большой железной дороге их точно не было, продолжат скептики. Было, ребята, было)

Ну это всё не наше и формат не наш, не дачжелдоровский! Извольте)

 

Ну а кому уж совсем не верится, что такое было и есть и на нашем формате — предлагаю интересный видео канал, на котором энтузиасты показывают свой опыт эксплуатации своей парковой железной дороги с подвижным составом, имеющим штанговый токоприёмник.

Думаю, что приведённые мной сегодня фотографии наглядно показали, что применять штанговый токосъёмник можно.

Кстати, я уже писал про такой вид токоснимателя раньше и даже наши австралийские коллеги делились своим опытом. Но… как-то не зашло) Как говорится — настоящих буйных мало, вот и нету вожаков)

14 комментариев к “Штанговый токоприёмник часть 2”

  1. Интересный пост, спасибо.
    Но а как вы планируете осуществить задуманное? Не боитесь, что медный провод в ваше отсутствие свистнут на метал) И как планируете запитать конташку — что-то типа ЛАТРа?

    Ответить
    • Провод не обязательно должен быть медным, и даже алюминиевым) А вот питание это пока вопрос. Есть западный опыт, того же Кая Пиндела (о нём, кстати, был пост на блоге). Но вопрос пока открытый.

      Ответить
      • Ну там что-то не понятно какое у него напряжение питания. Всё-же питать конташку от аккумуляторов -такое себе развлечение, проще эти аккумуляторы на борт закинуть и сделать штангу по типу как у электробуса для подзарядки в местах стоянки.

        Главный вопрос — напряжение питания. Чем выше напряжение тем меньше процент потери при контактировании и просто в рельсах, тем на бОльшее расстояние можно передать питание.

        Я хоть и совсем немного, но всё-же в детстве имел опыт работы с детской железной дорогой колеёй около 2 см, с питанием +-12вольт от реостатного трансформатора. Так вот несмотря на отсутствие коррозии — это была целая проблема передать неизменно напряжение более чем на 10 звеньев пути. Ибо сопротивление в местах контактов порой сжирало от 20 до 50 процентов напряжения (субъективная оценка, ни чем не мерил, просто сужу по мощности движения локомотива). Особенно неявным был контакт при настройке тихого хода (низкого напряжения, порядка 3 вольт). Потеря контакта могла произойти буквально через 5-6 звеньев РШР.
        Всё это давно забытые впечатления 10-летнего ребёнка, но к чему это я.
        -к тому что если питать низким напряжением 12 или 24 вольта например, то обеспечить относительно ровную передачу питания будет не просто. Скорее всего придётся разбивать конташку на 20-метровые участки и оборудовать каждый участок своей трансформаторной подстанцией. И внутри рельса хорошо бы пустить провод и каждый метр припаивать или привинчивать его к рельсу. Как бороться с окислением рельсового контакта — понятия не имею. Возможно есть токопроводящие графитовые смазки.

        Ответить
  2. Ну почему сразу игнорят. «тех кто был особо боек, привязали к спинкам коек» (с). Энтузиасты всегда рады посмотреть на красивые фотографии подвижного состава. Классная подборка! Однако у многих адептов садовые и дачные железные дороги. А использовать на даче любой оголённый провод, пусть даже 24 вольта это не безопасно и очень накладно. Это рабочим можно объяснить что не надо лизать контактную сеть, и то будут несчастные случаи. Кроме того, любая контактная сеть это визуальный мусор, как в городской среде так и на природе. Да, мы привыкли к этому и многим даже нравится. Но опутать паутиной пол участка лично мне бы не хотелось. Отсюда и скепсис. Мол да другие делают, да это возможно, да это работает, но и пусть себе делают дальше.
    Насчёт меди… ох не знаю. Лучше нержавейкой делать, потому как у меди в совокупности с окислами на поверхности не такое уж низкое сопротивление и для маленьких напряжений это будет критичным, как собственно и окислы на колёсах и рельсах. Эта технология плохо работает при низких напряжениях.

    Ответить
    • Тут каждому своё — кому паровозы, кому трамваи)))
      Мне, например, интересен сам принцип и сама возможность данной запитки. Хорошо бы сделать пробный участок и на нём провести эксперименты. Возможно, к осени получится это осуществить, но… не будем загадывать

      Ответить
  3. Все преимущества штангового токосъема сходят на нет ровно в тот момент, когда возникает нужда сделать воздушную стрелку, и проходить ее без остановки. В противном случае можно и перекинуть токоприёмник верёвкой (браться рукой за штангу, даже с изолированным вводом, крайне не советую).

