ОВЖД. Статья колесно-поучительная

16В этой статье рассказ пойдет об изготовлении колес с ребордой. Расскажу с какими трудностями я столкнулся, как их решил, а так же поделюсь выводами, которые сделал благодаря полученному практическому опыту.

Две недели раздумий, а решение за два дня.

В начале проектирования подвижного состава, а в моем случае рельсовой тележки, я озадачился вопросом – где взять колеса с ребордой?

Вариант первый – выточить. Вариант хороший, но как не промахнуться с размером? Да и какой размер выбрать? Какой взять диаметр за основу, какую ширину рабочей поверхности, ширину реборды)? А сроки изготовления? А есть ли у токаря заготовки?… И как-то я пришел к выводу, что это вариант хотя и был бы самым качественным, но уж слишком сложный и долгий на сегодняшний момент.

Вариант второй – купить готовые колеса с ребордой. После долгих поисков и благодаря ребятам с форума 750мм, о котором я как-нибудь расскажу поподробнее, а пока рекомендую всем интересующимся к посещению, я нашел такие колеса. И все в них было хорошо и просто замечательно — и разные размеры, и разные нагрузки, и качественное промышленное изготовление, но цена… Она начиналась с 2 тыс.рублей за одну штуку самого маленького диаметра. Плюс к этому необходимо найти ещё и оси. К сожалению, бюджет на  то лето был уже расписан и трата лишних минимум 8-10 тысяч как-то меня мало радовала.

Начался мозговой штурм, который по большому счету ни к чему не привел, а только перешел в затяжной поиск чего-то хоть как-то похожего на железнодорожное колесо.  Или поиска возможного заменителя без потери качеств. И тут, просматривая очередной сайт посвященный, если мне не изменяет память, горной добыче руды, я увидел фото картины иллюстрирующей данное занятие ну ни как не раньше начала 19-го века. И на данной картине была нарисована груженая вагонетка, которую толкали и тянули рабочие. Картина как картина, но… колеса у вагонетки были примечательными – деревянными! Я сразу вспомнил об оцилиндрованном бревне, а в качестве реборды вооброжение пририсовало вырезанный из фанеры круг. Для прочности колеса можно было бы согнуть и прикрепить полосу металла по его рабочей поверхности.

15

Размышляя над данной темой, я подумал – а что если взять просто колесо для большегрузных телег и прикрепить к нему реборду из фанеры? Мысль пошла дальше и уперлась в ось конструкции. Где её взять? В принципе, подумал я, ось дело для токаря пустяковое и времени много не займет. Тем более, что и в материальном вопросе совсем не дорогое.

По прибытию к токарю  выяснилось следующее – он работает последнюю неделю перед отпуском, у него есть заготовки то-ли 180 мм, то-ли 200 мм в диаметре и толщиной 30 мм, ось он конечно выточит, а может даже успеть выточить и колеса с ребордой.

Времени на раздумья было мало. Поэтому я решил идти ва-банк. Я быстро прикинул, что из 30 мм заготовки нормального колеса не получится. Уж слишком узкая выходит рабочая поверхность (ведь реборда съест как минимум 10 мм). Но если из данной заготовки сделать только рабочую часть, а реборду сделать из какой-нибудь другой «штуки» и потом их сварить, то вот оно и решение вопроса. Подшипники, по моему замыслу нужно было бы установить в подшипниковых узлах с внешней или с внутренней  стороны. Примерно как на фото.

tretmobil-17

К сожалению, в момент нашего с токарем разговора нас постоянно отвлекали звонками и вопросами. И хоть я и нарисовал чертеж, но то ли токарь меня не понял, то ли решил сделать поудобнее только… колеса выточили, но подшипники вставили внутрь колеса…

IMG_7040

IMG_7039

IMG_7044

Я, конечно, несколько расстроился, но что сделано, то сделано. Так же были выточены оси — строго по чертежу

IMG_7052

В результате размер по колее «уехал», длинна вылетов под подшипниковый узел теперь ни к чему, а ещё… Хотя это и не столь существенно, поскольку ось в данном случае можно переточить под другое расстояние между посадочными проточками.  А вот подшипник в колесе это палка о двух концах. С одной стороны – удобно, не надо думать о буксе для него. С другой стороны – подшипниковый узел размещенный с внешней стороны дает большую устойчивость к опрокидыванию.

Вывод – хороший чертеж плюс подробное объяснение минус телефон и все «рядом проходящие два слова произносящие».

Меркантильная сторона —   4-ре колеса + 2 оси обошлось + подшипники 4 шт + банка 0,5 л смазки для них —   5-ть тыщ рублей с отсрочкой платежа.

Прошлым летом успел все это хозяйство покрасить. А вот собрать, из-за случившейся в семье болезни близкого человека, времени не нашлось. И вот теперь, весной 2013 года, я подошел к изготовлению вагона. Подозреваю, что первый вариант будет максимально изготовлен из дерева по той схеме, которую я приводил в предыдущем посте.

Оставьте комментарий