ЧЖДМ 1.0 Консервация.

Частная Железная Дорога Максютова (ЧЖДМ), Чебаркульский район Челябинской обл. Автор проекта – Марат Максютов.

Привет дачжелдорстроители и им сочувствующие!

Весна идет по нашему северному полушарию и всё чаще в различных соцсетях я вижу фотографии, на которых мелькают оттаившие дачные железные дороги наших энтузиастов. Приятно видеть эту просыпающуюся жизнь.  Но, к сожалению, не у всех приход весенних деньков связан с планами дальнейшего строительства.

Бывает и так, что только родившийся проект попадает в сложную ситуацию выживания. Вот о такой ситуации и будет сегодня рассказ нашего челябинского энтузиаста Марата Максютова. Ему слово:

Консервация… 06.05.2018

18 октября 2017 года один из междугородних автобусов вывез меня в направлении Екатеринбурга, где я находился на протяжении семи месяцев без возможности съездить в Мирный и посмотреть, как там моя дорога. На момент моего отъезда я снял путь и начал копать траншею для отсыпки щебня. На этом этапе всё и замерло…

30 апреля 2018 года я, наконец, приехал в гости к родителям и начал осмотр своего железнодорожного хозяйства. Всё оставалось на том же месте и в таком же состоянии. Однако мне были предъявлены обвинения, что «из-за траншеи дом сильно обмерзал со стороны её местонахождения» и саму траншею уже начали применять для складирования травы для последующего перегнивания. Таким образом, с трудом расчищенная площадка для строительства у меня была отобрана. Дальше – больше. Мне благополучно заявили, что выкопанные из земли и травы уголки, задействованные как рельсы, также будут изъяты у железной дороги и применены в хозяйстве, при строительстве новой коробки у скважины. При этом в куче металлолома благополучно уже несколько лет лежит полноценный каркас, который можно было задействовать на аналогичные нужды. «Нет, это станина для циркулярки!» — сообщил мне отец. Самое печальное, что слухи и циркулярке ходят уже лет пять. А уголки я находил сам, не без труда…

Основной задачей для себя я поставил сохранить уже имеющееся, поэтому задал вопрос, куда я могу безболезненно составить материалы и подвижной состав, дабы не допустить полного уничтожения дороги. Ответ послужил разрешением для переноса трассы на первоначальное место, а именно за баню.

Уголки из пластика были благополучно уложены на землю, местами подложил кирпичи. Сверху поставил ВРТ-02 «Гроб». На него, в свою очередь, положил микрозвено из уголков и брусьев, на которое поставил ВРТ-01 «Ноговоз». Остальное аккуратно сложил под «Гробом» и тут в голову пришла интересная идея на будущее: рельсошпальную решётку делать из поперечных брусьев-шпал, продольных брусьев, и уже на них укладывать уголки, что должно повысить прочность пути и избежать раскантовки рельсов при высоких нагрузках.

В сложенном виде всё заняло площадь не более пары квадратных метров.

Что будет дальше с дорогой? На этот вопрос я также нашёл ряд вариантов ответов.

  1. Если железная дорога не будет продолжать развиваться, то она просто перестанет существовать, что не может быть хорошим результатом. В связи с этим при рассмотрении варианта «оставить в Челябинской области» возникает идея постройки лёгких рельсовых звеньев (да пусть даже из того же пластика!), которые можно разложить или убрать в любой момент, построить унифицированный лёгкий подвижной состав и устраивать покатушки по выходным в дни своего приезда, при этом постепенно продумывая варианты капитального строительства там же.

  2. Если каким-то чудом я обзаведусь своим количеством соток земли где-нибудь недалеко от Екатеринбурга или Челябинска, там будет стоять дом, в котором можно без капитального ремонта перезимовать пару зим, то при обустройстве участка учесть строительство капитальной версии ЧЖДМ с установкой устройств СЦБ и электроснабжения, перейти на электротягу, расширить сферу влияния дороги и вывести её к соседям, с которыми может быть возможность найти общий язык, особенно (ну это утопия, конечно) если удастся одновременно приобрести землю там же по соседству моему другу, что вполне возможно при счастливом стечении обстоятельств. Всё, что имеет отношение к ЧЖДМ, будет вывезено из Мирного, и уже никто не будет посягать на её существование.

