МПАУМКЖТ 0.2 Апрель, май, июнь.

Дачное Мустамякское ПАУМКЖТ (Предприятие Алюминий-Уголкового Микроколейного Железнодорожного Транспорта), колея – 305 мм.

Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское ГП, «Мустамякский мох», ТСННС «Исток»

Автор – Артём Суханов.

Здравствуйте!

Прошлую статью я закончил тем, что пообещал стрелочный перевод, многократное увеличение дороги и доработку локомотива (который некоторые весьма странно комментировали, я так и не понял, эпитет «это» относится только к нему или ко всей дороге в целом). Выполнить удалось первые два пункта, зато удалось это очень даже неплохо.

Протяжённость пути увеличил с 2 метров до 12, Стрелочный перевод сделан необычной конструкции, о нём дальше.

конец апреля, 4 метра пути

начало мая, 6 метров пути.

В мае изготовил пикетные столбики. Табличка из пеноплекса, покрашен несмываемой краской, ставлю через каждые пять метров.

В прошлой статье фигурировала клумба, попавшая в трассу дороги. Изначально хотел её убирать, но затем придумал изящное решение: почти вся клумба умещается в интервал между соседними шпалами, насыпь в этом месте не делается, рельсы висят в воздухе над цветами (см. фото, это и далее)

участок пути над клумбой

К концу мая длина дороги составила 7 метров и с 8 метра, согласно проектной документации, должна начинаться горловина станции.

В комментариях к прошлым статьям задавали много вопросов по стрелочному переводу. Сам размышлял достаточно долго. Решение пришло случайно и неожиданно. Причём, я придумал это сам, нарисовал и построил, буквально за несколько дней до написания статьи узнав, что такая конструкция уже придумана и называется «стрелочная тележка». Ладно, хоть лавры первосооружателя останутся за мной :)

начало сооружения стрелочной тележки

Выкопал траншею, уложил на дно 1 метр пути (здесь и далее в статистику протяжённости дороги не включается) с шириной колеи 380 мм – расстояние между передними и задними колёсами моих вагонов (параллельно построил ещё одну вагонетку-платформу, которая позже станет вагоном для сыпучки, отдельно её не фотографировал, но на некоторых фотографиях она видна)

 сооружение стрелочной тележки

Чтобы магистральный путь не проседал относительно пути стрелочной тележки скрепил шпалу пути и концы шпал поперечного пути вертикально прикрученной доской. Заодно она удерживает землю от осыпания в траншею

стрелочная тележка в строящемся состоянии. Вертикальная доска прикручена и удерживает магистральный путь от просадки.

Сначала я думал, что рельсы стрелочной тележки выступают за её габариты и концами лежат на шпалах магистрального пути, тем самым удерживая тележку в горизонтальном положении в момент наезда на неё вагона. Но такая схема показала себя нежизнеспособной – шпала магистрального пути расположена под наклоном и торчащие с тележки рельсы цепляются за приподнятый край, мешая главной функции – переводу на второй путь.

Эта проблема, а также жуткая жара (до 37 градусов в тени было) на несколько недель приостановили строительство, но затем жара спала, а на ум пришло интересное решение – закреплять тележку к шпале шпингалетом.

Стрелочная тележка закреплена шпингалетами.

Установил 4 шпингалета – с каждой стороны, возле каждого рельса. Такая схема решает сразу три задачи – горизонтальный люфт тележки относительно магистрального пути, вертикальный люфт (вертикальная доска-стенка не до конца решила эту проблему) и переворачивание тележки в момент наезда на неё вагона (шпингалет упирается в шпалу и держит горизонтальное положение тележки).

 вид сбоку

вид сверху

Наконец, произвожу испытания в запертом положении «1 путь – 1 путь». Едет отлично. С грузом и даже с пассажиром. Проходит гладко, никаких проблем не возникает. Пустой вагон, если его толкнуть рукой, на инерции проезжает стрелочную тележку, не спотыкается, не останавливается. Но это ещё не всё. Важный и ответственный момент, ради которого всё затевалось – второй путь.

