Стрелочные переводы ч.1

00Доброго здоровья, строители дачжелдоров и им сочувствующие!
Сегодняшний пост является ответом нашему постоянному читателю Вячеславу на его комментарий к посту «Поездка к Павлу Чилину Ч2», цитата:
«Давече был на даче, ходил с рулеткой-мечты. До стрелочных переводов далеко, но может и мне подскажите на счет стрелочного перевода, а то выбор материала невелик. С уважением Вячеслав.»
Ну что сказать… Практического опыта у меня нет – пока до стрелок не дошел, хотя на этот год и запланировал их аж три штуки. Теоретически — тема перевода подвижного состава с одного пути на другой, прямо скажем, весьма обширна и не ограничивается лишь теми экземплярами стрелочных переводов, которые мы привыкли видеть на широкой колее. Поэтому давайте думать и разбираться вместе.
В начале разговора предлагаю разделить все устройства по основным типам. И так, это:
1. Стрелочные переводы – наиболее представительный класс устройств. Распространен на всех, даже самых мало протяженных, железных дорогах.
01

2. Поворотные или разворотные круги – с окончанием эры паровой тяги потерял свое значение и остался на данный момент лишь в некоторых депо.
02

3. Транспондеры – имеет минимальное использование и, как правило, расположены на производящих подвижной состав предприятиях (во всяком случае я видел их лишь на фото)
03

Все вышесказанное было отнесено к колее широкой. А вот в дачжелдорстроительстве ситуация совсем иная. Во-первых, площади используемой территории, читай дачного участка, весьма малы, чтобы использовать на них стрелочные улицы. Во-вторых, из подвижного состава, опять же по соображениям количества квадратных метров, будет 3-4 единицы и строить для них сортировочные станции нет смысла. В-третьих, вес подвижного состава и скорость его движения на дачной дороге весьма малы, а это позволяет применять стрелочные переводы, которые не получили широкого распространения на большой железной дороге.
Разговор о поворотных кругах и транспондерах предлагаю вынести в другой пост, а сегодня поговорим о стрелочных переводах.
Рассмотрим основные типы:

1. Остряковый.

Наиболее распространенный вид стрелочного перевода, привычный взгляду любого пользователя железнодорожного транспорта. Бывает: правым и левым, симметричным и несимметричным, простым и перекрестным. Позволяет переводить подвижной состав, как на два, так и на три пути.
Сдвоенный стрелочный перевод на станции Гродеково Уссурийской железной дороги. 1900

05

06

Основной минус – сложность изготовления. По словам Павла Чилина на один стрелочный перевод у него уходит несколько полных дней. Если не ошибаюсь – 3. И это при том, что он сделал уже не один такой перевод.
07

Хочу сразу заметить, что Павел делает рельс из полосы 20х40 мм и это позволяет ему подтачивать остряковый рельс без ущерба его несущей способности.
У Алексея Андреева стрелочный перевод, судя по фотографиям размещенным на форуме «750мм» имел остряк из профильной трубы 50х25мм, как и рельс. Но затем был заменен на сплоченные полосы.
08

09
К сожалению, Алексей уже достаточно давно не рассказывает о своей дороге вообще и об опыте её строительства в частности. Поэтому оценить его опыт можно лишь теоретически.

2. Безостряковый или шлеп-стрелка.

Весьма распространенный на фельдбанах вид стрелочного перевода. Наиболее прост в изготовлении и эксплуатации. Позволяет сделать перевод, как на два, так и на три пути.
10

11

11,1

11,2

Данный вид стрелки был изготовлен на дороге Павла Чилина (первый из всех переводов). По словам Павла – этот вид наиболее надежен и за время своей эксплуатации нареканий не вызвал.
139
Минусом данного вида можно назвать невозможность взреза стрелки с бокового пути. Хотя данная ситуация является грубым нарушением правил и на большой дороге строго наказывается, но если такое происходит, то на остряковой стрелке происходит отжатие переведенного пера и прижатие второго к опорному рельсу. Это позволяет подвижному составу не сойти с пути. В случае со шлеп-стрелкой происходит сход подвижного состава. Плюс к этому, скорость прохождения стрелочного перевода данного типа должна быть не высокой (по меркам большоу ж/д). Для дачной эксплуатации на этот фактор можно не смотреть.

3. Шахтный перевод .

13
Данный вид используется в основном на горноразработке при ручной и мотовозной откатке при минимальных скоростях. Подкупает своей простотой, но подразумевает прохождение на минимальной скорости. В представленных ниже видеороликах показана их работа

7,10 – 7,30

0,30 – 0,40

На мой взгляд, такую стрелку можно изготовить для колес, имеющих широкую поверхность катания. Это обусловлено тем, что в одном из мест такого стрелочного перевода колея будет гораздо шире заданной. Поэтому, при узких колесах может быть проваливание подвижного состава.

4. Накладная стрелка.

14
Применяется, как временный вариант, например, на торфоразработках.
15
На мой взгляд весьма удобная конструкция для дачной дороги работающий большей частью в хозяйственных нуждах. Во всяком случае её изготовление имеет для моей дороги первостепенное значение.

Что делать?

