Переславль-Залесская УЖД

Адептам, энтузиастам, сочувствующим и заходящим — трям!)))

Рад сообщить, что в полку дачжелдора прибыло! На большом постсоветском пространстве появилась ещё одна дачная дорога. Но мало того, она раздвинула диапазон применяемой на даче ширины колеи, страшно сказать, до 750 мм! Во как)))

С чем этот выбор был связан и что же это за дорога рассказывает её автор — Михаил Колесников. Ему слово:

Всем привет.

Давным давно, когда котельные пригородов Переславля, как и большинства городов и сел нашей необъятной, топились торфом, под нашим городом выросла немалая такая сеть узкоколейных железных дорог, по которым активно перевозился торф и существовало даже пассажирское сообщение.

С детства фанатея железными дорогами, я не мог не влюбиться в этот мир узкой колеи, проходящей сквозь залитые солнцем берёзовые рощи, мимо корабельных стволов соснового бора с его мягкой мшистой подстилкой, сквозь заливные луга Плещеева озера, земляничные поляны, малинники на вырубках…

Заповедные края. Национальный парк.

Помню, как «кукушка» с парой вагонов привезла нас в Купанское, там было небольшое депо и множество путей, стрелок, вагонов… мне было 4 или 5 лет. Начало было 90х. Ну а в 2004 году вандалы выдернули последний рельс из одной из самых красивых узкоколеек.

И как только стало возможным, мы приобрели участок, позади которого когда-то и проходила ветка УЖД Переславль-Векса-Купанское. От неё осталась насыпь. За насыпью уже начинаются заливные луга и озеро.

Поскольку сама насыпь не принадлежит нам, да и в принципе представляет собой прямую линию, то идеи возводить на ней новый путь и не возникало даже. Наоборот, мне хотелось создать что-то такое небольшое, «ламповое», уютное. Так и родилась, ещё до строительства дома, мысль о собственной дачной потешной ветке узкой колеи, которая будет начинаться от крыльца и уходить через цветущие поляны в берёзовую рощу в конце участка.

Поэтому даже сам дом строился с учётом возникновения железной дороги.

Почему, кстати, 750 мм? Исторически для меня это любимая колея и в границах нашего участка её можно расположить вольготно.

Долгих три года, пока строился дом, пока не хватало ни сил, ни времени на узкоколейку, я вынашивал планы её сотворения, изучал наши и импортные материалы, опыт создания дачных железных дорог. Соседи крутили пальцем у виска, когда я говорил, что у меня будет своя железная дорога. Теперь же сосед задумывается о ветке и себе — возить сено с заливных лугов.

Наша веранда — это по сути своей и первый и главный вокзал ветки ужд.

С неё спуск к платформе, с неё за чашечкой чая из самовара можно любоваться на движение дрезин и стоящий в тупике подвижной состав.

Строилась железная дорога в промежутках, урывками, но она всё-таки строилась, и это радовало. Сразу же мне хотелось сделать не просто линию, а чтоб была стрелка, отводящая неиспользуемый подвижной состав в запас.

Сами рельсы делались рамчатками сваренными в секции по 6 метров.

Дрезины тоже строились быстро. Варить я не умел, можно сказать, я на этой жд учился сварным работам. На скорую руку была сварена велодрезина — старый велосипед на раме из профтрубы, с подрезанными колёсами от приоры.

К ней сразу же был сварен остов прицепа. Вся эта сцепка ездила, перевозя строительные грузы. Из-за малой площади касания перегруженная дрезина могла сходить с рельс, конструкция нуждалась в доработке, но была уже осень.

Путь, проложенный по песчаной насыпи через заболоченные земли выстоял и осенью и зимой.

И вот пришла весна, а с ней новые силы, новые идеи, новы планы. Была смонтирована рельсопроверочная тележка. Профтруба и разборные диски садовых тачек. Штука получилась на удивление крепкой и шустрой.

Велодрезина и прицеп подверглись реновации, от колес было отрезано лишнее, площадь соприкосновения выросла, сходы с рельс пропали. Прицеп обзавёлся безосной системой — в ход пошли ступицы в сборе с подшипниками от зада лады 08. Несущая способность возросла в разы, как и долговечность.

