ПЗУЖД 1.03 Ручная дрезина

Вдруг откуда ни возьмись за 5 дней появилась ручная дрезина.

Чтоб она появилась, пришлось пожертвовать уже готовой нижней частью тепловоза, которую собрал в перерыве между югами в одну из февральских оттепелей за пару дней. Собрал тогда так быстро, потому что все компоненты уже были с осени и ждали сварочных работ.

Шла зима, очень хотелось наконец весны, чтоб начать сборку локомотива, но внутренний голос подсказывал — отдай раму эту дрезине, а тепловозу сделай более крепкую, из настоящего мужского металла, из жирного богатырского уголка, ну чтоб совсем как на фельдбанах.

И вот неделю назад взглянул на оттаявшую раму и тут стрельнуло (ну у художников это частое явление) — а к чему все эти маховики — лишние детали, я ж своим дрезинам и царь и бог, все оси у них сварные, а, значит, могу облегчить себе жизнь. Но сначала необходимо было увеличить межосное расстояние, ибо то, что хорошо было локомотиву с основным весом по центру, то не подходило для ручной дрезины, где приходится стоять на самом краю.

Такой вот была заготовка под локомотивчик:

Разнеся оси на максимальное расстояние друг о друга, занялся, не знаю как оно называется, пусть будет коленом. Как мог аккуратно все разрезал-сварил.

Далее сварил вертикальную штангу и ручку к ней. Тоже не знаю как называются правильно. Пусть будет так.

Отрезал кусок оси, мешавший вращению колена и произвел свадьбу штанки и ручки:

Приварил укосины по кругу штанги для прочности, ну и сразу на испытания — гонять дрезину по ужд, прыгать на ней, пинать, трясти, качать. В общем, странно это должно было смотреться со стороны.

Напоминалка о сроках — подбадривала не хуже советских плакатов о пятилетке.

Поскольку все-таки счел, что сварщик я так себе, приварил в коленном узле дополнительно металлические пластины — а пусть будут, на всякий случай. Прокрасил все хэммирайтом. Ну и настало время дрезине одеть платформу, а то уж больно она страшно смотрелась голая.

все доски (дюймовка) были тщательно прокрашены со всех сторон, между собой скреплялись через брусок 5х5 см.

Да, планировал сначала ширину дрезины сделать как у вагона (115 см), но визуально она казалась несуразной, поэтому решено было ее укоротить с каждой стороны на ширину дюймовки. Так ширина дрезины с учетом бортов составила ровно (странно) 90 см.

Вышла вот такая вот конструкция

Осталось внести немного «корпоративного» колора:

Итог по работе:

Все подшипники во всех узлах одинаковые, ушло полкило электродов, сколько-то досок дюймовки, литр пинотекса, чуть-чуть резиновой краски «апельсин», полкило саморезов, 2 шестиметровых палки профтрубы, 32 не более 6 метров, 4 подшипника, 4 подвесных подшипника, 4 жигулевских ступицы, 4 колеса, 4 проставки, 16 болтов, 2 приводных вала, 4 проставки, немного всякой мелочевки, в подарок от тепловоза достались 2 приваренных звезды, на которые можно одеть цепь.

Рычаг регулируется по высоте. Заморочился с этим, чтобы можно было выставить средние положения колена и ручки, поскольку все резалось-варилось на глаз. Дрезина получилась мягкой, идет легко, накатисто. Это не финальный ее вариант. Если пройдет испытания друзьями, то обзаведется отбойными брусьями, защитой от колес на платформе, тормозами и сцепным устройством.

Такая конструкция привода дрезины возможна только на колесах более 13 дюймов, иначе колену будет некомфортно жить между шпалами и полом. Это несомненно эксперимент, ибо я не видел еще дрезин такой конструкции.

Интересно — будет ли она радовать нас годами или развалится к чертям послезавтра.

35 комментариев к “ПЗУЖД 1.03 Ручная дрезина”

  1. Симпатичная получилась дрезина. А ты её с чистого листа делал или подсмотрел на узкоколейные варианты?

    А для локомотива, на мой взгляд, рама должна быть минимум из швеллера 10П, а то и больше)))

    Ответить
    • На самом деле особо вариантов ужд-дрезин похожих очень мало. Из того, что найдено было в интернете, это прибалтийские с узкой платформой, дрезина станции дачной (катался) и музейные дрезины (катался на всех). Но там они все собраны добротно, весят много, имеют маховики. При сборке полагался на собирательный образ всех дрезин и впринципе просто смотрел по факту — красиво или нет. И не скажу, что она мне прямо на 100% нравится. Какая-то немного пустая и топорная. Может, с бортами надо как-то поиграть в плане эстетики. Но это уже на будущее — сейчас важно протестировать ее, обкатать.
      Локомотиву — да, эта рама была бы хлипкой, да и узлы подвески тоже. Вообще сама идея локомотива сейчас трансформируется понемногу в дачный трамвай. Поскольку он универсальнее должен быть — и детвору покатать сможет и те же грузы буксировать в сцепке. Локомотив — это уж совсем транспорт эгоиста. Пока не знаю в итоге, семь пятниц на неделе, боюсь загадывать.

