УЖД Калашниковых 4.03 Выходные прошли с пользой

УЖД Калашниковых, МО, Дмитровский р-н. Автор проекта — Алексей Калашников.

С прошедшими Вас праздниками, дорогие друзья!

Думаю многие из Вас использовали столь длинные выходные с пользой.

Не осталась без хозяйской руки и ужд Калашниковых.

Перед Новым годом погода сложилась так, что снег упорно обходил стороной московскую землю ложась где угодно и под Минском и под Казанью.

На дворе был унылый октябрьский декабрь, а разобранная железная дорога уже понадобилась.

Многие скажут что так делать нельзя, но как только появилась возможность я начал копать траншею и закладывать новый радиус.

Для начала примерил. Затем вырыл траншею на штык и заложил туда геотекстиль. Насыпал поверх много песка.

Примечательным было то, что я нашёл каток для утрамбовки. Ни что иное как бетонное кольцо от колодца, поставленное набок. Полтора года в нём хранились дрова как в поленнице и вот оно опустело и удачно подвернулось под руку. На будущее учту что утрамбовывать путь надо с его помощью. Весит, чтоб не соврать, килограмм 300 наверное. Точно не знаю, но с земли я его даже за один край понять не могу без помощи рычагов. За-то катить руками получается. Прошу прощения за такое количество ночных снимков с плохим освещением, но творческий процесс у меня всегда под вечер, а темнеет сейчас рано.

В конце декабря мне показалось что в таком вот утрамбованном, но не уложенном виде всё это простоит до весны и в промёрзшую насыпь шпалы уже не вкопать. Но нет. На этот раз случились новогодние праздники и мне посчастливилось прибуксировать на участок несколько крупных деревьев на дрова. Стало понятно что надо доделывать дорогу хотя бы что и в формате лежнёвки. Основная проблема упиралась в недоделанную стрелку.

Тягу для остряков решил выковать молотком из куска арматуры. Расплющил концы, обточил по краям и просверлил отверстия. Эстетично и до безобразия примитивно, от того ещё эстетичнее.

Далее сборка остряков. Важный момент — я взял (вернее удачно подвернулся под руку) более толстостенный профиль 40х20. Для моих остряков это важно по трём причинам:

1) кончик остряка не нужно усиливать дополнительной пластиной, саму поверхность можно немного скруглить для безопасности эксплуатации.

2) остяки я решил делать разрезнЫе, за цело с неподвижной частью, здесь важно чтобы металл не проминался потом под тяжестью колёс в том месте где разрез.

3) роликовые вырезы в крестовине должны иметь достаточно прочные края, опять же чтобы держать вес гружёного вагона. Эксплуатация покажет.

На фото вырез неподвижной части остряка со стороны крестовины. Это вырез под прохождение ролика. Однако, далее в процессе подгонки я этот вырез увеличил, чтобы не задевало за ролик. Если такой тип стрелки хорошо себя зарекомендует то я внесу конструктивные изменения в ролики на всех тележках — увеличу посадку роликов при помощи шайбы на пару тройку миллиметров чтобы точно не задевало даже на скорости.

Итак, стрелка сварена, но вводить в эксплуатацию нельзя — надо покрасить. И почему мне всегда приспичивает что-то покрасить именно зимой? Все нормальные краски по металлу сохнут при температуре выше +5 градусов. Вот наглядное фото как я сушу свои покраски. Штука сверху это инфракрасный обогреватель на 1.5 киловатта, он нагревает ровно то что должно высохнуть — поверхности. Единственное что автоматического гриля для таких предметов у меня нет — приходиться вручную переворачивать подставляя излучению другие поверхности. За два часа всё затвердело.

Утром, когда стрелка окончательно высохла, я пристыковал её и ещё шесть метров пути уходящих теперь глубже в депо. Через час выпало много снега. Успел!

Теперь полноценно под навесом я могу разместить три единицы подвижного состава! Ура! Стоп, у меня же нет такого количества вагонов. …пока нет.

К сожалению я пока ещё не сделал блокирующий механизм перевода стрелки. Есть лишь связующая тяга. По умолчанию за счёт упругости металла стрелка самопроизвольно находится в положении на ответвление. По ходу выяснил что переборщил я с подвижными вырезами — можно было и не делать их такими глубокими. Ход остряков получился настолько чёткий и лёгкий что стрелка беспрепятственно взрезается против шерсти пустым вагоном который просто толкнули. Когда будет готов механизм перевода с грузиком ситуация немного изменится, но начало многообещающее.

Далее вашему вниманию серия фото с транспортной операции «опять дрова» и манёвры на станции перегруз.

«найди кошку»

Ощущения от обновлённого пути фантастические. Два гружёных вагона теперь можно без затруднений протолкнуть через поворот. Раньше возникали проблемы, приходилось поочерёдно то тянуть спереди то толкать сзади потому что было положение когда тележки вагона почти перпендикулярны друг другу. Теперь же проблема исчезла, а вместе с ней испарился и тормозящий фактор поворота. Теперь после прохождения перегона надо не забывать притормаживать чтобы не улететь в песок в конце тупика, который под уклоном и пока без стопора.

