Путевое хозяйство. Рельсовые стыки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAДоброго здоровья, строителям дачжелдоров всех колей!

Сегодня я разочарую часть наших читателей ждущих моего рассказа о закругленных участках пути.  Материала по данной теме набралось на два-три поста и я сейчас думаю, что взять за «печку» и куда потом «плясать». А пока хотел бы закончить тему рельсовых звеньев и поговорить сегодня об их стыковках, а, точнее, о скреплении рельс друг с другом.

И так. Всем нам знаком универсальный рельс  предложенный английским инженером железнодорожником Чарльзом Виньолем. Говорят,  что данный тип рельс до того, как стал рельсом, применялся во второй половине XIX в. как балка для потолочных перекрытий. Вот он на рисунке.

с-02

И если бы у меня была возможность воспользоваться таким типом рельса марки Р5, существующем, на данный момент, только в Гостах/Остах, я бы конечно воспользовался бы и рельсовыми скреплениями, которые применяются на широкой колее

с-01

Тем более, что данные скрепления позволяют переходить с одного типа рельс на другой весьма элегантным способом

с-03

Но… мой рельс совсем не похож на Виньолевский, увы… А поэтому и элементы стыковки пришлось придумывать и дорабатывать под себя и свои нужды. Но, в начале, я решил посмотреть на опыт первопроходцев дачной колеи.

Павел Чилин, используя на своей дороге рельс  сделанный из полосы, придумал стыковать его способом представленным на фото

с-05

Обратите внимание, что стыковочная планка стоит только с одной, внешней, стороны. Внутренняя сторона, где проходит при движении подвижного состава реборда колеса, остается гладкой.

Алексей Андреев делая рельс из проф.трубы использовал для стыка систему примененную на дорогах масштаба НО фирмы PIKO (старого образца)

с-06

с-07

И по идеи мне тоже надо было бы использовать такие скрепления, но…  Я провел испытания данной системы и пришел к следующим выводам:

1. Если путь часто подвергается разборке/сборке, то возникает проблема подгонки стыка. Дело в том, что металлопрокат, говорю это по опыту, не всегда производится с заявленным продавцом размером. Например, полоса 5х50 может быть и 5х49 и 5х51. Скажите мало? Но в первом случае стык будет болтаться, а во втором не влезет «папа в маму».

Проф.труба 20х40, которую использует Алексей на своей дороге, как внутренний элемент стыкового узла тоже имеет свои допуски и припуски. Но у Алексея дорога лежит не разбираясь и не переустанавливаясь, а в моем варианте она должна быть мобильной.

2. Внутреннюю трубу необходимо закрепить в одной из труб. Понятно, что это надо делать сваркой, но как варить? По внешнему ободу, но тогда от сварки будут оставаться наплавы металла и их придется удалять (заниматься подгонкой). Если варить изнутри… не представляю.

3. и ещё меня смутила стыковка данным типом на закруглениях пути. Вставленная внутрь трубы ещё одна труба будет достаточно жестким элементом и не позволит согнуть данный элемент.  Либо надо оставлять прямой кусок под стыковку , либо стыкуя подгонять все кувалдой… Возможно…, но я пошел другим путем.

Я решил, что стыковочный элемент должен быть прост, надежен, позволять легко монтировать/демонтировать элемент, быть унифицированным, позволять применять его и с прямыми и с закругленными участками без ударного инструмента.

И вот взял я два куска проф.трубы, кучу разнообразных обрезков (уголка, полосы, проф.трубы и прочего), приложил так, засунул эдак… и сделал вот такой вот элемент

с-08

Думаю, что из фото понятна идея конструкции. А теперь немного практики.

Для изготовления данного элемента было сделано два кондуктора, рассказ о которых, как и о прочих специализированных приспособлениях, будет в отдельном посте. Один из них показан на фото

с-08,1

Монтаж готового изделия не требует каких-то усилий. Кстати, он показан в видео ролике об открытии дороги.

с-09

Для разных быстрых перемещений подвижного состава рельсовые звенья можно даже не стягивать болтами.

с-11

Ну а принцип размещения классический – на одной стороне звена один рельс «папа», другой «мама».

с-10

Но было у меня и ещё одно соединение. Оно разрабатывалось для преодоления крутых подъемов и спусков. Применялось на облегченных рельсовых звеньях с рельсом из проф.трубы сечением 25х25х2 мм.

с-12

Принцип его действия будет понятен из прилагаемого ниже рисунка

с-12,1

Замечу, что соединительная планка свободно болталась на оси (болте) и так же спокойно входила во вторую ось. Благодаря этому и свободному ходу между рельсами (люфт около 1-го см) звенья могли встать под большим углом относительно друг друга.

Благодаря этой системе я смог загрузить и выгрузить вагонетку из автомобиля, а, так же спустить её по склону канавы с дороги на участок. Плюс к этому по этим звеньям (а их было изготовлено три штуки) я перемещал вагонетку на место её хранения.   

с-13

с-14

   

2 комментария к “Путевое хозяйство. Рельсовые стыки.”

  1. Здравствуйте Михаил! Дошел до стыков. Тут возникла масса вопросов. В стыковом узле у Вас один болт без заклинивания боковой накладки в пазу рельса, как у старшего брата. Не возникнет ли в будущем разбалтывание и разбивания отверстия? Может установить два болта с ограничителями положения для предотвращения вертикального разбалтывания или вставить внутрь рельса вертикально пластину для предотвращения вертикальных взимных смещений рельсов относительно друг друга. С уважением Вячеслав!

    Ответить
    • Доброго здоровья, Вячеслав!
      Стыки… Честно говоря, если путь уложен на хорошее подготовленное основание, то вряд ли что ему будет на стыках. А если временно, то один винт/болт крепления являясь осью позволяет рельсовым звеньям «подстраиваться» под местность.
      Делать второй болт… я бы и эти отверстия рассверлил. Уж больно муторно ловить соостность при крепеже. Во всяком случае без длинного шила не обойтись)))
      По практике перевоза грузов (общий вес около 800 кг) скажу так — для дачного варианта что-то усиливать не надо. А вот если эту дорогу использовать в промышленности… Ну тогда надо и рельс ставить Р7 или Р8.

      Ответить

Оставьте комментарий