«Перешивка остряковой стрелки на безостряковую»

История.

Остряковая стрелка с переводным механизмом появилась на переславской узкоколейке с самого первого дня. Тогда я был юн и неопытен, только учился сварным работам; собрал за пару дней велодрезину, вагон, часть пути (рамчатку) и стрелку. Такой своеобразный стартовый набор дачжелдоровца. Велодрезина с той поры претерпела два рестайлинга, вагон был уничтожен, взамен него построен новый к паровозу. И вот оставалась нетронутой стрелка.

Причины.

Переделать стрелку надо было. Во-первых, я ее сделал со слишком резким поворотом и пс часто и даже при ручной откатке сходил с рельс. Во-вторых, дети с их умением сломать вечное сломали переводной механизм. В-третьих, сам переводной механизм мешался при проходе вдоль пути. Особенно когда на пути паровоз с вагоном. Ну и четвертой вишенкой на торте стал минимальный, но комфорт — при безостряковой стрелке колеса лишний раз не прыгают над пустотами для реборд.

Учитывая то, что стрелка имеет отвод на тупиковый путь для отстоя пс, то есть путь мало востребован, данный тип стрелки оказался идеальным. Да, в-пятых, сделать эту шлеп-стрелку просто, в-шестых, ей не нужен переводной механизм и она отлично запирается в межпутье «от детей».
Единственный минус — возможный сход пс с бокового пути при выезде на стрелку. Но там пс все равно будет заперт от детей.

Работа.

Вырезаю из существующего пути участок с остряками и переводным механизмом.

Выпиливаю два прямых отрезка профтрубы 50х25, сшиваю их намертво в рамчатку с помощью полосы 50х3. Одеваю эту рамчатку на отрезки профтрубы 20х40, укладываю рамчатку на место, вставляя торчащие из нее куски профтрубы 20х40 в существующий путь. Привариваю отрезки 20х40 к рельсам существующего пути так, чтобы при отводе рамчатки вбок она с них не соскакивала.

Беру профтрубу 50х25, иду к знакомым березкам, гну в них трубу, приношу к месту работ, примеряю, отрезаю лишнее. Отрезаю прямые недостающие куски для бокового пути, привариваю отрезанные дуги с отрезанными прямыми и со старыми рельсами.

Привариваю по бокам фиксаторы из кусочков полосы, чтобы рамчатка не уходила далее положенного.
Тестирую прогоном дрезины — все ок.

Свариваю замок из уголка 50 и двух болтов. Все. Работа заняла три часа.

В принципе, если собирать такую стрелку с нуля, уйдет часов пять. Минус час на демонтаж (приходилось срезать сварные швы, ибо стрелка держится на металлошпалах), но плюс пара часов на крестовину и контррельсы. Крестовину в данном случае оставил, делать вместо нее сдвижной участок пути — дополнительная работа и усложнение конструкции. А жд на даче должна быть простой и надежной, дабы достойно выживать под ежедневным гнётом взрослых, а главное — детей.

Итог

Потрачена одна палка 6м профтрубы 50х25, 2 дм профтубы 20х40, 17 дм полосы 50х3, 4 дм уголка, два болта. Три болгарошных круга, 6 электродов. Просверлены дырки (отверстия) в уголке (2) и профтрубе (4). Ненавижу сверлить, но пришлось.

Стрелка отлично работает, перещелкиваясь как затвор калаша. Работает с пинка ноги, как и должна. Пс заходит на боковой путь. Какой пс — это уже совсем другая история.

3 комментария к “«Перешивка остряковой стрелки на безостряковую»”

    • Для супа)))
      Болгарочные диски при демонтаже старого стрелочного перевода не всегда доставали до сварочных швов. При сближении двух рельс например были весьма труднодоступные места. Приходилось выпиливать рядом, обходя сложные участки, а уже потом выбивать остатки топором

      Ответить

Оставьте комментарий