Постройка электровоза. Часть-1 Механика

Здравствуйте Друзья!

Начинаю свой долгий рассказ о постройке дачного электровоза. Сегодня будет первая часть, посвященная механической части и колесам.

Вначале небольшое предисловие. За те годы, что я занимаюсь постройками Дачных ЖД, уже удалось многое достичь. Построено две дороги и метро, много разных единиц подвижного состава. Дорога стала приносить реальную пользу в домашнем хозяйстве. Но не было пока своего локомотива.

Это вершина, которую предстоит взять! Многие друзья, знакомые говорили мне: «А вот когда же у тебя будет свой локомотив»? А я всё никак и никак. Долго размышлял, готовился. И вот настал тот момент, когда я понял, что пора двигаться дальше! Вперёд! Ну что ж, за дело. Друзья!

Выбор тяги

А собственно какой такой локомотив строить?? Тепловоз (или мотовоз) я отбросил сразу, так как с тепловыми двигателями (внутреннего сгорания и прочие) не знаком. Паровоз даже не рассматривался в принципе. А вот электричество – это наше всё! Поэтому выбор однозначный, надо строить ЭЛЕКТРОВОЗ. Опыта постройки самодвижущийся единицы у меня не было, зато было много сказано на блоге «Стальная колея» и в группе ВК.

Был большой опыт, прежде всего, Александра из Санкт Петербурга. Постройка трамваев и электровоза. И Михайло («Пчёлка»). Поэтому, вот, изучая опыт коллег, просматривая так же кучу другой информации из интернета, плюс подключая теорию Локомотивостроения (большой ЖД), постепенно пришёл к пониманию, что и как нужно делать в первую очередь, какие расчёты необходимо сделать, как правильно организовать работу и подготовку рабочего места и тд.

 (рабочий стол главного конструктора)

 (монтажный стол)

Колёса

Вот я и начал свой путь с колёс! Прежде всего потому, что для электровоза уже не годились те простые решения, которыми я активно разбрасывался на право и на лево, все эти годы. Шёл, так сказать, по проторенному пути. Строил тележки, которые были похожи одна на другую, некоторые тележки даже пошли небольшими сериями. Но для электровоза такой подход не годился. Там нужны были другие колеса, другое решение по их подвесу и креплению. Поэтому выбор остановился на чугунных и стальных колёсах (безреб.), которые часто используются в промышленности, в цехах, на разных производствах.

По паспорту, одно такое колесо выдерживает нагрузку до 300 кг, что меня вполне устраивало. (напомню, допустимая осевая нагрузка на ростовских Дачных ЖД, установлена 150 кг/ось, с возможным увеличением на отдельных участках, до 200 кг/ось). Первые образцы колёс (правда не новых, а б/у) поступили на осмотр еще летом прошлого года. Параметры колеса: чугун, диаметр 100мм ширина 30мм. Теоретические и практические расчеты, показали, что такие колёса смогут эксплуатироваться на инфраструктуре ВТЖД и ЛБЖД.

Привод

Далее, после колёс, встал другой важный вопрос: как организовать привод от электромотора к колёсам? На первый взгляд вроде бы всё просто: есть двигатель (редуктор), есть цепь и передача крутящего момента на колесо. Но не всё так просто. Во-первых, сами колёса, явно не предназначались для того, чтобы быть ведущими в Дачном Электровозе)) Их конструкторы создавали для совсем других целей… А, во-вторых, не так то просто было прикрепить к боковине колеса звездочку, что бы передать крутящий момент от двигателя на колесо.

Пришлось идти на различные ухищрения: искать специальные звездочки с подходящими диаметрами, подпиливать и протачивать места посадки. Так же дополнительно были приварены 4 болта М8. Внутри установлены подшипники, которые посажены на ось (ось неподвижна и прикручена к боковине и к несущей опорной раме). Подшипники скольжения. Смазка: солидол. Цепь натяжная, односторонняя. По два колеса на каждой стороне. Ось d= 10 мм. Прикручена жёстко к раме. От подрессоривания каждого колеса решено пока отказаться. Возможно вернусь в дальнейшем во втором образце.

Первая сборка и первые испытания

Возвращаясь вновь к колёсам, необходимо сказать, что первым знаковым событием, стала постройка опытной тележки для опробования и обкатки новых колёс. И хотя первые образцы колёс поступили еще летом прошлого года, постройка образца произошла только в январе 2022 года. Этому было своё объяснение. Во-первых, совсем не было времени заниматься постройкой опытной тележки, а во-вторых, на «придиванном филиале» не были готовы чертежи. А без них, как мы знаем, никуда…

Ну вот тележка сварена и поставлена на ход. О ходе испытаний макета, был небольшой сюжет в группе ВК.(ссылка 1, ссылка 2)

Остается отметить, что новые колёса показали себя очень хорошо, на инфраструктуре ВТЖД. Испытания макета прошли сразу на трёх отделениях дороги: центральном, Верхне-Садовом и «придиванном» )) По завершению испытаний макета, в 20-ых числах января, комиссия, под руководством начальника дороги, дала «добро», на постройку первого образца для электровоза.

При этом в КБ, решено было изменить размер колёс с 100х30, на 125х38. Диаметр колеса 125 мм!! Таких больших колёс еще не было на инфраструктуре ВТЖД и ЛБЖД. Поэтому первый образец тележки для электровоза был построен именно на новых диаметрах 125мм. При этом второй образец тележки (для второго электровоза) будет строится уже на «старом» диаметре колёс 100 мм. Сварочные, слесарные и сборочно-монтажные работы, завершились как раз в самом конце января. Теперь предстоит пройти обкатку на дороге.

 (в сборочно-механическом цехе)

(макет тележки и образец №1 вместе. )

Так же надо отметить, что по предложению КБ, была изменена жёсткая база электровоза (первго образца) с 440 до 420мм. Габаритные размеры пока такие: длина кузова 1000+-10мм, ширина 700мм.

 (образец тележки  номер 1 на испытаниях)

Необходимо будет проверить работу тележки в сборе (с цепью и приводом), а также тягово-динамические, весовые и иные испытания. Об их итогах я расскажу в следующем выпуске, а также поведаю об электрической части будущего электровоза. До новых встреч, друзья.

9 комментариев к “Постройка электровоза. Часть-1 Механика”

  1. Доброе время суток.

    А ведь таким «Макаром» можно и дрезину соорудить, как минимум, руками крутить…

    С уважением, Денис.

    Ответить
  2. В таких масштабах надо строить не электровоз, а «электрособаку» с максимально короткой базой — для буксировки поездов )) . Лишь бы ей хватило сцепного весу. Сидеть будете на ближайшем вагоне.

    Ответить
    • Насчёт увеличения сцепного веса будет отдельная тема. А насчёт короткой базы, это давно пройденный этап. 400-420 мм вполне комфортно ехать одному человеку. Проверено в теории и на практике.

      Ответить
  3. Такое ощущение что это один и тот же стол на первых двух фотографиях. Впрочем все думаю уже привыкли что это одна большая ролевая игра =) Улыбнуло.
    По существу: Вы планируете оставить привод на одну сторону? Как будет решаться проблема ассиметричного бега при заходе в левый поворот? Будет очень большая нагрузка на передний правый ролик. А если там стрелка подвернётся? Надо испытать тележку в поворотах на стрелках.

    Ответить

Добавить комментарий для vk6666 Отменить ответ