Первые метры дачной Мустамякской ПАУМКЖТ

Дачное Мустамякское ПАУМКЖТ (Предприятие Алюминий-Уголкового Микроколейного Железнодорожного Транспорта), колея – 305 мм.

Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское ГП, «Мустамякский мох», ТСННС «Исток»

Автор – Артём Суханов.

Добрый вечер, господа, здравствуйте, товарищи!

Представлюсь: я — Артём Суханов, третий несовершеннолетний дачжелдоровец на «Стальной колее», мне 14 лет.

Идея строить железную дорогу на участке существовала уже лет шесть в очень вялотекущем виде. То есть — вообще никак. Но некоторое время назад эта идея всплыла из глубин сознания на поверхность и яростно затребовала исполнения.

Родители весьма скептично отнеслись к этой идее. Надеюсь, что опыт строительства первой очереди изменит их отношение. Строительство началось в январе. Первые метры дороги я положил абсолютно сам. Никто даже рядом не стоял – я один ездил в тот день на дачу (из-за холода больше никто не поехал).

Но прежде, чем строить, нужно было выбрать, из чего строить. Первым делом я рассмотрел возможный материал для рельсов. Лежнёвка – сразу нет: несолидно, неэстетично, небезопасно, неудобно. И, так как присутствовало недопонимание ребордной технологии (я еще не являлся читателем этого блога), была выбрана технология уголковых рельсов с безребордными колесами. Для этого закуплено 12 уголков 1000*15*15*1.5 мм (96 руб./шт.). Это весьма дорого, но ничего лучшего я пока не вижу (может, вы посоветуете), так как 2/3 дороги – затяжной переезд (обязательное требование – дорога не должна возвышаться над поверхностью), и рельсы будут утоплены в землю; следовательно, они не должны гнить, ржаветь и забиваться землёй.

Схема устройства рельсо-шпальной решетки

Далее – колёса будущего ПС. Ими стали тележечные колёса без реборд и осей (87 руб/шт.). Не самое надёжное решение, но эти колёса временные и вскоре будут заменены на более солидные.

Ширина колеи выбиралась так: понимая, что она должна быть около 30 см, я приехал на место строительства, выбрал хорошую фанеру длинной 1,5 метра с параллельными сторонами, измерил её ширину (получилось 305 мм) и сказал: «Пойдёт!». Только позже выяснилось, что это не просто значение, а ровно 1 фут, или ширина дороги Павла Чилина. Спасибо производителю фанеры.

Был нарисован предварительный план развития дороги на очень много времени вперед. Траектория – почти замкнутый круг вокруг участка. Первая очередь строительства – от дома до сортира (станция «Сортировочная»). Длина первой очереди – около 20 метров, срок сдачи – июль 2021 (на схеме отмечена синим цветом). Длина второй очереди – около 80 метров, срок сдачи – конец 2022 (на схеме отмечена зелёным цветом).

Схема развития дороги

Приехав на дачу, я первым делом занялся изготовлением шпал. Для этого откопал из под снега и разобрал некоторые ненужные более сооружения.

Шпалорезка

Затем на шпалы положил (не закрепляя) рельсы и выверил их с помощью габаритной фанеры.

Выведение ширины колеи по шаблону

Вопрос с креплением рельсов к шпалам решил следующим образом – в рельсе снизу просверливается отверстие, затем зенкуется и гвоздями прибивается к шпалам. При необходимости шляпки шлифуются. Вот так – дёшево и сердито.

Рельс прибивается гвоздями к шпале

Рельсо-шпальную решетку решено укладывать прямо в утрамбованный снег. Проверить работоспособность конструкции, а уже весной делать нормальную насыпь.

Первый метр пути уложен в снег

После укладки первого метра начинаю собирать первый подвижной состав. Это будет пробная вагонетка без кузова с жёсткой базой 500 мм. Применяются тележечные колёса, безосевая технология, простейшая конструкция.

Собраны продольные части вагонетки

Затем скрепил продольные части фанерой 400*500 мм и поставил эту конструкцию на путь. Ответственный момент – испытание грузоподъемности. Аккуратно залезаю на вагонетку. Держит. Подтягиваясь руками за шпалы, проезжаю метр по собственным путям МПАУМКЖТ. Радость моя была огромна! Немедленно звоню в Петербург, докладываю об успехах. 30 января 2021 года можно считать открытием рабочего движения по МПАУМКЖТ. Но до открытия официального ещё далеко.

Вагонетка стоит на пути

Сразу же приступаю к сооружению второго метра пути. Его выверяю и собираю прямо на снегу.

Укладка второго метра пути

Выверяю по шаблону ширину колеи на втором метре пути

Вскоре открывается движение по второму метру пути. Из-за короткого светового дня не успеваю проложить ещё путь, как задумывал.

Собран второй метр пути

На следующий день делаю борт у вагонетки, так как в процессе испытаний выяснилось, что из-за отсутствия ребер жёсткости колёса расходятся, вываливаясь из колеи.

Монтаж борта

Символическая перевозка снега

Подводя итог, можно сказать следующее – сейчас проложено 2 метра пути, ещё 4 ожидают прокладки. Построена 1 временная вагонетка и имеются огромные планы развития дороги.

До новых встреч!

