ВТЖД 6.03 ПС с возможностью менять ширину колеи.

Доброго здоровья, энтузиасты дачжелдора и им сочувствующие!

Сегодня, на страницах блога, будет рассказ от нашего постоянного автора Сергея (дороги ВТЖД и ЛБЖД) о его опытах с подвижным составом меняющими ширину колеи. Весьма интересный опыт, который может пригодиться всем  строителям дачных железных дорог.

Слово автору:

Здравствуйте друзья!

Сегодня расскажу о строительстве нового подвижного состава. Всё-таки ДачЖелДор подразделяется на два больших и основательных фрагмента, это путь (инфраструктура), а так же подвижной состав. Одно без другого не возможно. И как правильно сказал Михайло Орехов, если у вас есть тележка или вагонетка, но нет пути, то и дороги у вас тоже нет. Можно перефразировать и обратно. Если есть путь, но на нем нет подвижного состава, то тоже получается что-то не то. А поскольку о строительстве инфраструктуры, пути, совмещенного полотна я уже, на страницах блога «Стальная колея» рассказывал не раз, то настал черед рассказать и о подвижном составе. Уже больше двух лет прошло с того момента,  как мной была построена последняя тележка. Было это в конце 2014 года. Точнее две одинаковых тележки для четырехосного вагона (метро). Тогда тележки получили индекс s33-018у. Где 18 порядковый номер разработки. «У» означает узкоколейная, под ширину колеи 400мм.

Сегодня хотелось бы рассказать о строительстве новой тележки. При этом сразу хочу заметить, что это не обычная тележка. При ее разработке и постройки была заложена возможность раздвигать колесные пары и менять ширину колеи. Почему был выбран столь не обычный вариант для дачных железных дорог (да и вообще для ЖД транспорта в целом), расскажу более подробно. Начать, наверное, следовало бы с рассказа о дачном метро. В прошлом году на страницах блога «Стальная колея» был подробный рассказ о строительстве подземного участка пути и тех проблемах, что там возникли. Позже подземный участок получил название «Дачное метро» (можно посмотреть по ссылке). Так вот там, в силу различных причин, мне пришлось выбрать иную ширину колеи, чем на поверхности, а именно 400 мм, против 500 на верху. В принципе ничего страшного тут нет, там свой ПС, на верху свой. Но вот когда будет построен подъемник и появится возможность сквозного движения (а произойдет это ориентировочно в конце 17, начале 18 года), то тут уже могут возникнуть проблемы. Ну и вот на этом фоне, мне захотелось создать универсальную тележку, которая смогла бы ездить везде. Не зависимо, какая ширина колеи там проложена: 400 или 500мм, а может быть какая-то еще ширина.

Теперь остановлюсь подробно о том, какой принцип работы был заложен в этой тележке. Главный момент, это не зависимые друг от друга колеса, закрепленные на специальных блоках. Эти блоки насажены , в свою очередь, на ось и могут перемещаться вправо и в лево, меняя тем самым расстояние между собой. В принципе, если очень упрощенно, такой же принцип заложен в поездах системы Talgo (Испания). Которые так же могут ездить по рельсам разной ширины колеи, проходя через специальное переводное устройство, в автоматическом режиме. Думаю, что все знакомы с поездом Talgo и принципом его работы со сменой ширины колесных пар, поэтому останавливаться подробно на этом не буду. Замечу так же, что первоначально я так же планировал сделать тележку именно с автоматической сменой ширины колеи, но потом, взвесив все технические и технологические моменты, остановился на ручной смене (в будущем, после постройки колее переводчика) можно будет перейти на полуавтоматический способ. Но об этом пока говорить преждевременно.

Итак, собственно, постройка самой тележки. Техническое задание было разработано еще в 2015 году. В 2016 году были частично готовы «чертежи» и произведена подборка необходимых при изготовлении деталей. К концу 2016 года было все готово к началу работ.

И вот отгремели залпы новогоднего салюта, а впереди еще больше недели праздников. Пора за работу! Прежде всего, нарезал заготовки из металла. Профтруба 40х40х3, уголок 32х32х3, уголок 25х25х3, планка металлическая толщиной 5.5мм с отверстиями М8. Так же на первом этапе было много слесарной работы: сверление металла, нарезка резьбы и пр. Сварочные работы и работу «болгаркой», проводил на улице, а слесарку и сборку в помещении.

На первом этапе решено было сделать одну только тележку, без кузова и испытать ее. В качестве кузова используется временный —  деревянный. В качестве рессорного подвешивания используются пружины 51мм d=45мм. Способные выдержать вес порядка 100кг на одну пружину.

