ОВЖД. Статья шпально-опорная.

397Всем известно, что шпала это опора для рельса. Укладывают её, шпалу, на слой балласта. А вот кроме основной своей работы, воспринимать давление от веса состава и передавать его  слою балласта, шпала выполняет и ещё одну, весьма важную функцию – обеспечивает неизменное положение рельс относительно друг друга.

Из истории железнодорожного строительства известно, что первые шпалы представляли собой каменные плиты, затем стали использовать дерево, далее металл, а теперь, в некоторых странах их делают из переработанного пластика. Но это на дороге большой, магистральной, а какой материал шпал подойдет для дачной дороги?

Я долго и кропотливо искал материал по данной теме, думал, сравнивал, считал… В итоге привожу свою точку зрения по данному вопросу. 

Напомню, что в моем понимании дачная железная дорога должна быть проста в строительстве, иметь унифицированный крепеж, монтироваться одним человеком на всем своем протяжении (соответственно вес «деталей» должен быть не более 16-20 кг), прочна (для перевозок грузов), маневренна (хоть по полю, хоть в дверь дома), долговечна (хотя этот параметр относителен).

Так что же применить? Сначала я рассмотрел материалы применяемые для шпал. И вот что получилось.

Исторический материал – каменные опоры – можно не рассматривать. Во-первых, он очень тяжел, во-вторых, как крепить к нему рельс? Можно, конечно вооружиться перфоратором и поставить на уши все садоводство, но нужны ли такие жертвы.  Вес каждой шпалы, в этом случае, будет далеко за границей допустимого веса. Вопрос  с мобильностью в данном случае тоже отпадает – коснись дорогу перенести так без крана и бригады улыбчивых круглолицо-узкоглазых работников не обойтись. В-третьих, нужно проводить нивелирование дороги, чтобы избежать перепадов по высоте рельс.

Пластик – прекрасный материал, но… во-первых, где взять такие шпалы и именно размером подходящим к для «дачбану». Во-вторых, какова будет их стоимость, исходя из того, что обычное пластиковое ведро стоит за 100 рубликов, а для шпалы таких ведер нужно не мало.

шпала железобетонная

Железобетон – материал хороший, прочный, скала! Но есть опять «но», которое перечеркнуло его использование. Во-первых, это вес. По скромным прикидкам одна шпала будет весить, как садовый поребрик. И если для стационарного использования с этим материалом и можно было бы поработать, то о маневрах можно сразу забыть. Во-вторых,  крепеж.  Если для прямых участков он одинаков (я имею ввиду ширину колеи), то в закруглениях ширина колеи должна быть больше. Следовательно,  пришлось бы изготавливать разные шпалы под разные радиусы. А это не есть гуд.

Шпала металлическая

Метал – материал, используемый на многих дорогах мира, а так же на «прародителе»  дачной дороги – декавильской колее.

декавилька
Декавильская колея

Кстати, именно металлические шпалы использует на своей дороге Алексей Андреев. В его случае шпалой служит проф труба 50х25 мм из которой выполнены и рельсы. Но о рельсах поговорим в отдельной статье.

63972a63e3db
Шпалы на дороге Алексея Андреева

Плюсы – прочность, легкость, быстрота изготовления, крепеж к рельсу (сварка). Из минусов стоит отметить, во-первых,  то, что данные шпалы подвержены ржавлению. Хотя если их использовать только в летнее время (сезон), то на такую мелочь можно не обращать внимания. А, во-вторых, свойство трубы «играть» или «гулять».  Хотя и этот параметр в нашем случае можно не считать.

шпала деревянная пропитанная

Дерево —  упругое, лёгкое в  обработке, легкое по весу, удобное для крепежа (не надо делать отдельных шпал под расширения в закруглениях). При соответствующей обработке может прожить лет 10-15-ть.  А нужно ли больше на даче?

Кстати, именно деревянные шпалы применяет на своей дороге Павел Чилин.

97
Шпалы на дороге Павла Чилина

После обмозговывания сделан вывод:

Решено сделать два вида шпал – металлические и деревянные.

1. Металлические — приварить  к рельсу и получить готовые рамчатки, для быстрого монтажа прямых «усов». На даче, как правило, работы возникают то в одном, то в другом месте и хорошо иметь возможность быстро и с минимальными трудозатратами прокладывать туда дорогу.

2. Деревянные – подготовить для «магистральных» путей, исходя из условия: три-четыре шпалы на один погонный метр. К ним изготовить унифицированный крепеж для рельсов двух типов, с возможностью установки, как на прямых, так и на закругленных участках.

А вот о скреплении рельс и шпал поговорим в следующем посте.

3 комментария к “ОВЖД. Статья шпально-опорная.”

  1. Металлические шпалы можно сделать достаточно красивые и прочные из П-образного профиля достаточной ширины (200-ка?), втискивая его в грунт «ногами» буквы П . Это обеспечит конструкции такую неподвижность (особенно если грунт — глина или песок), что дополнительная балластировка будет носить скорее декоративный характер.

    Для вбивания рамчаток в грунт вполне должна подойти строительная мототрамбовка достаточного веса. При желании ее можно установить на одноколесный экипаж, с которым по окончании работы можно будет попрощаться — подшипники накроются тазом.

    Ответить
    • Металлические шпалы широко использовались ещё в начале 20-го века на военно-полевых ж/д. И я полностью согласен с их удобностью, но цена… К сожалению, она сразу поднимает стоимость погонного метра пути. А ведь метр то не один)))
      Сейчас готовлю пост с финансовыми расчетами строительства дачбана. Хочу полностью расписать все компоненты, а так же и варианты изготовления пути.

      Ответить
  2. Подозреваю, что если только вы не собираетесь напилить изподтишка шпал в ближайшем лесу, что холодный металл будет стоить ДЕШЕВЛЕ теплого живого дерева. По крайней мере, на наших стройрынках дело обстоит именно так — буковый или сосновый брус (ибо горбыль не подойдет из-за своей легкости и хрупкости) стоит дороже стального профиля того же сечения.

    Ответить

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