ММЖД: стрелочный перевод конструкции Александра Степанова

Доброго всем дня, товарищи дачжелдоровцы! Пока май не радовал тверичей привычной тёплой погодой, на ММЖД вступил в строй первый стрелочный перевод. Его конструкция отличается от классической железнодорожной стрелки, поэтому заслуживает особенного внимания и отдельного поста на блоге «Стальная колея».

Ввиду использования на моей микроколейке безребордных колёс и упорных роликов строительство классического стрелочного перевода с разрывом рельсов в районе усовиков и сердечника было признано невозможным.

В результате долгих поисков альтернативной конструкции рассматривались, в частности, шлеп-стрелка и безостряковый стрелочный перевод. Точку в подобных исканиях поставил Александр Степанов, опубликовав в комментарии к одному из постов блога свой вариант стрелки для безребордных колёс. Именно этот вариант и было решено претворить в жизнь.

 Посмотреть видео

Изготовление и примерка рамных рельсов. Именно под стрелочный перевод был изготовлен трёхметровый верстак.

Если изготовление рамных рельсов затруднений не вызвало, с подгонкой остряков, переходящих в усовики, пришлось повозиться.

Много времени ушло на поиск «сердца» для стрелочного перевода — шарнира, на который будет насажена рама из остряков, переходящих в усовики. Шарнир имеет весьма широкую посадочную платформу, так что под ним используется нестандартно широкая шпала.

Пропущенные шпалы в районе остряков будут поставлены позже, когда определюсь с устройством переводного механизма и длиной тяги к нему.

Следующий шаг – покраска и установка контррельсов.

Контррельсы больше служат для декоративных целей: по назначению они нужны будут, только пока не будет сделан ручной переводной механизм – когда тележка проходит середину стрелки, где штырь, она может начать стремиться сместить раму на другой ход. А контррельс улавливает упорный ролик и не даёт этого сделать.

Рама стрелочного перевода в конструкции собрана. Осталось посадить её на штырь и прикрепить длинные шпалы для переводного механизма.

Рама посажена на шарнир. Пришлось немного повозиться, так как я немного ошибся при расчётах. Впереди самые энергозатратные работы – земляные. Установка бортов траншеи.

В этом месте дорога оказалась временно парящей над землёй на высоте 18-23 см. Предстоит выравнивание участка и засыпка этой низинки. Возможно, уже с использованием дороги.

Подготовка к укладыванию стрелочного перевода. И вот долгожданный момент: Стрелочный перевод полностью собран и пристыкован к сооружённой ранее южной части кольца. Осталось только собрать переводной механизм. Общая протяженность пути возросла до 14,7 м.

Стрелка введена в строй и проверена при помощи колёсной тележки. Впереди ещё предстоит конструирование и установка переводного механизма, но это уже совсем другая история.

Продолжение следует.

19 комментариев к “ММЖД: стрелочный перевод конструкции Александра Степанова”

  1. Класс. Красота конечно.
    Интересно подождать опыт эксплуатации такой стрелки.

    Вопрос — а деревянные борта насыпи останутся? или после усаживания доски будут убраны? Не будет мешать ходить такая насыпь?

    Ответить
    • Пока тестирую её имеющимися двумя колёсными тележками — во все стороны проходит легко и плавно.
      Деревянные борта, скорее всего, останутся. Будут утоплены вровень с землёй — грядут большие земляные работы по выравниванию этого угла участка. Пока борта отвесно нависают, мешают. Хочу сделать максимально пологий угол насыпи.

      Ответить
    • — Чтобы, упираясь в сердечник, надежней фиксировать переводную часть от поворота. Очевидно же.

      Собственно, ничего необычного в этой конструкции нет — это вариация на тему стрелки с переводным или подвижным сердечником. Только оригинал приводится двумя моторами (или через систему тяг) и без оси вращения, а конструкция вашей явно подсмотрена в китайских игрушечных железных дорогах.

      Как бы то ни было, браво. Работать, несомненно, будет, а большего и не требуется.

      Ответить
  2. Упираться и фиксировать можно и меньшими железками, я к тому что лишние трудозатраты вышли.

    Ответить
    • Можно и меньшими железками обойтись, но тогда стрелка будет невзрезаемая и при случайном движении с закрытого пути может повредить центрирующие ролики на тележке.

      Ответить
  3. Самое первое — очень рад видеть столь тщательно выполненную реализацию моей идеи!))))) И подтверждение, что она рабочая.
    Очень красиво смотрятся плавные кривые и вообще путь выполнен так, что глазу приятно.

    Ответить
    • Благодарю за идею!
      Пока не увидел Ваш эскиз, всю голосу сломал, как совместить более-менее классический вариант стрелки с использованием упорных роликов.
      В составе второй очереди планирую построить вторую такую же стрелку с отклонением вправо.

