ОВЖД 5.03 Лопата для снега модель №2.

Осьми Вершковая железная дорога (ОВЖД), ЛО, Гатчинский р-н. Автор проекта – Михайло Орехов.

Адептам, энтузиастам, сочувствующим и на огонёк заходящим мой заснеженный привет!)))

Зима в этом году выдалась стабильно-снежная (пока, во всяком случае), а это значит, что снежок потихонечку помаленечку идёт и идёт. И если в городе он постепенно оседает (видимо сказывается тепло от домов, машин и прочего), то на даче он постепенно поднимается и поднимается, достигнув, на сегодняшний момент высоты сантиметров двадцати — двадцати пяти.

Я как чувствовал, что будет именно так и вовремя занялся изготовлением лопаты для уборки снега с дачного железнодорожного пути. Работа шла опираясь на полученный мной опыт использования первой модели лопаты. Почитать о нём можно тут.

Если кто не помнит, вот её фото

Что хотелось усовершенствовать:

1. Очень хотелось расширить лопату, дабы чистить сразу же всю ширину габарита.

2. Расширить выпил под рельс для прохождения уширений на поворотах.

3. Поставить на режущую кромку усиление

4. Для облегчения работы поставить вторую ручку.

5. Придать лопате яркий цвет, дабы не искать её в сарае и на участке.

Работу начал с первого пункта — расширения лопаты для чистки всего габарита за один раз. К сожалению, производственно таких лопат не делают. Уж слишком большая ширина получается — 820 мм, а это уже разряд скребков. Можно, конечно, было купить один из них и поработав напильником подогнать под свои нужды, но уж как-то все подгоны выходят и дороже и времени на них тратится больше.

Поэтому решил работать с нуля и стал думать о материале самой лопаты — пластик или метал. Плюсы есть и у того и у другого, а минусы есть у всего))) Хотя долго думать не пришлось, так как споткнулся на работе о лист покрашенной оцинковки весьма приличного размера да и толщины под миллиметр.

Дабы максимально полезно его использовать сделал раскрой от края до края, затем болгаркой с тонким диском отрезал лишнее, с запасом в сантиметр, и уже потом, взяв ножницы по металлу довёл вся до нужных размеров. Заодно сделал из алюминиевого порожка шириной 6-ть сантиметров рабочую режущую часть. Пазы, сделанные для рельсов-направляющих, сделал шире, как внутрь, так и наружу.

После этого наступил этап гнутья по заданным размерам. Честно скажу, без специальных приспособлений сделать это было сложно. Но шаманский бубен и эльфийский молоток с двумя профильными трубами помогли мне в этом деле)))

Получилась весьма увесистая лопата. Но её жёсткость, благодаря загнутому по периметру сантиметру металла, была достаточной для применения одной рукояти вместо двух, как это делают на скребке.

Так как при гибке был нарушен лакокрасочный слой принял решение покрасить лопату. Под рукой оказались два баллона с остатками чёрной краски, которые и были пущены в дело. Плюс такой краски в быстроте её высыхания, а это особенно важно в зимнее время.

После покраски перешёл к монтажу режущей части. Для этого прикупил четырёх миллиметровых заклёпок.

После этого взялся за изготовления держателя черенка. Жесть, как применяют на обычных лопатах, использовать не стал. Взял трубу водопроводную, полосу 4-х миллиметровую, всё сварил, покрасил и приклепал

И сразу же прикинул черенок и вторую ручку — попробовал поработать лопатой отваливая снег влево и вправо. На этом этапе меня поджидала засада.

Дело в том, что вторую ручку я прикрепил с возможностью её отклонения только по одной плоскости. А это было не удобно при откидывании снега — руку выламывало. Подумав над создавшейся ситуацией я изготовил вертлюг

Стало лучше, но всё равно было не очень удобно.

Стал думать, что делать и тут мне попался на глаза кусок цепочки. Эврика! Цепочка решила сразу две проблемы — поворот лопаты вокруг своей оси при опрокидывании и возможность регулировки длины второй ручки.

И окончательным этапом работы стала покраска ручки в оранжевый цвет и усиление примыкания режущей части к основанию лопаты методом второго ряда заклёпок.

А потом пришла пора испытать инструмент в работе. Снега хоть и не так много, но для дачного ПС это уже за пределами прохождения

И вот решающий момент — снежная целина!