    Касаемо напряжения питания: все фокусы с токоприемниками имеют смысл только при напряжении в контактной сети от 125 вольт и выше. В остальных случаях вам подсказано верно — экономически целесообразней вместо сети поставить на борт аккумуляторы, пустив их массу на повышение сцепного веса локомотива. И устроить зарядную станцию — в том числе и с токосъемником-штангой (но проще поставить высоковольтную уличную розетку в герметичном кожухе).

    Ответить
  4. С КС также куча неочевидных проблем, с которыми есть смысл сражаться только в случае крупной клубной железной дороги, однозначно нацеленной либо на серьёзные грузоперевозки, либо на коммерческие покатушки, которые дядя Миша предал анафеме.
    Это навскидку:
    — необходимость укладки фидерных проводов. Это те самые кабели, улучшающие контакт с рельсом, через который течёт возвратный ток.
    — борьба с электрической коррозией рельсов, при протекании по ним постоянного тока возникают гальванические эффекты от влаги и разности потенциалов металлов крепежа. Любая оцинкованная гайка и медная шайба плюс утренняя роса на стальных рельсах доставит вам столько радости, что замучаетесь праздновать.
    — устройство воздушных оттяжек, натяжителей провода, тросов-компенсаторов, да и собственно, опор либо цепной подвески. Если обходиться без опор, всю территорию придётся завесить поддерживающими тросами в крупную клеточку, и закрепить их на мачтах по углам участка или на заборе. Зрелище будет то еще. Можете увить их розами, что ли…
    — уже упомянутые воздушные стрелки.

    Опыты по электрификации промышленных и узкоколейных временных железных дорог проводили далеко не самые глупые люди — и не случайно в итоге всё устаканилось именно в том виде, к которому мы привыкли.

    Ответить
  5. Доброе время суток.

    Насчёт стрелок штанговой контактной сети… Наблюдал таковые на макетах типоразмера HO (увы, через видео на ютьюбе), привод отсутствовал. Возможно, под штангу ставилась возвратная пружина типа часовой (или две обычные спиральные), чтобы штанга придерживалась оси вагона), стрелка оттягивалась максимально вперёд, к крестовине стрелки рельсовой, так что штанга игрушечного трамвайчика САМА выбирала, куда ей повернуть, причём на приличной скорости…

    Успехов.

    С уважением, Денис.

    Ответить
    • так что штанга игрушечного трамвайчика САМА выбирала, куда ей повернуть, причём на приличной скорости…
      Это такая себе идея, но в условиях микроколейки, где деформирующее воздействие на КС от токоприёмника невелико, может сработать. Но гораздо проще притормозить на 30 сек и переставить штангу на параллельный провод, особенно учитывая небольшую высоту подвеса. Даже для промышленных узкоколеек это более чем приемлемый способ, безостановочный проход стрелок важен лишь для серьёзных грузоперевозок.

      Также можно натягивать провод на стрелках всегда на отклонение, а для прохождения по прямой отжимать токоприёмник любым приводом вплоть до трамвайной верёвки, затем попадая назад на провод. Правда, в ваших условиях не хватит наката, чтобы проскочить стрелку. Так что не майтесь ерундой и ставьте бугели, если у вас провод не бьёт машиниста по шляпе и не требуется погрузка вагонов ковшом или из бункера.

      Ответить
  6. Доброе время суток.

    На тему «больших» дорог… В США когда-то давно ЖД, метро, трамвай и интерурбан (эдакий пригородный метротрам, пронзающий городки насквозь на правах трамвая, по улицам) взаимно проникали друг в друга на значительную глубину, образуя, по сути, единую транспортную сеть, по которой спокойно циркулировала общая универсальная служебная техника (путевые машины, снегоочистители, краны). Трамвайные сети частенько использовались железнодорожными компаниями как «последняя миля», то есть иногда была возможность доставить железнодорожный вагон с грузом непосредственно к грузополучателю по трамвайным путям, естественно, с помощью специального электровоза.

    Позже железным дорогам в борьбе за выживание пришлось бороться за большие грузопотоки и, собственно, укрупняться, вагоны существенно подросли, совместимость с метро и с трамваями пропала, интерурбаны вымерли или сменили концепцию, превратившись в трамвай или в электричку…

    В защиту же штангового токосъёма скажу, что в 1940е годы отдельные единицы подвижного состава со штангами на регулярных маршрутах разгонялись хорошо так за сотню километров в час (например, Red Davil и «Электролайнеры»), электровозы со штангами по интерурбанам таскали значительной длины товарные составы из тогдашних железнодорожных вагонов. И никого это не напрягало…

    С уважением, Денис.

    Ответить
  7. Площадь его участка 15 акров. 15х40,5=651 сотка или 6,51га.Нехило.Колея 24 дюйма или 600 мм. Нам бы так.

    Ответить

Добавить комментарий для Михайло Орехов Отменить ответ