18 комментариев к “Первые метры дачной Мустамякской ПАУМКЖТ”

  1. Поздравляю с началом большого пути ! » Немедленно звоню в Петербург, докладываю об успехах.» И что ответили ? От одобрения родителей будет зависеть финансирование — а это самое главное . Возможно некоторые взрослые дядьки тебе помогут …
    Некоторые решения, принятые в самом начале, будут мешать дальнейшему развитию дороги в целом .

    Ответить
    • После прокладки первых метров отношение родителей к проекту улучшилось. О каких именно решениях «принятых в самом начале» вы говорите?

      Ответить
      • 1 Отказ от колёсных пар . Понимаю что бюджет , но это самое главное на железной дороге . Отказавшись в самом начале строительства путей по нормальному, становишся заложником первоначальной идеи ( Перекладывать пути будет жалко или в лом )
        2 Живя в Питере, перед началом строительства своей ЖД , надо было побывать на дорогах местных энтузиастов. Я уверен что все будут рады поделится бесценным опытом в живой беседе.
        3 Рано или поздно придётся обзавестись сваркой и болгаркой, без этого не как. Обязательно нужен » Знакомый токарь »
        Ну и посетить «Трамвайный завод» будет не лишним !

        Ответить
        • Очень даже будем рады))
          Так что ждём в гости на Приморской узкоколейке)

          Ответить
          • Прошу прощения, а остальным разрешите побывать с экскурсией? Можно из-за забора одним глазком..

            Ответить
            • Конечно можно)
              Только мне сначала нужно депо доделать и первую очередь ЖД до ума довести)) Напишите мне в личные сообщения ВКонтакте, там и договоримся о вашем приезде

              Ответить
  2. Поздравляем с соседнего берега финского залива!)
    Буду надеяться что проект будет реализован как было заявлено в плане.
    Желаю удачи в начале сложного но интересного пути!

    Ответить
  3. Мои поздравления автору! Успехов и достижений в творчестве. Главное, что есть желание. А результат придёт.

    Ответить
  4. Цены на алюминиевый уголок и колеса меня удивили. Кстати колеса какого диаметра?
    Весь пост меня в ностальгию бросил, так же начинал в 2008 году прицепы к велосипеду делать, прошел через все преграды. Главное не опускать руки, находить решения так закаляется характер

    Ответить
  5. Присоединяюсь к поздравлениям!
    Сам являются «безребордником», поэтому с интересом буду наблюдать за реализацией проекта.
    Как планируете делать кривые и стрелочные переводы?

    Ответить
    • Кривые будут делаться так — подошва уголка разрезается через каждые 10-20 см и сгибается по ним. Затем вся конструкция прикручивается к фигурно вырезанной фанере (это предварительные мысли). Стрелочные переводы находятся в процессе обдумывания.

      Ответить
  6. О, в нашем полку прибыло.
    Поздравляю с открытием собственной ужд, главное начать, и вы это уже сделали!

    Фанера на улице — штука плохая. Быстро расслаивается и разрушается. Рекомендую всё пришивать хотя-бы к деревяшкам. А далее эксплуатация покажет. Может и колёса захотите взять посерьёзнее а может и эти справятся.

    Касательно самой вагонетки — рекомендую набить снизу на фанеру ребро жёсткости напротив колёс — чтобы они не разъезжались в стороны если сверху тяжёлое поставить.

    Ответить
  7. О, круто! Дачные Железные Дороги быстро прибавляются!Хороший вагон и рельсы получились, только я бы покрасил и то и другое, или хотя бы покрыл чем-то вроде олифы. В снегу могут испортится быстро.

    Ответить
    • Спасибо! Вагоны в будущем будут окрашены, но этот временный — следовательно, покраска не очень нужна. А рельсы — они же алюминиевые — им ничего не сделается. Покраска только ухудшит их качества.

      Ответить
  8. колея 305 мм …..
    По таким путям вполне сможет ходить и ЛЁГКИЙ ПС с классическими гребневыми, ребордными колёсами колеи 300 мм
    А это и интереснее и гостейсо своим ПС можно приглашать. И возможный переход на более серьёзные колёса в будущем пройдёт плавно и ненапряжно.
    Но ! в кривых классический путь уширяется, а тут — наоборот, для нормального прохождения кривых придётся заужать путь,
    Но пока не поздно, можно всё это немного переиграть и развернуть уголки, чтоб вертикальная полка уголка была не внутри, а снаружи пути. В этом случае уширения в кривых будут приблизительнго одинаковые как для безгребневых так и для гребневых колёс. Думаю, определяющим в этом выборе будет технологичность и надёжность стрелок.

    Ответить
    • Для любых колес при возрастании осевой нагрузки выше 100 кг уголок (особенно алюминиевый) и сам будет стачиваться как напильником, и на колесах быстро пропилит классический желобок. Так что как ни разворачивай — а нужно или закупаться трубой/полосой/рельсом, или не лохматить бабушку.

      Что до стороны крепления уголка — автор как раз поступил правильно, так как если за подошву уголка скреплять рельсы и крепить их к шпалам, головки и элементы крепежа не будут цеплять реборды внутри колеи (разумеется, при классической системе колесо-рельс). А они могут быть ой какими крупными. Но если очень хочется — по уголку (только, конечно, стальному, а не алюминиевому) на ура бегают обычные второпластовые шкивы для дачной лебёдки. Или автомобильные, для натягивания ремней. Дерзайте, если осилите безостряковую стрелку, проблем не будет.

      Ответить

Добавить комментарий для Глеб Несютин Отменить ответ