Какой стрелочный перевод делать для своей дороги, спросите Вы? На мой взгляд начинать надо с простого и наиболее целесообразного в Вашем случае. Для себя я решил так:
1. Изготовление накладной стрелки для осуществления съезда на временные усы (картофельные поля, котлованы фундаментов, депо)
2. Изготовление шлеп-стрелки для уса дневного отстоя подвижного состава.
3. Изготовление остряковых стрелок для постоянного пути.
Как получится – покажет время.
Что касается шахтной стрелки, то её эксплуатация на моем дачном участке нецелесообразна. Хотя, возможно, я попытаюсь её сделать.
П.С. Возможно в данном обзоре я упустил какой-то тип стрелочного перевода из виду или у читателей блога есть, что добавить к вышесказанному – прошу писать комментарии или присылать свой материал, которым я дополню этот пост.

16

 

10 комментариев к “Стрелочные переводы ч.1”

  1. Добрый вечер Михаил! Спасибо за развернутый ответ. Накладная стрелка действительно хороша, как временная. Но на мой взгляд есть нюанс, рельсы стрелки приподняты над основными рельсами и при ручной откатке будет трудновато взбиратся на горку. Проста в изготовлении шлеп-стрелка, но так как эксплуатировать дорогу будут в основном дети, то повышается риск схода с рельс-авария, а это опасно. Видно незря у большого брата применяются остряковые стрелки. Почти изготовил плаз-шаблон для сборки прямых участков, сташный зуд изготовить первый пробный. Сегодня выходной и дети целый день возятся с железной дорогой у нас масштаб НО. С уважением Вячеслав!

    Ответить
    • Доброго здоровья, Вячеслав!
      По поводу «взбираться в горку»… я, когда перевозил на машине вагонетку с одного участка на другой, тоже опасался горки в машину. Высота составляла около 40-ка сантиметров на участке длиной 2 метра. Вагонетка в сборе с кузовом «самосвал». Вес около 150 кг. И я бы не сказал, что было трудно её туда вкатить. Поэтому высоту в 5-ть сантиметров на метр длины я даже не рассматриваю))))
      Шлеп-стрелка… да, минус её в невозможности взреза. Хотя ещё до революции один инженер получил патент на устройство автоматического перевода для данного вида изделий. Да и у меня есть пара теоретических соображений на этот счет… Но надо проверять на практике)))

      Ответить
      • Добрый вечер Михаил! Шлеп-стрелка Павла Чилина имеет интересную кинематику и не имеет крестовины. Видел промышленные образцы в интернете в самодельном варианте впервые. Надеюсь Павел поделится секретом мастерства, не откажется от предложения изложить процесс постройки на страницах блога?
        Помниться при испытаниях трамвая Александра Васильева, он сходил с рельс именно на стрелках при движении на боковой путь. Известна ли причина аварии? С уважением Вячеслав.

        Ответить
        • Доброго здоровья, Вячеслав!
          Нашел у друзей Павла ещё одну фотографию шлеп-стрелки — дополню пост.
          По поводу «поделиться мастерством»… Я лично не раз предлагал Павлу рассказать о своей дороге, составил даже подборку по годам с форума 750 мм, но… Как-то наши первопроходцы не особо то опытом делятся))) Павел сказал, что ему проще говорить нежели писать, Алексей Андреев тоже как-то подостыл. Поэтому приходится все самим)))
          По поводу сходов трамвая Александра Васильева — сход был один и в тот момент, когда перегрузили передний свес подвижной единицы. Как только вес выровнялся сходов не было. Плюс, стоит добавить, что колеса у Александра имеют несколько иные реборды (по толщине) нежели у подвижного состава Павла. А это тоже не есть гуд.

          Ответить
  2. Доброго времени !

    При изготовлении колесных пар допустил ошибку ( поторопился ).
    Мои КП оказались шире чем надо и сидят на рельсах без люфта .Поясню что происходит при прохождении стрелочного перевода — Из-за увеличенного расстояния между внутренними гранями колес , контр рельс не достаточно отводил реборду противоположного колеса в сторону от острия сердечника крестовины . В следствии чего происходил сход трамвая с рельс .
    С первым снегом, планирую построить стрелочный перевод. Подробное фото пособие по изготовлению обещаю .

    С уважением Александр В.

    Ответить
    • Доброго здоровья, Александр!
      Судя по комментарию раз в планах есть строительство стрелки, значит есть и путь? А общественность о нем и не знает! Прошу поделиться новостями)))

      Ответить
      • Доброго времени Михаил!
        Новостей нет, так как нет заказов . Весь мой путь в1.5 метра, лежит в гараже и на нем стоит трамвай. Но руки чешутся .

        Ответить
  3. Сейчас занимаюсь написанием статей про стрелочные переводы, точнее брусы. Для того что бы здесь не писать войну и мир даю ссылку где статься. Можете объяснить для каких переводов предназначен тот или иной брус стрелочного перевода shpala-zavod.ru Тип А4-2, А3, Б1, Б2

    Ответить
    • Доброго здоровья, Евгений.
      Ссылку на завод вижу, а где ссылка на статью?

      Ответить

Добавить комментарий для Михайло Орехов Отменить ответ