Велодрезина была переработана также — появилась подвеска, оси теперь соединялись с колёсами посредством ступиц передних от лады 08, а с рамой через подшипники и хомуты (на одной из осей) и через подвесной подшипник от лады 07 (на другой оси)

 

Путь удлинился до берёзовой рощи.

Так же решил продлить путь к парадному входу в дом. Там уклон, некритичный конечно, но разгоняет без тормозов прилично.

Заодно, раз там есть место, сделал поворотный круг. Теперь и сыпучие грузы возить проще, и дрезины красуются на фоне нашего «Москвича», и дрезину можно развернуть и в тупик от поворотного круга отправить что-нибудь из ПС

https://youtu.be/wsgDUqOVVqQ

Пока все, планов много, жаль лето короткое))))

 

26 комментариев к “Переславль-Залесская УЖД”

  1. Да, 750 мм на даче это серьёзно)))

    А вот хотелось бы узнать о планах развития на будущее, о планируемой путевой схеме, о задачах дороги — покатушки для души или планируются и грузоперевозки, о предполагаемом подвижном составе — ведь на такую колею можно серьёзную технику замутить.

    Ответить
    • Грузоперевозки были и остаются.
      В планах построить тепловоз, крытый пассажирский вагон и открытый, дрезину «финляндку»,
      180 метров пути пока с лихвой хватает для пассажирских перевозок в ближайший лес.
      Чего-то серьезного ставить на рельсы из профтрубы не планирую, это мир самодельных дрезин, не музей, задача дороги — возить людей и грузы и служить достаточным местом для обкатки новых идей — новых дрезин.
      Будет ли развитие пути дальше — не знаю, поживем — увидим

      Ответить
      • Михаил, а не планируете ли Вы провести путь до Плещеева озера? Можно было бы катать пассажиров на пляж))

        Ответить
        • До озера там метров 400, заливные луга. Там осыпать и отсыпать. Да и охранять все это хозяйство, обслуживать… хотеться-то оно хочется, но много всякого рода вопросов придется решить

          Ответить
    • Это дорога коммерческая — входит в состав музея и используется для зароботка (что само по себе и не плохо). Поэтому её можно отнести к парковым аттракционам. Дачная же дорога коммерческой прибыли хозяину не приносит (в чистом виде). И служит как рабочий инструмент (перевозка вместо тачки) или для душевных покатушек. Как-то так)))

      Ответить
      • Дождёмся-ли дачной дороги на 1524)))? У некоторых ведь земля позволяет.

        Ответить
        • Вообще я хотел себе замутить, когда еще дома не было и передо мной лежал голый участок, я нашел списанные пассжирские вагоны и планировал посавить их на рельсы, оборудовав под жилье. Суть в том, что вагоны могли бы ездить, отвозя мой дом то ближе к парадной части участка, то в лес (на ночевку например). Проект, казавшийся сначала сумасшедшим, был одобрен, но сломался о русскую бюрократию и климат.
          не проблема была подключить свет, у вагонов было бы стандартное место стоянки, на котором подключалось бы электричество, вывод канализации и подключалась бы вода.

          Вопрос был с отоплением — можно было построить стационарную газовую котельную, но неудобно было подключать отопление.
          Второй вопрос — подвод холодной воды зимой — трубы бы перемерзали.

          Казалось бы, пригоняй вагоны на зимнюю стоянку, утепляй подводы коммуникаций, но это все равно не спасло бы в наши минус 40, а потом какой смысл от стоящих три четверти года вагонов?

          Ну и гвоздь в гроб проекта — болотистый грунт с плывунами. Латать широкую колею под вагонами — то еще удовольствие. А проседала б она регулярно.

          Был еще один вариант — списанный самолет. Но моя хотелка быстро закончилась. Ну самоел — и что? Ограниченное пространство фюзеляжа, зажатый между заборов самолет не смотрелся бы. Да и не мое это. Не жд.