      Ответить
      • Кстати, можно предусмотреть грузовой трамвай с возможностью установки в него сидений. Тогда и грузы поедут, и пассажиры)))

        Ответить
      • Если уж выбрана такая большая колея то использовать её надо по полной. Весьма серьёзные грузы можно по ней возить. И без локомотива тут ни как. На мой взгляд локомотив проще чем трамвай уравновесить (с учётом веса только одного машиниста) чтоб получать максимально полное тяговое усилие от каждой колёсной пары. И по ситуации цеплять к нему необходимые вагоны.

        Ответить
        • -…Весьма серьёзные грузы можно по ней возить. И без локомотива тут ни как….

          Локомотив, как помощник или агрегат для покатушки, безусловно на дороге нужен. Но с другой стороны, я вот, за без малого 10 лет, не помню у себя случая, что бы какой либо груз не смог утащить человек! Поэтому говорить, что «без локомотива никак», …вообщем я бы так не сказал.

          Ответить
          • Как то я «играл в железную дорогу» и настоящие вагоны катал. Колеи 1524мм. Развлекался по молодости, да. И скажу я вам, что один человек совсем не атлетического телосложения вполне может катить по рельсам 25 тонн. Даже в небольшую горочку. Но утомительно. Особенно трогание с места и торможение. Конечно суррогатные рельсы из профтрубы долго не выдержат нагрузку от полноценного узкоколейного вагона, но пару тонн брутто в двухосном вагоне по такому пути возить можно. А если ещё вагонов не один то без механизации тоскливо будет. Но в любом случае это будет лучше чем в тачке. Просто я рассуждаю так — для хранения велосипеда не нужно строить гараж, но если гараж строишь значит планируешь там держать что-то крупное. Так же и с колеёй. Вон за границей по колее 15″(381мм) в одном четырёхосном вагоне может полтора-два десятка пассажиров ехать. 24 дюйма уже полноценная железная дорога, имеющая утилитарное значение.

            Ответить
            • Другой вопрос, который уже не раз звучал, что такое тяжёлое возить на даче??? Я понимаю, если бы дорога нужна была на каком нибудь серьёзном производстве, или на шахте, или на каком либо руднике и пр. То, да, тут понятно, нужен либо локомотив, либо какой либо механизм для перемещения массового груза. Но в домашних условиях, в 99% случаях ничего этого нет…

              Ответить
              • Там и участок не маленький. А если возить действительно только дачные грузы то 400-500мм выше крыши.

                Ответить
                • -…. А если возить действительно только дачные грузы то 400-500мм выше крыши.

                  Именно! Поэтому, на мой взгляд, роль локомотива здесь несколько иная: это статусность дороги! Это и элемент технического творчества (интересно же построить свой собственный локомотив, своими руками), и прокатиться, покатать гостей и друзей, участие в торжествах и праздниках )) . Да и грузы, конечно, можно и нужно им возить. Но строить локомотив, что бы только перевезти, к примеру, КАМАЗ песка, смысла нет. Вот как то так.

                  Ответить
                  • Сергей! Абсолютно одобряю — локомотив, это скорее игрушка в ДачЖелДоре, чем необходимость. Ручная дрезина в этом плане гораздо полезнее.

                    Ответить
                  • Когда гостей набежит (а именно это и планируется) то ручной дрезиной тягать даже два вагона как то не серьёзно. Один круг и потный. Тут плечом толкать и то проще будет. Ведь на дрезине ту же работу надо будет сделать руками а они послабее ног. Если делать небольшую дорогу колеи 300-500мм чисто практического назначения, дрова там перевезти или кирпичи с цементом, то да, локомотив там не обязателен.