Но буквально через пару минут я был уже у стрелочного перевода на станции «Водяной пост»)))

Ещё минуты через три дорога была вычищена полностью! Вот так, друзья.

Теперь пару слов о плюсах и минусах. К первым я отнесу вес лопаты, который не давал ей гулять в вертикальной плоскости — поставил на рельс и толкай, периодически отваливая снег в сторону. Конечно, очищаемый габарит или ширину — всё за один проход. Удобство второй ручки и перераспределённые ей усилия со спины на руки.

Минусы относятся не к лопате, как таковой, а к подготовке места чистки. Во-первых, некоторые стыки надо загладить дабы не было ступеньки. Во-вторых, габарит пути должен быть чистым. А то остались с осени несколько тротуарных плиток близ пути и это затормозило расчистку

В остальном я полностью доволен инструментом.

Что дальше? А дольше работа над следующим приспособлением, которое поможет проходить станционные участки с зашитым плиткой или деревом междурельсьем, если так можно сказать))) Пока первый бой в этом направлении я проиграл, но не сдался! Об этом расскажу в ближайших постах.

16 комментариев к “ОВЖД 5.03 Лопата для снега модель №2.”

    • Уже поздно думать, уже надо во всю делать))) А то и не откопаться будет через пару недель)))

      Ответить
  1. Надо вращающуюся щётку как на СЩСе или ПЩСе, иначе с лопатой сил будет либо не хватать, либо жаль тратить(

    Ответить
    • Что касается сил, то практическое соотношение потраченного времени на чистку въезда и «Грузового двора» для заезда машины и всего пути дороги составляет 40 минут к 5-ти. И чистить путь было на порядок легче — толкай лопату по направляющим и временами отбрасывай в сторону)))

      Что касается применения на дачжелдоре различных плугов и щёток то скажу так — не всё, что хорошо на большой колее удобно на дачной. У нас колея порой проходит по узким коридорам забор-сарай, забор-теплица и отбрасывать снег просто некуда. Мне доводилось работать на снегоочистительной технике и её минусы знаю не по наслышке)))

      Лопата же позволяет снег сдвинуть и скинуть в удобном месте.

      Ответить
      • Не понимаю, чего вы все так заморачиваетесь.
        Где можно прочистить лопатой — отлично, где нет — ну щеткой вымести. Длина пути у всех нас небольшая, это ж не перегон пятикилометровый чистить. Я свой утрамбованный от снегоходов снег разбивал совковой лопатой и отбрасывал в стороны. Всего делов непрерывного труда часов пять — это весь путь овер 200 метров с вычищением стрелки и желобов.

        Если уж подходить с темы желдора — можно к платформе, загруженной балластом в виде тротуарных плиток например прикрепить ножи, но опять же опыт показал, что это для неутрамбованного свежего снега.

        Так что как по мне или довольствоваться обычным набором лопат или соорудить вот такую — желдор-лопату без всяких лишних наворотов в виде колес.

        Ответить
  2. На правах предложения по апгрейду этой лопаты: а если сразу за прорезями под рельсы к ней приклепать к отвалу два ролика от магазинной тележки, срезав с них предварительно резиновые бандажи (чтобы получить двухребордное колесо), можно еще облегчить себе работу, заодно и в стыках лопата не будет застревать на «ступеньках». Получится полноценный снегоочиститель-струг. Зачем скрести лопатой по рельсам, если она может по ним с определенной степенью удобства ехать?

    Ответить
    • Вот ехать то она по ним и не должна! Весь смысл в том, что она соскребает с рельса маленькие ледышки и снежные уплотнения. Если же она будет по рельсу просто ехать, то ещё больше намнёт снега и тогда его ещё сложнее будет убрать.

      Главное — убрать снег с головки рельса, остальное не критично до определённой высоты снежного покрова.

      Ответить
      • Доброе время суток.

        Насчёт «ехать»…
        Предположим, лопата работает в двух режимах — как собственно лопата и как снеговой скрепер, способный ехать по рельсам до того участка, где снег можно сбросить в сторону. Единственно, тогда ручка нужна подлиннее и борта повыше. Тогда можно будет сначала упереться и набрать полный ковш снега, потом «положить его на спину», причём так, чтобы колёсики (с ребордами) попали на рельсы, и уже на колёсиках укатить до точки сброса.