          Ответить
          • Ну, это уж как-то черезчур радикально, что ли… Если уж жить в вагоне, то и обычная пассажирская «ПВ-шка» на 750 миллиметров обладает более чем достаточным жизненным пространством. Да даже 600-миллиметрового вагона было бы достаточно для вполне приличной дачной будки. Любое более тяжелое сооружение, как вы верно указали, черезчур непрактично в обслуживании. Что до отопления — у ПВ автономная система на твердом топливе, сортир также с завода имелся, но зачастую разукомплектовывался за ненадобностью. Заманчиво, конечно, жить на колесах, но собственная во всех смыслах загородная недвижимость — все же лучше.

            Ответить
            • Узкоколеечный вагон по ширине все-таки мал, в стандартном хотя бы можно было разместить и гостиную и кухню и спальню и во второй гостевой вагон проход сделать. Мельчить с помещениями, которые касаются дома лично для меня неуместно. Поэтому все-таки было решено строить дом с большой верандой-вокзалом, от которого будут ходить поезда нашей родной 750ой колеи.
              топить дровами и углем дом постоянного проживания при наличии газа — ну то еще удовольствие.
              легче поставить на колею вагон с печуркой.

              Ответить
          • По телевизору как то был цикл передач о необычных домах и в какой-то серии показывали как одна женщина (если не ошибаюсь в Америке)купила несколько двухосных пассажирских вагонов и сделала из них жильё. И таки-да они стояли на рельсах. А ведь за такое жильё даже налог на недвижимость платить не надо. А воду подвести можно было бы, подводят же к домам на винтовых сваях у которых подпол та же улица, только от сильных сквозняков закрыт. Слабый грунт реальная проблема.

            Ответить
            • Да, тоже смотрел про ту тетушку. Там вагоны не ездили никуда, стоя просто на приколе. К таким-то да, можно и воду подвести и канализацию вывести. Но у нее это все-таки не жилье, а больше как декоративный сарайчик. А от железной дороги главное — движение. Иначе это тухлый музей.
              Используя вагон под пмж, стоит учитывать особенности климата. У нас как дунет арктическим ветром до минус 40, так и сидишь в обнимку с батареей. Утепляя ужд вагон, отсечешь столько от его площади-объема, что станет реально тесно.
              если летний вариант — но тоже, жилой он особо никуда не поедет… в общем, пока лично я не сообразил как это все реализовать, да и главный вопрос: зачем?
              Если есть просто ветка ужд с обычными открытыми вагонами для катания себя и гостей и есть отдельно большой комфортный теплый дом.

              Ответить
              • «Утепляя ужд вагон, отсечешь столько от его площади-объема, что станет реально тесно.»

                Если вагон не подвергался набегу вандалов во и по прошествии времени своей эксплуатации, то он и так будет в достаточной мере утеплен (кроме тамбуров). Ранние ПВ40 утепляли мипорой, поздние ПВ48-051 и подобные — пеноблоками.

                Ответить
    • Да, у нас действительно тоже 750 мм, но железная дорога как дачная (прокатить друзей, отвезти что-то по хозяйству), используется не часто, хотя, конечно же, бывает.
      Она у нас как «для души», так и для первого знакомства туристов с ужд, в особенности с мотодрезиной ТД5у в составе из 3 вагонов, ручной дрезины и велодрезины. УЖД входит в состав частного музея истории дач и дачного быта в СССР.

      Что сказать из опыта эксплуатации линии такой колеи. Надо много места, одни кривые чего стоят по площади. Желателен (!) хороший балласт под путь, иначе потом начнутся просадки, перекосы и др. неприятные вещи. Но с другой стороны, меньше проблем с поиском необходимых деталей и даже тех же самых дрезин, со своим подвижным составом можно выезжать на другие ужд. Так что тут на любителя, как говорится…

      Ответить
      • Добавлю: 750 колея это уже не детские покатушки, вес вагонов и дрезин значительный, размеры таковы, что надо иметь метра полтора ширины на участке, чтоб проходил пс по габариту, расходы на создание и обслуживание в разы больше, да и чтобы смотрелась такая ужд — ей и путь надо строить не короткий.
        По подсчетам, мне моя уже в 120 тысяч рублей обошлась, а ведь это только начало…

        Ответить
  2. Было бы очень полезно поделиться опытом доработки колесных дисков и сделать побольше их фото — получившиеся «скаты» выглядят вполне достойно.