      Ответить
    • Честно говоря, даже не предполагал взрез.
      Но сегодня пустил тележку с бокового хода, забыв перевести стрелку — и тележка её взрезала (правда, существенно скинув скорость). Так что да, взрез работает

      Ответить
      • Не пробовали проследить, за счёт чего тележка скинула скорость? Не получилось ли так что ролик одновременно дотронулся до остряка и до взрезателя и получилось скольжение вместо качения? По идее от остряка ролик должен уводится противоположным роликом об контррельс, тогда взрезать будет легче и безобиднее для роликов.
        Я кстати допустил ошибку в первой стрелке нового поколения что не предусмотрел такие вот полуконтррельсы на крестовине. Иногда бубухает, правда не самим роликом а штифтом, но всё-равно неприятно.

        Ответить
        • Сегодня специально посмотрел. Действительно, в момент соприкосновения ролика с концом усовика, когда ролик отодвигает усовик от рельса, взрезая стрелку, получается, что он не может крутиться прямо вдоль рельса — мешает усовик — и обратно вдоль усовика (находится практически впритык к рельсу). Далее через пару сантиметров противоположный ролик улавливается контррельсом и проблема решается. Видимо, нужно было контррельсы сделать чуть более длинными. Но взрез — это всё-таки нештатная ситуация, постараюсь её избегать.

          Ответить
          • у трамваев, на узкоколейных промышленных путях взрез — вполне штатная ситуация.
            На дачных ЖД взрез может быть чреват выпрыгиванием уж больно лёгкого ПС с путей при взрезе,
            но тут конструкция стрелки и ПС уже обеспечивают безопасный и предсказуемый взрез, так зачем отказываться от удобства , которое само идёт в руки ?, тем более, если удлинение контррельса может обеспечить гарантированную стабильность и безопасность взреза ?
            а может и удлинение не потребуется, а достаточно будет лишь подвинуть имеющийся контррельс немного навстречу взрезающему ПС.

            Ответить
            • Последняя стрелка у меня настолько плавно и хорошо взрезается что я даже перестал останавливаться чтобы переключить.
              Я тоже голосую за удлинение контррельса. Правда тут надо всё очень точно отмерить. Локально в районе крестовины колея должны быть чуток шире чтобы был люфт ,чтобы контррельс мог захватить тележку и отодвинуть от крестовины. Вообще в системе с роликами везде должен быть люфт, у меня это 5мм

              Ответить
          • У этой конструкции стрелки , неесмотря на её офигенность, есть и серьёзный недостаток, который надо обязательно учитывать.
            это центробежной сила, которая стремиттся перевести стрелку под ПС.
            на остряки центробежная сила действует как раз стабилизирующе. но на участке от шарнира и до крестовины БУДЕТ безобразие, нестабильность, а при противошёрстном движении на боковой путь БУДЕТ наскакивание колеса на сердечник крестовины.
            чтоб этого избежать, надо обязательно удлинить контррельсы, в сторону остряков, чтоб с запасом достигали шарнира,
            переводным механизмом лучше воздействовать не на остряки, которые никуда убегать при прохождении по ним колёсной пары не собираются а на подвижную часть крестовины, и переводной механихм должен либо жёстко фиксировать стрелку , что исключает взрез и делает его однозначно нештатным, либо придётся тонко просчитать или определить опытным путём фиксирующее усилие, гарантирующее от нестабильного состояния подвижных частей стрелки под ПС, и в то же время , позволяющее делать взрез.

            Чтоб при взрезе не было заклинивания ролика, перед ним можно разместить небольшой ролик или протсто торсащёю, дублирующую ролик железяку, обеспечивающую нормальный взрех бехз подклтнивания ролика.

            Ответить
            • Смысл разместить переводной механизм со стороны крестовины есть. Но только в том, чтоб избежать избыточного воздействия на поворотный шарнир. Но длинные контррельсы решат все проблемы (должны решить), тут я полностью согласен. Здесь уже надо проверять опытной эксплуатацией с гружёным вагоном. Может и так всё нормально будет.

              Ответить
              • ой ужОс !, перед отправкой не проверил на наличие опечаток, а набирал вслепую при непривычном положении клавиатуры.

                Да , будет обидно, если такая остроумная и изящная конструкция, будучи недоведённой до совершенства, злобно проявит свои недостатки, не успевши проявить свои преимущества и дискредитирует саму идею.

                Ответить
              • если б я это делал, то фиксатором — защёлкой обеспечил бы взрез при пошёрстном движении по прямому пути и злобно предотвратил взрез для пошёрстного движения с бокового пути,
                потому, как усилие взреза при движении с бокового пути плохо предсказуемо и сильно зависит от скорости и веса ПС, а при противошёрстном движении на боковой путь при прохождении колёсной пары после шарнира до крестовины всегда будет возникать существенный момент, стремящийся перевести стрелку под ПС. И чем больше вес ПС и выше его скорость , там больше этот момент, причём он будет пропорционален весу умноженному на квадрат скорости.

                Ответить

Добавить комментарий для Сергей Шилов Отменить ответ