Опорные подшипники 60х95х18. В качестве центральной оси – уголок «32». Который в дальнейшем планируется усилить цельнометаллическим прутком d=18мм. Для закрепления блоков колес используется крепеж, болты М8. По моим предварительным расчетам, тележка сможет выдерживать нагрузки до 200кг на ось (при нормативе 150 кг/ось). Общий вес тележки, вместе с кузовом пока еще не рассчитан точно. Ориентировочно может составить 60-80кг. Изготовление кузова планируется начать, после завершения всех испытаний с тележкой (предположительно к началу лета).

Первые 5 дней заняли работы с металлом, сварка и подготовка к сборке. На шестой день тележка была в принципе уже собрана.

Колесные пары были выставлены на ширину колеи 500мм. Прошла первая поездка по небольшой плети пути длиной около 2 метров. В тот же день изменил ширину колеи под 400мм. Плеть трёхниточная 400/500мм, находится по месту сборки.

Наружные испытания на участке пути шириной колее 500мм.

Учитывая хорошие погодные условия, были проведены испытания тележки на улице. Как видно на фото, кузов тележки (временный) был специально сделан с большими внутренними проемами, для того что бы во время движения наблюдать за тем, как себя ведут колеса и какие есть при этом проблемы (или нет проблем). Был использован временный настил для перевозки небольшого груза (груженные ведра) примерно 75-80кг. Так же прохождение стрелочных переводов, кривых малого радиуса. По первому дню испытаний серьезных замечаний не выявлено. Хотя опорные подшипники имеют довольно сильный люфт. Связано с самими подшипниками (б/у, которые уже давно выработали свой ресурс). В дальнейшем пришел к выводу их заменить на новые. Это видимо один из тех случаев, когда не нужно новую тележку создавать из б/у запчастей.

Испытания на колее 400мм.

Тележка заранее была выставлена на ширину колеи 400мм и вручную спущена на подземный участок пути. Здесь самое главное было убедится в правильности расчетов габарита и прохождение сверхмалого радиуса кривой. Испытания прошли успешно.

На приведенных снимках можно увидеть процесс испытаний тележки на колее 400мм. Тут надо заметить, что смещение колес относительно корпуса, при изменении ширины колеи, возможно как симметрично, так и ассиметрично. Для вписывания в габарит, был применен ассиметричный способ. Это видно на фото.

Испытания на других ширинах колеи.

В рамках реализации программы испытаний тележки s33-019т (именно такой индекс получила новая тележка) были собраны две небольшие временные плети с колеёй 356 мм и 300мм. Колея 356мм, как вы знаете, используется на дороге Михайло Орехова (ОВЖД), а 300мм это, пожалуй, самый распространенный стандарт на просторах ДачЖелДорСтроя.  На приведенных ниже фото, можно посмотреть сам процесс.

Таким образом, к 15 января первый этап испытаний был завершен. Пока тележка ведет себя хорошо. Каких-то серьезных замечаний к конструкции нет. Есть мелкие не значительные не доработки.

Колея 300мм испытания на устойчивость. По началу не планировалось, но всё же решил испытать тележку на ширине колеи 300мм, на устойчивость. Всё же с колеёй 300мм до этого, никогда встречаться не приходилось.

Испытания холодом и езда при минусовых температурах.

В самом конце января, когда вновь настали приличные морозы, появилась возможность погонять тележку при t -16-17с, а заодно и снег вывезти ))

 

Планируется, разные ширины колей испытать до конца января – начала февраля, а дальше пойдут весовые испытания. Вот на этом пока заканчиваю. После постройки кузова и ввода в постоянную эксплуатацию, постараюсь проинформировать общественность. Так же расскажу о строительстве колее переводчика. Пока для него готовятся чертежи. До новых встреч!

 

P.S. После небольшой доработки и модернизации, есть возможность менять ширину колеи не только в меньшую, но и большую сторону. И достичь ширины колеи, к примеру 750мм (стандарт УЖД). Что открывает новые горизонты. Правда такая задача пока не стоит. Но как знать, может быть со временем удастся поездить и по настоящей УЖД…..

8 комментариев к “ВТЖД 6.03 ПС с возможностью менять ширину колеи.”

  1. Сергей, рад слышать новости с полей! Однако позвольте спросить — а будет ли предусмотрена быстрая смена колеи? Вот например выехали Вы из метро со 100 кг груза на платформе. Будет ли возможность быстро сменить колею или для этого надо будет разгружать тележку?

    Ответить
    • Доброго здравия! Да, конечно, будет планировался быстрая смена колеи. Иначе проект теряет смысл. Нужна тележка, что бы колея менялась без разгрузки вагона. Над этим сейчас работаю.