    Не тонковата поверхность катания? Не сминаются под нагрузкой?

    Ответить
    • Диски от приоры самые обычные, выторговываются на ближайшей шиномонтажке за 1000 рублей за 4 диска, разболтовка жигулевская идеально подходит под ступицы, все встает болт-он, диски не сминаются, прочные. Распиливаются с обеих сторон.
      На самом деле пичего сложного.
      если считать затраты на ось, то 2 колеса 500 рублей, полметра трубы 32 ну хз, пусть 100 даже будет, два подвесных подшипника 1000 рублей (они же выполняют и функцию подвески), вал приводной 400, проставки (колесо встает наизнанку) 300 рублей, болты колесные 100 рублей, ступицы 2000.
      Итого 4400 ось с подвеской в сборе.
      процесс отрезания-приваривания (создания оси) опишу позже, при сотворении тепловоза.

      Ответить
      • Пожалуйста, опишите непременно — и побольше фоток этих скатов с разных ракурсов, в т.ч. в процессе создания колесной пары!

        Также поинтересуюсь — что думаете насчет создания колесных пар из тормозных барабанов (с отрезанием лишнего)? Из предварительного обнюхивания, которым я занимался, практически готовые колеса можно сделать из барабанов для Матиза, опелевских, ну, и от классики, конечно. В общем, любой барабан без отверстий и охлаждающих ребер на поверхности катания. У него стенка будет потолще, чем у диска — для тепловоза лучше бы колеса поменьше, да попрочнее — вес будет около 200 кг.

        Ответить
        • Для себя после нескольких лет поисков я решил использовать именно жигулевские штампы, они соединяются с осью через ступицу, т.е. они съемные, причем если надо «добрать» колею, то благополучно встают проставки.
          Опять же после долгих мучений я родил именно тот вариант оси, который максимально прост в изготовлении, который запчастями покупается в ближайшем автоларьке. Вал входит в тупицу точно и не проворачивается из-за зубьев, это важно, если есть привод на ось.

          Что касается тормозных барабанов — сейчас уже не вспомню, но они мне по многим критериям не подошли, в том числе и за неспособность нести ударную нагрузку на стыках рельсов (хрупкость), потом как их совмещать с осями? Ведь основная задача оси у меня — подходить как под вал, так и под подшипник подвесной, т.е. быть универсальным связующим звеном в наборе запчастей.

          Если Вы соберете свою альтернативную ось на барабанах и оттестируете ее положительно — это будет вторым отличным вариантом для быстрого и недорогого создания оси.

          Как буду творить в следующий раз, постараюсь сделать видеозарисовку процесса.

          Ответить
          • «Что касается тормозных барабанов…. потом как их совмещать с осями?»

            — точно так же, как вы совместили колесо с осью. Болтами и гайкой через ступицу. Если не подойдут автомобильные, на ура с классикой (и как следствие, с Фиатом и Рено) соединяются ступицы мотоблочные и тракторные. А они, в свою очередь, без проблем совмещаются с осью из подходящего диаметра прута или толстостенной трубы. Напрессовкой (можно приспособить винтовой дачный отжим для плодовоовощной продукции, усилия хватает!) или на шлиц/шпонку.

            Ответить
  3. Хочется поздравить автора с выходом, так сказать на «большой экран», блога Стальная колея! И дальнейших творческих успехов!

    Ответить
    • Как-то так получилось, что именно к паровозам у меня тяги нет. Может, любовь к ним и появится потом, но в данный момент планирую собрать бензиновый локомотив и уже несколько человек просили реализовать электротягу.

      Ответить
    • Я с этой чешской конторкой переписывался, ребята очень неплохие, дружелюбные. Обсуждали с ними возможность поднять на пары Кп-шку Минской ДЖД. Сказали — привозите, сделаем все по заводскому альбому, только арматуру современную поставить, и можно ездить.

      Ответить

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