Сцепное устройство вагонов.

00Привет, дачные путейцы и машинисты в одном лице!

Потихоньку помаленьку, но подходит на ОВЖД время, когда пора уже вплотную задуматься над выбором сцепного устройства. Первая универсальная вагонетка, Пчелка, вторая вагонетка… как-то надо сцеплять вагонное хозяйство))) А раз такой вопрос возник на одной дороге, то возникнет и на другой. Поэтому решил я написать этот пост, подняв тему на общее обсуждение.

А по обсуждать есть что. Начнем с того, что для своей дороги надо иметь унифицированное устройство, дабы сцеплять весь подвижной состав без головной боли. Далее, сцепка должна выполнять роль буфера при ударе вагонов и смягчать удары при тяге. Удобство работы и обслуживания узла не на последнем месте. Не забудем про момент изготовления – что для этого понадобиться, какая обработка (резка, сварка, токарка). Ну и внешний вид не должен вызывать чувство «колхозности»)))

Как все совместить? Чем пожертвовать? Что выбрать?

Для подготовки «мяса» для обсуждения полез я в дебри интернета, дабы посмотреть на опыт мировой да знаний поднабраться.

Начнем с нашей любимой Родины. Тут самый минимальный выбор – сцепка автоматическая и винтовая для широкой колеи плюс узкоколейная, весьма симпатичная, но… уж много деталей для неё надо)))

Фото №1

01

Фото №2

02

Фото №3

03

 

По мотивам узкой колеи делал сцепку Павел Чилин. В свое время он делился со мной опытом по этому вопросу и прислал эскиз деталей данного агрегата.

Фото №4

04

Красиво, родное, но… хочется чего-то своего, что-ли))) Хотя….
Но это лирика, а мы идем дальше – железнодорожники мира решали проблему сцепки кто во что горазд. Далее, фото изобилие конструкций и решений)))
Начнем с устройств основанных или имеющих в своей конструкции цепь

Фото №5

05

Фото №6

06

Фото №7

07

Фото №8

08

Фото №9

09

Теперь узлы со стыковочными планками/кольцами

Фото №10

10

Фото №11

11

Фото №12

12

Фото №13

13

Сцепки-крючки

Фото №14

14

Фото №15

15

Фото №16

16

Фото №17

17

Далее, разношерстная подборка

Фото №18

18

Фото №19

19

Фото №20

20

Фото №21

21

Фото №22

22

Фото №23

23

В конце обозрения лист с эскизами (на мой взгляд начала прошлого века, хотя могу и ошибаться)

Фото №24

24

Если есть чем дополнить данную подборку – милости прошу.
И не забываем высказывать свои мысли, господа)))

12 комментариев к “Сцепное устройство вагонов.”

  1. Доброго времени ! Сложно обсуждать, прошу пронумеровать фотографии .
    Советскую автосцепку сделать конечно можно,но одну за месяц. На следующей месяц вторую делать уже не захочешь.
    Старорежимная двойная скрутка предполагает наличие двух буферов, что в свою очередь не приемлемо на узкой колее.
    Фото № 3-4 Классика узкоколейного жанра. Павел Чилин не много упростил цепь с грузом, хотя если делать как у оригинала то грузик может начать задевать за шпалы.
    Крючковые- язычковые: Просты в изготовлении и неприхотливы. Мне лично нравится та которая на фото № 9
    Сцепки «крючки» При сцепке вагончиков потребую в ручную центровать сцепки, что бы крючьки встали на свои места. Моё мнение танец с бубном.

    Ответить
  2. Доброй ночи! На данном ролике показана работа самодельной автосцепки сделанной умельцем из Аргентины https://www.youtube.com/watch?v=JoL0POFC9mI Колея 200мм. Вообще на мой взгляд, интересные ролики о создании полностью самодельной садовой дороги.

    Ответить
    • Об этом товарище неспешно готовится целый пост))) Но времени совсем нет…)))

      Ответить
    • На видео показана работа автосцепки системы Джаннея. Широка применяется в США . Самопалить её проще чем советскую .

      Ответить
  3. Я вообще думал как то примитивно обойтись жёстким болтовым соединением. В два шарнира — по шарниру на вагон. Но теперь понимаю что мир сцепок это вообще отдельная тема. Однако вопрос сцепления вагонов актуален лишь когда есть локомотив.

    Ответить
    • Сцепка актуальна когда вагонов становиться два! А локомотивом их тянуть/толкать или «бурлаком на Волге» разницы мало)))

      Просто приходит время и возникает вопрос унифицированного сцепного устройства для своей ж/д. А так… Мы у Павла когда катались, то я, ехавший на последней вагонетке, держал сцепление каблуками своих ботинок)))

      Ответить
  4. Здравствуйте! Конечно сцепку можно установить самую простую на первом этапе. Но разве это в будущем удовлетворит. Предлагаю такую схему развития: в начале делаем простую сцепку серьгой и стопорным пальцем, но обязательно с пружиным элементом, вторым этапом, если захочется, можно попробывать что-то более сложное например автосцепку. Или сразу практичное постяннгое. Мне например нравиться сцепка серьгой, совмещенная с центральным буфером, сразу двух зайцев наповал.))

    Ответить
    • Из всех представленных в статье ручных наиболее универсальна сцепка серьгой через полый буфер (так как при желании легко переделывается во все прочие). К ней можно прицепить практически любую другую, зачастую — родной серьгой или элементами второй сцепки. Собирается из трубы квадрата 25х25 (водило) и куска стали на буферную тарелку, круглой или любой удобной формы. В центре тарелки — сквозное отвестие внутрь трубы.

      А если вместо чеки, которая держит серьгу, поставить обыкновенную дверную защелку (для дверной ручки), сцепка превращается в автоматическую щеколдную. При сцеплении нужно рукой навести одну из сцепок за водило (можно приварить к нему ручку) на другую, чтобы серьга заскочила в отверстие буфера. Там она поднимает за скошенную грань язычок дверной защелки и фиксируется, когда защелка падает на место.

      Для расцепления нужно повернуть одну из двух защелок либо съемным самодельным ключом (там банальный квадрат под дверную ручку), либо придумать приводной механизм.

      Сцепка может быть как жесткой (тогда водила должны крепиться к рамам вагонов на шарнирах и желательно, центрироваться пружиной по трамвайному), так и мягкой (допускающей излом сцепки вокруг серьги). В первом случае вместо серьги нужно использовать пластинку шириной с отверстие в полом буфере и водиле сцепки.

      Ответить
  5. Нашел еще интересного материала на тему сцепок на базе серьги и ушка. Интересная конструкция замков на базе поворотного барабана (из подобной позже вырос замок в сцепке Шарфенберга).

    http://www.historywebsite.co.uk/Museum/Transport/Trains/ABC/ABC01.htm

    Авось, кому будет полезно. Михаил, добавите в блог?

    Ответить

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