ОВЖД. Статья осново-закладывательная.

Продолжаю рассказ о своем опыте строительства садово-парковой железной дороги. Сегодня говорим об основополагающем вопросе построения любой железной дороги, а именно о ширине колеи.

Заодно я объясню, почему моя дорога  имеет колею шириной пол аршина или осьми вершков. И так, продолжаю.

Решение.

После недельного штурма просторов рунета я решил так – задачу необходимо разделить на два основных направления. Во первых, это путевОе или путЁвое хозяйство (ПХ). А, во-вторых, подвИжный или подвижнОй состав (ПС).

И в этом месте позвольте сделать небольшое лирическое отступление.

Сразу скажу, что я не железнодорожный моделист, не фанат узкоколейных дорог (в смысле дрожания над каждым костылем) и не работник РЖД. Хотя… В детстве (счастливом советском детстве) уже будучи школьником мне посчастливилось поучится и пройти практику на Малой Октябрьской (детской) ж/д располагавшейся в то время в районе метро Озерки славного города Ленинграда.

озерная

Одно время я даже хотел поступать в железнодорожный техникум на специальность «машинист», но наследственная близорукость поставила жирный крест на этой мечте.

Зачем это отступление, спросите Вы? Отвечу. Всё дальнейшее описание моего пути создания садовой железной дороги (СЖД) не будет рассказом об уменьшенном фельдбане, узкоколейке или «большой» железной дороги. Так же это не будет копией чего-то, уменьшением с учетом размеров масштаба, соблюдением стандартов и прочая и прочая свойственное людям занимающимся моделированием, коих я уважаю за преданность делу и сохранение истории.  Для меня железная дорога это, прежде всего, средство решить определенные задачи по транспортировке грузов на участке. И если какие-то решения железнодорожного транспорта могут помочь мне в этом, то они будут взяты на вооружение, если нет – то и суда нет.

И если вдруг в моем описании какого-то изделия Вы увидите не свойственные железной дороги (широкой или узкой колеи) вещи, то прежде чем «кидать помидоры» или «пыхтеть, как чайник» вспомните все вышесказанное и внесите корректировку в свои эмоции.

И так.

 ПутевОе или путЁвое хозяйство.

После просмотра нескольких десятков тематических сайтов и форумов, импортных и постсоветского пространства, я сделал определённый вывод – четких стандартов нет и каждая дорога строилась с учетом потребностей. Хотя и были какие-то попытки стандартизировать ширину колеи (а именно от этого идут все остальные расчеты и производные) четких правил выработано не было. Особенно это касается колеи меньше 750 мм.

После долгих раздумий, сравнений, вопросов и ответов, просмотров видео и фото я принял решение – ширина колеи в моем случае будет 356 мм или 8-мь вершков или пол аршина. Почему?

Отвечаю:

1. Исходя из размеров участка и ширины возможного подвижного состава.

Дело в том, что при перевозке грузов ширина вагона имеет, на мой взгляд, первостепенное значение. Ведь чем шире подвижной состав тем больше различных кубометров в него влезут.

С другой стороны, чем больше свес у вагона, тем больше он подвержен опрокидыванию при разгрузке (сейчас разговор о сыпучих грузах). И было бы очень хорошо не делать ширину вагона более ширины колеи. Но тогда уменьшается полезный объем.

Размер в осемь вершков, на мой взгляд, наиболее подходит под поставленные мной задачи исходя из габаритов участка, веса груза и мощности движетеля. Тем более, что последний может быть мускульным в одну человеческую силу.

2. Важным фактором являются закругленные участки пути.

Дело в том, что из-за конструкции колесной пары (а колесо, незабываем, с ребордой не дающей колесу свободно крутится на месте) и габарита вагона закругленный участок пути не может быть менее определенного радиуса. Иначе, во-первых, реборда будет заклинивать перемещения вагона, а, во-вторых, возможен сход самого вагона с пути.

В умных книгах нашлась формула расчета минимального радиуса поворота – R=KB; где R – радиус; К – коэффициент, который зависит от скорости передвижения ПС, В —  минимальная жесткая база ПС. Согласно этой формуле минимальный радиус поворота (с запасом на заклинивания и прочее) получился порядка 3-х метров, что совсем не плохо для небольшого садового участка.

3. Уход от дюймовой системы исчисления принятой на западе.

Там есть колея и 5-ти,  и 7-ми, и 12-ти (305 мм), и 15-ти дюймов (381 мм), и прочие. Честно говоря, я не люблю дюймы. Не люблю и все. Я живу в России, а у нас есть славная историческая система мер, с помощью которой было построено множество памятников архитектуры. Это как пример. Допускаю метровую меру, но…

Тем более, что 12 дюймов (300мм) мне показалось как-то маловато, а 15 дюймов — слегка лишка. Поэтому – 8 вершков или пол аршина (711 мм). Хотя 355,6мм = 14 дюймов, но при мне попрошу так не выражаться!)))

4. Так как я не моделист (см. лирическое отступление выше), то при изготовлении подвижного состава не буду придерживаться масштабов (1:2, 1:3 и прочих). Следовательно, мне не придется уменьшать свои вагоны в каких-то соотношениях. Все с чистого листа учитывая исторический опыт производства железнодорожных транспортных средств и исходя из прямых моих потребностей и  поставленных задач.

Кстати, пара слов об историческом опыте.

Начнем с того, что первая, как Российская, так и Английская (а именно эта страна является первопроходцем в масштабном строительстве ж/д) использовали колею гораздо более большую, чем сейчас. Например, ширина колеи первой Российской ж/д равнялась 6 футам или 1829 мм.

Но со временем появились и куда более «мелкие» дороги — 1067 мм, 1000 мм, 914 мм, 900 мм, 875мм и так далее. И все они строились под конкретные задачи и цели. Так и в моем случае — ширина выбрана под конкретные цели.

 

 

3 комментария к “ОВЖД. Статья осново-закладывательная.”

  1. Хочу поправить — к садовой колее относятся макеты масштаба 1:43. А указанная вами колея — декавильская или колея фельдбана.

    Ответить
  2. Позвольте и мне Вас поправить — колея фельдбана, как правило от 600 мм, а декавильская колея (от 400мм до 500 мм) плюс колея обозначенная мной относится, если верить википедии, к микроколее.
    Хотя на западе садовой колеёй называют, как макетную 1:43, так и большую до 15-ти дюймов включительно.

    Я ввел определение «дачная», чтобы выделить именно диапазон с 180 до 390 мм, как применимый для перевозки грузов на садовом участке. Меньше, на мой взгляд, совсем нерентабельно, а больше уже вряд-ли поместится на наши 6-ть — 12-ть соток)))

    Ответить
    • Ну на 6-12 соток можно и 1520мм сделать, скажем для передвижения сушильного стола из сарая на солнце, но практически конечно оно будет невостребовано. А еще недавно пролетала новость, что в каком-то российском населенном пункте на личном участке человек собирает советскую технику, и кроме автомобилей там есть участок ЖД колеи как раз 1520 мм и на ней стоит трамвай татра Т-3.

      Ответить

Оставьте комментарий