Забегая вперёд, расскажу, как я поступил со старым скруглением. Я распилил его пополам и получил два сверхмалых радиуса по 45 градусов. Это пригодится мне при строительстве второго пути после стрелки.

13 комментариев к “УЖД Калашниковых 4.03 Выходные прошли с пользой”

  1. Спасибо! Интересный рассказ. Главное успеть пока погода позволяет работать!))
    Алексей, а по подвижному составу, что планируется ещё построить? Это всегда интересно))

    Ответить
    • Что-то я уж и забыл что борта недозашиты. Вот что привычка делает! По правде говоря я подумывал его на капиталку отправить. Нужно заменить узел крепления тележек. Всё-таки на большегрузах шаркоподшипниковый поворотник с осевым смещением не выдерживает нагрузок (штука такая, шедшая в комплекте с колесом от продовольственной тележки). Ну то есть они и так конечно ездит, но сильно разболтано. Подумываю сделать просто осевую муфту вращения, чтобы грубо говоря труба в трубу вставлялась.

      Ответить
  2. Да и ещё. Алексей, давно хотел спросить, почему сразу начали с 4ех-осных экипажей? Получается, что самый популярный в мире стандарт ДачЖелДора, это простая двух осная телега, прошел мимо вас?)

    Ответить
    • Спасибо! По подвижному составу из накипевшего- вагон-мангал. Уже прям супруга ну очень ждёт. Ещё нужен локомотив и платформа с низкими бортами. Думаю что до платформы с низкими бортами я просто модернизирую имеющуюся.
      Ещё мне тут сосед предложил продлить ужд на их участке.. если этот проект всё-таки состоится то там может понадобится и какой-нибудь детский вагончик, его как раз можно будет сделать двухосным для облегчения.

      Предыстория: когда то я очень интересовался нашими узкоколейками 750мм, ездил, фоткал, искал следы исчезнувших путей… в общем своего рода романтика. И после посещения музей УЖД в Талицах я всё-таки окончательно решил что надо себе на участок такую сделать. Разумеется на тот момент о дачжелдоре я ничего не слышал, это понятие утвердилось несколько позже, когда спустя год я набрёл на сайт айронтрэк. Изначальное отношение у свое железной дороге складывалось как к попытке воссоздать дух исчезающих УЖД. Так как в основном я имел дело с торфовозками — весь подвижной состав там четырёхосный. Отношение к двухосным вагонам у меня было и остаётся как к чему-то допотопному, паравозных времён, либо игрушечному.
      Второй фактор отметающий двухосность — радиусы поворотов на участке. Ну нельзя сделать вагон нормальной длины чтобы у него была маленькая база и при этом он не козлил. Это либо короткий вагон либо ужасные свисающие вылеты по краям на которые не наступить.
      Третий фактор — примитивность конструкции. Четыре палки и четыре дырки под колёса вот и весь вагон — это не то что я хотел бы получить.

      В общем я не задумывался даже над строительством двухосок, но сейчас допускаю такое в контексте детских облегчённых вагонов.

      Ответить
    • О, это чудная история.
      Когда-то, может лет 6 назад, возвращался я с супругой с новогодних праздников от подруги. Мы были весьма нетрезвые, а на часах было около 5 утра или ночи. Москва, заснеженная улица, темнота и пустота, до дома оставалось метров 700. И вдруг, посреди пешеходного тротуара валяется столб. Прекрасный такой оцинкованый столб, как бы здорово он подошёл мне для строительства навеса!, подумал я.

      Проснувшись днём, мы обнаружили поперёк квартиры пятиметровую оцинкованную палку диаметром 10см с двумя знаками на конце — остановка запрещена и 50м. Долго думал как это вообще сюда смогли затащить.
      Так и появились у нас эти знаки.

      Ответить
      • К вопросу о том почему в сельской местности преимущественно треугольные знаки — круглым хорошо бочку накрывать а из квадратного снеговая лопата получается)))

        Ответить
      • Нормальная российская история появления чего-либо — пили, потом не помню, а оно есть)))

        Интереснее другое — как потом этот пятиметровый столб выносили? Это ведь уже на трезвую голову было?)))

        Ответить
        • Из квартиры оно не вылазило ибо застряло в коридоре и комнате. Сняли знаки, отпилили болгаркой метр от трубы и только тогда под покровом темноты смогли отнести это в машину и увезти на дачу.

          Ответить
          • Как то мы пёрли четырёхметровый рулон линолеума на 11 этаж, потому что в лифт не влезал. И то с трудом на площадках разворачивались, хоть он и гнулся немного. А тут столб ПЯТЬ метров!!!
            ===
            Просыпается муравей с похмелья под танком — чего только спьяну не притащишь…

            Ответить
            • Аххаха, вот точно.
              Однако о линолеуме у меня особое мнение. Однажды с коллегами выгружали на первом этаже в офис рулон линолеума. Вчетвером еле подняли. В дверном проёме уронили и промяли металлический порог двери. Металлическое ребро дверной коробки просто смялось!! Там не мене 2мм железа было. С тех пор уж лучше цемент или железо чем линолеум.

              Ответить

Добавить комментарий для nashpoezd Отменить ответ