                    Ответить
                    • Ох, это долгий без сомнения диспут может получиться — нужен локомотив или нет. Сегодня, например, я возил много разнокалиберного груза на обычной ручной дрезине. Накат потрясающий — разогнал и катишься почти весь путь. На ветке длиной не более км локомотив по идее даже обуза, ну это если с практической точки зрения смотреть, да и трамваю там тесно.
                      Но ведь каждый из нас строит свою жд сам с нуля и под именно свои цели.
                      Мои цели были весьма туманны
                      1. Просто хотелось собственную жд ветку — самим кататься, гостей катать, да грузы возить попутно, ибо ветка выстроена по всей длине участка.
                      2. Хотелось строить дрезины. Самому, с нуля, разного типа, обкатывать их, модифицировать. Локомотив здесь или же трамвай — как дипломная работа — как доказательство себе — что могу — и как пример другим — что возможно. Плюсом одна единица пс, служащая опять же по назначению.
                      Что касается колеи — то 750 бесспорно жирно для дачи, но это историческая колея нашей страны и здесь два огромных плюса, которые предопределили выбор — колпары и возможность выездных покатушек. На данный момент я еще не создал такую образцовую дрезину, которой смог бы гордиться — крепкую, красивую, на правильных колпарах. Да и даже если я никогда и не вывезу «проветриться» свои дрезины, то нисколько не огорчусь. Но вывезти постараюсь, преград не так уж и много. Да, продать, хоть даже по цене почти чермета дрезину колеи 750 — вполне реально, спрос у покатушников небольшой но есть. Кто то ж скупает за 20к все эти гнилушки с северодвинска (хотя практически ради колес).
                      Возить ли грузы, сидеть ли впятером верхом на маленьком вагончике, делать ли сцепку из пяти вагонов или попивая сок в шезлонге смотреть как над велодрезиной проплывают в небе воздушные шары (о, это я))) — мы все с вами разные, но мы все любим свои маленькие железные дороги, какими б они ни были, они — наши. С локомотивами или без)))

  2. Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить Михаила с успешным завершением постройки дрезины! И главное очень оперативно и быстро построена!

    Ответить
      • Вопрос к комментарию от 16.04.2019 — 17:54 — дрезина долго катилась накатом по прямому участку пути?

        Ответить
        • Не знаю начальной скорости и не замерял точек начала отсчета и остановки, но для того, что сделано мной — накат приличный. Я лучше сниму и в формате видео покажу.

          Ответить
          • Я не правильно фразу сформулировал, она двусмысленная получилась. Правильно так — где дрезина долго катилась накатом был прямой участок? Или с поворотами?

            Ответить
            • Прямой, но и с легким поворотом вправо тоже нормально. В значительных кривых она легко сама конечно не поедет — тут же все неправильно — отсутствие подуклонки, большое межосное расстояние, профтруба а не рельс, колеса из автомобильных дисков, хоть и с конусом.

              Ответить
              • Получается, что для покатушек всё же потребуется мотовозная тяга. Или аккумуляторный электровоз. Как то я устроил тяговые испытания автомобильному аккумулятору. По регламенту емкость измеряется режимом 20-ти часового разряда. Но свежая батарея даже на 3-х часовом режиме выдала 95% емкости. Если совсем грубо — на каждые 250 Вт мощности двигателя требуется одна 12-ти вольтовая батарея 65АЧ.

                Ответить
        • Ручной дрезиной тягать два вагона не то что сложно, сколько как-то неэстетично. Дрезина — зверь одиночка, у многих нет сцепного.
          Катания в сцепке велодрезина-вагон тоже смотрелись убого. Вагону нужен соразмерный тягач

          Ответить
  3. Михайло, косяк на сайте вылез — долгий диалог и последний комментарий в такой узкой колонке, что кнопка «ответить» пропала.

    Ответить
    • Довели технику, комментаторы! Ужо не выдерживает блог ваших разглагольствований, сам вам дискуссии вырубает))) Придумали тоже листами А4 переписываться, йенто вам не ЖЖ для романов, тут техническая мысль выражается — кратко и по существу)))

      Ответить
      • Михайло! Может хоть отступ уменьшить у ответов? Вдвое. Выглядело бы хоть лучше.

        Ответить
        • Можно, вопрос где это сделать (в смысле какая строка кода темы и что там подправить)?

          Ответить
          • » (в смысле какая строка кода темы и что там подправить)?»

            файл http://irontrack.ru/wp-content/themes/enter_button/style.css
            1671 строка
            там чтото вроде
            .commentlist li li {
            margin-left: 30px;
            }
            чтоб убрать такой злостный отступ надо уменьшить значени, там оно прописано 30 px .
            как по мне, 10px — самое то. можно даже ноль вписать, небольшой отступ всё равно останется, но 10 лучше, иначе эти азартные ребята устроют тут ЖЖ ))

            Ответить
          • может оказаться строка 1670 , зависит от редактора , в котором просматривается-редактируется файл.
            Сейчас просматриваю страницу с отступом 10 .
            ( естественно это только у меня, и при обновлении страницы придётся опять лезть и править стили)
            довольно комфортно и в то же время напоминает общающимся в режиме ответ-ответ-ответ-ответ …, что , таки, пора закругляться в этой ветке.

            А общающимся могу посоветовать тыкать мышкой на «ответить» не под последним сообщением в ветке, а под первым в ветке, тогда и отступ у всех будет одинаковый и, следовательно, комментарий не будет так растягиваться по вертикали.

            Ответить
  4. Мотовоз нужен обязательно.Иначе ваша ж/д люди,так и останется игрушкой

    Ответить

Оставьте комментарий