      Ответить
      • В такой ситуации я вижу массу способов:
        1) Можно предусмотреть на лифте домкратные фиксаторы, которые будут жёстко приподнимать тележку при подъёме за какие-нибудь специальные точки, так чтобы колёсья повисали в воздухе.
        2) Можно установить на тележку дополнительные колёса, чтобы вообще ничего не двигать а ездить себе то одними колёсами то другими.
        3) Можно сверху на съезде въезде в лифт установить трапециевидные рельсы с бортиками чтобы автоматически сдвигать Ваши колёса при условии что они будут плавающими с удобной лёгкой системой фиксирования.

        Ответить
  2. Доброе время суток.

    Если есть желание автоматизировать смену колеи… Придётся признать, что из число конечно….

    А потом вспоминаем, как устроены «колёсосдвигатели» на «взрослой» ЖД.
    Предположим, у нас на тележке есть неподвижная ось с зарубками, за зарубки (выемки) цепляются подпружиненные крючья (как половинка пассатижей), закреплённые осями к сдвижным (по оси) «полуосям». Зарубки глубокие, пружины мощные — «клещи» крепко держат колёса в поворотах. А ещё у нас (окромя концов стопорных крючков) снизу торчит подобие центрирующей пластины. При заезде на «колёсосдвигатель» пластина попадает в направляющий жёлоб, удерживающий тележку вагонетки на пути. Считаем, что полуоси отлично смазаны и свободно двигаются по оси, так что при смене колеи вес тележки остаётся на её же колёсах. Просто при заезде на «колёсосдвигатель» его выступы нажимают на «ручки» «пассатиж», концы стопорных крючьев выходят из зарубок на оси, полуоси сдвигаются рельсами и контррельсами в нужное положение, центрирующий жёлоб продолжает держать тележку на верном пути, тем временем освобождённые стопорныве крючья заходят в новые выемки на оси, колёса закрепляются в новом положении, центрирующий жёлоб кончается. Вуаля…

    Единственно, повышаются требования к пути (и к качеству его очистки от того же снега), к содержанию тележек (чтобы никакого простоя и ржавчины), есть проблема, как именно расположить центрирующцую пластину и крючья на тележке, чтобы они создавали поменьше затруднений в быту (помимо обычного габарита появляется «колёсасдвигательный»). Или придётся метельники на тележках делать подъёмными…

    С уважением, Денис.

    Ответить
    • Прочитав ваши соображения, Денис, твердо убедился в мысли: если уж случилось такое несчастье и стандартов колеи на дороге более одного, лучше соорудить сменные тележки или транспортные подкатываемые тележки… Ну ее нафиг, такую систему. И так немалый геморрой сделать приличные колпары, да еще и с подвижными скатами.

      Кстати, упомянутые мною где то там выше линейные подшипники (это такая втулка с несколькими рядами шариков внутри, применяется обычно в салазках станков с ЧПУ) как раз отлично подходят для колес предлагаемой вами конструкции. На таких подшипниках колесо отлично будет скользить по оси.

      Ответить
      • Доброго дня! Спасибо и Денису, и Дмитрию за советы. Всегда интересно прочитать мнения окружающих, да я думаю и полезного для себя узнать. Тем более, что тема редкая. Пока по данной тележке ситуация складывается следующая: к сожалению пока никак не удаётся провести весовые испытания. Нужен груз килограмм этак, хотя бы 200. Но из за морозов все смерзлось (кирпич и чугунные батареи отопления, то что нужно для большого веса) два дня дождь шёл при +1с, а потом сразу мороз -15 с. Зато потом была настоящая метель! Самое время для зимних испытаний.

        Вот, ну а насчёт режима смены колеи, пока больше склоняюсь к полуавтоматическому способу.

        Ответить
  3. Радикальное решение — тушить пожар потопом. Нужно верхнюю колею перешить на 400мм. 500 мне кажется избыточным.

    Ответить
    • Ох, ребята, какой же это будет геморой, перешивать колею! Даже представть сложно. И весь подвижной состав переводить! Пока, на данный момент действует одна еденица подвижного состава, с возможностью менять ширину колеи. А для 4ёх осных вагонов, смена тележек. Тележки уже давно готовы и прошли испытания. А совсем недавно, был первый опыт смены тележек у пассажирского вагона. Правда 500 мм меняли на такую же 500. Сейчас отрабатываю технологию. Скоро всё заработает. Технических проблем нет.

      Ответить

Добавить комментарий для Алексей Калашников Отменить ответ