Вопросы планирования на 12-ти сотках.

ВопросДанная статья более задел на будущее, чем рассказ о каком-то одном «трудовом подвиге». Сегодня начнем поднимать вопрос о планировании железной дороги на дачном участке, её необходимости, размещении, эксплуатации и прочем  «не железном». Но это «не железное» весьма необходимо решать заранее, на этапах, когда дорога ещё не началась строиться. В противном случае силы, время и денежные ресурсы могут быть потрачены впустую.

Но давайте по порядку.

Сразу скажу – у меня участок почти без построек (за исключением гаража-сарая), почти не огорожен забором (за исключением одной стороны),  на участке я не ночую (так как метрах в 200-х стах имею дом родителей), участок, на данный момент, более использую для огорода (картофельные поля, парники и прочая). Исходя из этого, плюс плана на дальнейшую эксплуатацию, я и делал свои расчеты.  Что называется, с чистого листа.

В одной из лекций посвященной бизнес маркетингу я слышал, что начинать планирование надо с конца. То есть сначала написать то, что вы хотите получить, а затем подробно расписать те шаги, которые приведут к результату. Таким образом, последний пункт станет первым к выполнению. И вот я задумался – а какую я хочу получить дорогу в конце пути, и какие функции она должна выполнять? Ведь именно от этого и будет строиться вся путевая схема.

Честно говоря, задача не из простых. После нескольких вечеров затянувшихся до глубокой ночи я пришел к неутешительному выводу. А именно:

1. При обустройстве и эксплуатации садового участка возникают весьма разные виды работ. Причем со временем тяжелые работы ( раскорчевка, разбитие сада и огорода, большое и малое строительство ) переходят в средне-легкие связанные преимущественно с поддержанием в работоспособности сделанного ( весенние посадки, снятие урожая, мелкие ремонты и прочее). Соответственно поменяются задачи для железной дороги.

2. Садовый участок имеет ограниченную площадь. В моем случае это 12-ть соток земли. И на них необходимо построить дом, гараж, баню, организовать место стоянки для машин, разбить сад и сделать огород, поставить бассейн, беседку для отдыха, предусмотреть место под садовый сарай и поленницу, не забыть о компостной куче и прочее, и прочее. А ведь железнодорожный путь, хоть и такой маленький, в ширину занимает как минимум метр ( ширина подвижного состава 700-750 мм плюс запас с двух сторон = 1 метр).

3. Сезонность эксплуатации. Если вначале все ограничивается только тремя летними месяцами, то со временем жизнь на даче становиться круглогодичной – летом на полную катушку, осенью и зимой по выходным, весной с нарастающим темпом к лету. Соответственно необходимо определиться с вопросом зимней эксплуатации ( расчистка от снега и льда) и её необходимостью.

Вывод, который я сделал после этого мозгового штурма, можно уместить в трех основных требованиях:

 1.  дорога должна органично вписаться в дизайн садового участка, занимать на нем минимальное количество места, но при этом быть максимально эффективной,

2. быть мобильной (для возможности быстро и с минимумом трудозатрат решать разные вопросы, а для этого иметь возможность собираться и разбираться быстро и удобно),

3. быть недорогой (как по затратам на её строительство, так и по затратам на её эксплуатацию),

Стоит добавить, что дорога, в моем понимании, кроме чисто функциональных функций должна приносить радость и эстетическое удовольствие всем членам семьи.

К сожалению, у нас в России нет опыта строительства и эксплуатации такого рода дорог, за исключением дорог Павла Чилина и Алексея Андреева. Но их опыт не такой уж и большой. Хотя, сделанное ими и рассказанное на форуме 750мм, было мной прочитано от и до, а все доступные фото и видео внимательно и не один раз отсмотрены, а плюс к этому я имел возможность увидеть вживую дорогу Павла, и все потрогать, пощупать, покатать.

Есть решения за рубежом нашей Родины, но они несколько не вписываются в нашу действительность. Либо это парки, либо предприятия, а у нас лимит площади – 12-ть соток. Хотя и те материалы я тщательно прочитывал и просматривал.

И вот прочитав, просмотрев, передумав, перевзвесив и прочая, и прочая,  решение для себя  избрал такое:

1. Постараться все здания и сооружения собрать вдоль условной оси прохождения пути.

2. Садовые дорожки и железнодорожный путь по возможности совместить. Тем самым площадь, занимаемая железной дорогой, будет входить в площадь пешеходных дорожек.

3. Сделать небольшие рамчатки длиной не более 2-х метров и весом не более 15-ти, максимум 20-ти, килограмм, для возможности самостоятельной сборки и разборки пути (в одно лицо, так сказать).

 4. Подвижной состав  делать по принципу «рама — сменный кузов»,  для возможности осуществления им выполнения разных задач.

5. Определиться с основными работами (хотя бы на ближайшее будущее) и, исходя из этого, рассчитать минимальное количество пути, а, следовательно, продумать – где это хозяйство будет храниться, как собираться, как доставляться до места установки.

И вот сейчас некоторые из этих вопросов уже решены, некоторые находятся в работе, некоторые пока ждут решения, но работа по ним идет полным ходом. Думаю, что многое из практики решения «поставленных партией вопросов»  будут полезны для начинающих «дачбанистов» и я постараюсь выкладывать на страницах этого блога теорию и практику их решения.

А для Вашего, дорогие мои читатели и единомышленники, удобства постараюсь, с сегодняшнего выпуска, условно разбивать материал по тематическим циклам:  подвижной состав, путевое хозяйство, планирование, прочие работы. Возможно, со временем добавиться ещё какой-то цикл, но пока ограничимся этими четырьмя.

Оставьте комментарий