Подводя итоги, скажу: ситуация хоть и критическая, но шансы есть, и за них буду цепляться. Строительство ПС и пути для ЧЖДМ продолжится за мой собственный счёт в ближайшее время. Всем зелёного и успехов в этом непростом деле!

17 комментариев к “ЧЖДМ 1.0 Консервация.”

  1. Решение с легким путем считаю оптимальным. И для покатцушек хорошо — сложил, покатался и убрал. И для небольших грузоперевозок нормально. Да и в случае чего можно с собой забрать)))

    Ответить
    • Доброго здравия! Да, согласен. Лёгкий путь, в данном случае, имеет неоспоримое преимущество. А вообще, тема собственности земли, на которой стоит дорога, весьма интересна.

      Ответить
  2. Приходится выбирать, над чем работать — путь или ПС в такой ситуации. Перейти к более масштабным задумкам по ПС не выйдет без капитального пути. Тот же Валерий Иванович, мой земляк, очень сильно мучается с моделями 1/8 в плане транспортировки.

    Ответить
  3. Мне кажется надо на своей земле строить и ни от кого не зависеть. Да, это не просто подчас, но в итоге лучше.

    Ответить
    • Была б она у меня. Я прописан в разрушенном бараке без права собственности, своего жилья нет даже у моих родителей (этот вот дом родителей — это стоит от покойной прабабушки, идёт волокита с наследством). Так что в случае чего мне грозит реальный статус БОМЖ…

      Ответить
      • Понятно. Но землю можно купить, заработав денег, либо есть какие-то программы государственные по выдаче земли безвозмездно, может быть в этом направлении узнать? Безвыходного положения тут нет, имхо.

        Ответить
  4. рельсошпальную решётку делать из поперечных брусьев-шпал, продольных брусьев, и уже на них укладывать уголки, что должно повысить прочность пути и избежать раскантовки рельсов при высоких нагрузках.
    ===================

    Рациональнее сделать наоборот (снизу вверх к головке рельса) :
    — первый уровень два продольных лежня, на которые крепятся шпалы. Этот уровень полностью уходит в балласт, и опирается на дно котлована.
    — второй уровень шпальная решетка, таким образом зафиксированная
    — третий уровень еще два продольных лежня (для хлипких рельсов из пластика мастхэв, они снимают напряжения в точках, где под рельсом нет шпалы)
    — четвертый уровень собственно рельсы.

    Нижние лежни очень активно применяются моделистами микроколеек колеи вплоть до 500 мм по очень важным причинам:

    — во первых, они позволяют лучше выровнять путь при укладке
    — во вторых, они позволяют легко укладывать путь в кривых — лежни держат шпалы от ухода под воздействием пружинящего рельса. Его можно просто отгибать «по месту», закрепив хлыст на первых 2-3 шпалах
    — в третьих, повышает общую прочность звена. Для переносных звеньев это особенно актуально, тем более, что не используется сварка и металл.

    Ответить
    • А не много ли маеты? Не лучше ли профильная стальная труба в качестве рельс (например 40х20) с приварными рельсошпальными подкладками и через них шурупами к шпалам. Стыки классические — с болтами и накладками. Я бы себе именно так сделал. Причём если заморочиться и точно рассчитать размеры и точно изготовить звенья то получится универсальный набор навроде PIKO легко монтируемый и разбираемый. А по деньгам ещё не известно что дороже будет.

      Ответить
  5. Приобщите отца сделайте ему циркулярку и себе лежневку головку бруса обить жестью (п-образный профиль для гипсов 50 мм) Отец будет по ней дрова на циркулярку возить и траву в компостную яму железом он подлелиться если увидить для себя от этого пользу.

    Ответить
    • Проблема не только в том, что он не видит пользы в том, что делаю я, но и сам ничего не делает. Знаю прекрасно, что и циркулярки не будет, и яма не будет исполнять свой функционал… у него такая традиция. Приведу пример: купил он «Муравья» (мотороллер). Нерабочий. Всё лето он его мучил, ну и меня заодно. вместо того, чтобы радоваться жизни, я толкал его по всей деревне, но он не заводился. За всё лето на нём он смог нормально поехать раза два от силы, потом сдал в металлолом. Аналогично с мотоблоком… такой человек вот.

      Ответить

Добавить комментарий для Марат Максютов Отменить ответ