укладка второго пути к борту стрелочной тележки

Кладу второй путь, прибиваю к борту. Перевожу. РАБОТАЕТ!!! Даже сейчас мне не верится, что это так. С прохождением этого механизма в запертом состоянии «1 путь – 1 путь» я мучился почти два месяца, а второй путь уложил с первой попытки, за 10 минут, и сразу идеально.

общий вид на станцию.

Получившийся второй путь (пока только 1 метр, вот он уже в статистику длины дороги включается) будет использоваться, в основном для двух операций – дневной отстой подвижного состава и погрузочно-разгрузочная работа (наиболее удобное место для этого – именно здесь).

Изначально станция планировалась с двумя переводами, но пока пусть будет так. 10-ый метр (пикет) – восточная горловина станции – начинается сложный участок – может даже самый сложный на дороге – кривая с переездом.

разметка кривой – вид сверху

Мало того, что кривая сама по себе сложный элемент, так она ещё и оказалась в самом проходном месте – из-за этого возникло требование по путям а-ля трамвай – минимально выступающим над поверхностью земли и минимально нарушающим дёрн.

11-ый метр – начало кривой.

11-ый метр положен с учётом этого. Насыпь постепенно сводится в ноль, поэтому на этом участке есть значительный (по меркам плоского как сковорода торфяного участка) наклон. Максимальный уровень поворота выяснен экспериментальным путём – 12 на 100. Т.е. за 100 сантиметров пути он на 12 сантиметров отклоняется от оси предыдущего звена.

Из мелких забот-работ стоит выделить рельсообдув. К специфическим особенностям эксплуатации уголковой дороги относится попадание песка с насыпи на поверхность катания. Песок находится почти вровень с поверхностью катания и, например, после даже небольшого дождя песок с насыпи оказывается на рельсе.

песок на рельсе

Для очистки рельсов я использую садовый распылитель на 6 литров, не заполняя его жидкостью, а просто сжатым воздухом продуваю рельсы.

 садовый распылитель

тот же рельс после обдувки.

Ну и просто фотографии

вид на станцию и начало кривой

начало дороги, вид сверху

станция и клумба, вид сверху

общий вид на дорогу

вагон и межрельсовая клумба

железнодорожная клубника

тупиковый упор

платформа (ОП) 5-ый пикет

 хозяйственный поезд

 пикетный столбик «10»

путь

9 комментариев к “МПАУМКЖТ 0.2 Апрель, май, июнь.”

  1. Коллега, это называется не «стрелочная тележка» а трансбордер.
    По поводу комментариев к локомотиву я лично пытался предостеречь от уж совсем неверных шагов.
    Ну и на перспективу думаю имеет смысл заменить уголок на стальной — алюминиевый износится очень быстро.

    Ответить
  2. Но в целом картина уже вырисовывается, и если Вам эта дорога приносит удовольствие — значит главная цель достигнута.

    Ответить
  3. Здравствуйте! Так это первый трансбордер (или стрелочная тележка) на дачной жд! Замечательно, что у вас все получилось, какова ожидается длинна дороги в будущем (с учетом всех станций) ?

    Ответить
    • К концу этого года хочу построить 30-40 метров, связав компост, сарай с инструментами, картофельное поле и кострище. Грузооборот должен сильно возрасти. Потом, где-то к году 2025-27 ожидается до 150 метров — по кругу участка, со станциями и усами.

      Ответить
  4. Главный недостаток трансбордера (а это именно трансбордер, а никакая не «стрелочная тележка») — разрыв всех неиспользуемых путей и невозможность прохода поезда без остановки и расформирования. Хотите использовать с пользой — поставьте 3-4 параллельных грядки, посадите туда землянику или условные огурцы, и к каждому по параллельному пути. Обычно трансбордер используют там, где движутся короткие рельсовые единицы, и чаще всего самоходные — одиночные вагоны, вагонетки или заводские самоходные тележки. На локомотиворемонтных и вагоноремонтных заводах трансбордер часто используется для перестановки вагонов из цеха в цех, тогда он еще может комплектоваться лебёдкой или используется тележка-тягач.

    Ответить
  5. Но в целом, действующий трансбордер, если он не развалится под весом груженого вагона — это серьезная заявка в копилку опыта.

    Ответить

Добавить комментарий для Василий Отменить ответ