        Если честно, думал о подобной конструкции применительно к велосипедным и пешеходным дорожкам, чтобы убранный с них снег скидывать куда-нибудь далеко в сторону, эдакий узкий высокий ковшик (поставленная на передний торец земляная тачка) с передним острым кантом и с двумя ручками, в одну низкую короткую толкаешь-упираешься до заполнения ковша снегом, за другую длинную «высокую» тележка откатывается вручную и/или велосипедом…
        Сейчас стал писать… Сложноватая конструкция получается, либо с двумя ручками, причём нижняя «упорная» будет цепляться за попутный рельеф в процессе откатки с грузом, либо с одной, но с шарнирами и с фиксацией в двух положениях (как ковш фронтального погрузчика) — «ручка», она же рама с колёсами, крепится к ковшу через «сустав», положение ковша регулируется верхней тягой, которая либо регулируется по длине (складывается), либо может надёжно крепиться к раме в двух местах (ну примерно как дешёвые гладильные доски в высоту регулируются, как подголовники у раскладушек, но с фиксацией, с замком).
        Если честно, я дальше эскизов не пошёл (сначала не было денег, чтобы «металистам» на работе подкинуть, потом другие проблемы попёрли, стало не до излишеств), хотя… Напомнили, блин…

        Благодарю за внимание.
        С уважением, Денис.

        Ответить
        • Доброе время суток.

          Ещё подумал… В силу неподъёмности у ковша будет три положения — транспортировочное («откаточное»), загрузочное и разгрузочное («самосвальное»), по асфальту катать такое ещё можно, по рельсам — уже проблематично. Как варианты — сбрасывать с тупика в снегоплавильную яму, разворачивать на малом круге-трансбодере и опять-таки сбрасывать в яму/с насыпи либо выкатывать на снегонакопительную площадку с жёстким покрытием…

          Ладно, извините, «сырой у меня пирог получился», для дорожек ещё как-нибудь, для рельсов почти никак… Прощения прошу.

          С уважением, Денис.

          Ответить
          • Доброе время суток.

            Извините. Как вариант — почти «классика» с прорезями под рельсы и со второй «мягкой» «сбросной» рукояткой. Чтобы её можно было положить «на спину» (и на колёсики с ребордами), нужно сделать основное древко телескопическим — раздвинутое вдвое, оно позволит придать лопате «транспортировочное» положение для откатки по путям…

            С уважением, Денис.

            Ответить
            • В этом случае получается уже что-то полувагонеточное)))

              Кстати, чем более получаю опыта обслуживания дачной железной дороги, тем более прихожу к мысли, что не надо смотреть на большую жд, да и на узкую тоже. У нас другие условия, другие задачи, другой подход. Решение должно быть простым и функциональным.

              И по поводу роликов и заднего хода лопаты — рельс является направляющей, вес снега и самой лопаты достаточной прижимной силой, метал о метал имеет минимум трения — зачем ещё что-то прикручивать и усложнять если всё работает и так?)))

              Ответить
            • Зачастую точка сброса снега в конце участка, а пс около дома базируется, и как минимум сначала надо расчистить путь, а потом по нему вывозить излишки

              Ответить
  3. Я догадываюсь как будет происходить чистка замощёных участков — сперва обычной лопатой, потом в дело вступает специальная двухзубая вилка очищающая головки рельсов и проскребающая канавки. А можно отдельным скребком с выемкой каждый рельс проходить. Так инструмент компактнее будет — приваренная к трубе или лому пластина с вырезом на ширину головки рельса.

    Ответить
    • Сперва действительно обычной лопатой, а вот потом технология несколько иная. Как раз сейчас заканчиваю делать спец приспособу второй модели (благо первая модель показала все нюансы), затем испытаю её и уже после этого выложу отчёт в двух частях.

      А может пойду делать третью модель))))))

      Ответить
  4. У меня на зиму «дежурят» 2 щетки и 2 лопаты, на разных перегонах. Что бы не тратить лишнее время. Когда много снега, то организуем вывоз снега. Игаче из за скромных габаритов участка, его просто некуда массово отбрасывать.

    Ответить

Добавить комментарий для Denver_24 Отменить ответ