ММЖД: шпалопропиточный цех

Пламенный привет всем энтузиастам дачжелдорстроительства и всем сочувствующим! Наконец-то удалось на два денька вырваться из Москвы на свежий тверской воздух. Так что пост получился «по горячим следам».

Подготовительные работы к строительству микроколейки идут параллельно со строительством дома. С одной стороны, из-за этого дорога делается по остаточному принципу – вечером и ночью, когда стемнеет и уже практически нет сил.

С другой стороны, стройка дома «подарила» дороге материал для шпал из отслуживших своё строительных лесов. Поэтому последний вечер апреля на ММЖД прошёл под жужжание лобзика.

Майское солнце сегодня радовало тверичей непривычным теплом. Ясная погода словно сама подсказывала, что сегодня самый подходящий день для пропитки шпал.

Вдобавок при разборе мастерской после зимы были обнаружены две канистры «Сенежа». И дело закипело!

Собранные ранее звенья полотна пропитывались вручную, а процесс пропитки отдельных шпал решено было «автоматизировать». Конечно, собрать полноценный автоклав, как на шпалопропиточных заводах, возможности у меня нет, поэтому импровизировал на ходу. В десятилитровую банку помещаются одним концом одновременно 11-12 шпал, замачиваются на 10 минут, затем переворачиваются другим концом и аналогично замачиваются.

Использование данного метода пропитки позволило существенно ускорить процесс.

Некоторые шпалы на фото выделяются своей нестандартной длиной – решил сразу заготовить шпалы на второй стрелочный перевод.

Помимо пропитки шпал разметил место для второй очереди строительства – подъездной путь к сараю.

Надеюсь, в следующий приезд смогу уже заняться непосредственно устройством нижнего строения пути.

Продолжение следует.

21 комментарий к “ММЖД: шпалопропиточный цех”

  1. По настоящему шпалы пропитывают чередуя высокое и низкое давление чтобы пропитка глубже проникла в дерево. Ясно что на своей дачной дороге такое вряд ли реализуемо. Я вот подумал что шпалы можно пропитывать в баке с горячей олифой. Сильно горячей, выше 100 градусов. Воздух в порах древесины будет расширяться и выходить а остатки воды выкипать, потом при охлаждении и понижении давления олифа будет хорошо впитываться вглубь. Какие мысли про этот метод будут?

    Ответить
    • Ключевой вопрос при пропитке — экологичность. У нас же микроколейки не в промзоне, а рядом с грядками, плодовыми деревьями и кустами.
      Хочу на будущее раздобыть какую-нибудь бочку для замачивания шпал.

      Ответить
    • Брусок номинальным сечением 50х50 мм, а по факту сечение варьируется от 40х40 до 55х55.
      На одно звено РШР подбираю шпалы одинакового сечения.

      Ответить
      • Зачем одного сечения? Или имеется ввиду ширина бруска чтобы глаза не мозолило?
        До сих пор не забуду впечатления от путей на торфобрикетном заводе в Ильинском (Тверская область за Кимрами) — там рельсы местами были приделаны к берёзовым брёвнам с даже не снятой корой…. Но я ни в коем случае не агитирую делать плохие шпалы, то что получается у Вас очень симпатично.
        Кстати, я в сенеже то же вот так двумя сторонами замачивал. А по хорошему надо бы продолговатую ванночку сделать и туда окунать на долго.

        Ответить
        • Ширина бруска одного сечения — чтобы глаза не мозолило, высота бруска — чтобы в будущем уложенный путь не «гулял» под нагрузкой. Хотя от первого правила временами придётся отступать. Например, у шарнира стрелочного перевода крепёжная платформа 60х60 мм, так что шпала под ним будет заметно шире.
          Сейчас вот подыскиваю ёмкость, чтобы целиком замачивать шпалы в Сенеже.

          Ответить
        • Вот думаю куда-нибудь на узкоколейку сгонять посмотреть вживую и потрогать…
          У нас в Твери по узкоколейке только 8 думпкаров с песком тягают. И рельсы р65 с подкладками стоят, как на широкой колее. А хочется именно полевой романтикой проникнуться…

          Ответить
              • Мы несколько лет назад ездили на неё. В работе было 2 состава по 8 думпкаров — один в карьере загружается, второй на заводе разгружается. Движение — раз в час. Два тепловоза работали в карьере а третий составы на завод возил. В карьере валялось много старых тележек. Я как раз недавно вспоминал про эту дорогу, думал — жива она или нет?

                Ответить
                  • Если тот объём песка самосвалами возить они в дождливую погоду грунтовку за один день в непролазное болото превратят. Собственно микроколея на даче так же спасает почву при активных грузоперевозках.

                    Ответить
            • Самая ближайшая к Москве рабочая УЖД — Мезиновского торфопредприятия (южный кусок бывшей сети УЖД вокруг города Гусь-Хрустальный). Начало дороги и депо находится возле о.п. «Торфпродукт» Казанского направления (между Черустями и Муромом. В том году туда по осени не доехал, обидно.

              Ответить
        • Алексей, а как пропитанные сенежью шпалы ведут себя через пару лет? Или, допустим, через три года? Доп пропитку каждый год надо делать?

          Ответить
          • Те что я пропитывал три года назад — вроде не сгнили пока. До этого не помню пропитывал ли чем-то. При наличии стыковых элементов можно не париться, а когда через 10 лет больше половины шпал сгниёт просто вытащить участок РШР и перенашить новые шпалы. За одно и железо подлатать подкрасить. 5 лет с одиночной пропиткой в моём грунте нормально бегают.

            Ответить
  2. Золотое время первых метров…)))

    Аж самому захотелось куда-нибудь путь протянуть, да в этом году вряд ли получится.

    Ответить

Добавить комментарий для МишкаМишка Отменить ответ