ММЖД: разметка места под путь первой очереди и начало изготовления стрелки

Доброго дня всем энтузиастам дачжелдорстроительства и всем сочувствующим!

Вынужденная самоизоляция в Москве не даёт возможности непосредственно заниматься строительством Междуреченской микроколейки, поэтому приходится довольствоваться изучением теории дачжерлдора и ностальгией о последней поездке на Тверцу.

Тогда я намеренно не стал писать новостной пост «по горячим следам», желая описать отдельно процесс строительства нижнего строения пути первой очереди (в который входит и разметка места под путь) и отдельно – процесс изготовления стрелки.

Но – увы – карантин отложил следующую поездку на неопределённое время, поэтому я решил поделиться результатами мартовских работ и послушать мнения старших коллег, чтобы при необходимости, пока ещё не поздно, что-то исправить. Итак, обо всём по порядку.

1. Разметка места под первую очередь пути

Ширина нижнего строения пути была определена в 600 мм (при длине шпал 428 мм). Разметка первой очереди была начат с юго-восточного конца пути (верхний левый угол схемы).

Один кустик разросся и занял место, где будет полегать путь. Придётся его пересаживать.

За неимением стрелки на её месте для разметки уложил кривую поверх прямой.

Прикинул подъездной путь к депо. Прямое трёхметровое звено без подгонки идеально вписалось между «стрелкой» и кривой. Вид со стороны грядок.

Вид со стороны будущего депо.

На случай гипотетического увеличения количества ПС прикинул запасной ус для его отстоя, отсутствующий в плане.

Немного увлёкся и наметил прямую второй очереди вдоль бытовки.

Вид разметки после уборки звеньев – от мастерской на восток и на север.

Пока на этом всё. Несколько слов о том, как планирую организовать нижнее строение пути. Если у старших коллег будут замечания или предложения, с радостью прислушаюсь.

Выемка грунта на штык лопаты, стенки получившейся траншеи укрепляются пропитанной Сенежем доской-дюймовкой, крепящейся забитыми в дно траншеи колышками из обрезков брусков и досок. На дно траншеи стелется геотекстиль (выделен на схеме фиолетовым цветом) и крепится к доскам-дюймовкам мебельным степлером. Сверху насыпается и утрамбовывается песчаная подушка, укладывается рельсошпальная решётка и присыпается щебнем.

2. Начало изготовления стрелки

В конце 2019 года были изготовлены трёхметровые звенья рельсошпальной решётки: пять прямых и три кривых (составляющих вместе четверть круга). По моим расчётам, такого количества звеньев достаточно для запуска первой очереди, но нужно изготовить стрелку.

Так как на Междуреченской микроколейке будут использоваться безребордные колёса, конструкция колёсных тележек предполагает использование упорных роликов, что, в свою очередь влечёт увеличение разрывов между сердечником и соединительными рельсами. Решить это проблему путём установки подвижного сердечника представляется слишком сложным, поэтому я принял решение воплотить на ММЖД подсмотренный в комментариях к одному из постов на блоге вариант стрелки с подвижной рамой, предложенный Александром Степановым:

Перво-наперво заготовлены рамные рельсы. С подгонкой остряков пришлось повозиться.

Остяки сделаны зацело с соединительными рельсами и усовиками

Прикид положения стрелки «прямо».

Прикид положения стрелки «вбок».

Подвижную раму и контррельсы пока не прикручиваю и не привариваю, т.к. пока не пришли заказанные упорные ролики взамен тех, которые с контррельсом не совместимы.

Продолжение следует.

18 комментариев к “ММЖД: разметка места под путь первой очереди и начало изготовления стрелки”

  1. А какая ширина пс? Оно войдет в то пространство между забором и постройкой? Не станет ли тесно когда аппетит, пришедший во время покатух, нарисует в воображении что-то пошире?

    И доски закопанные зачем? Может проще и дешевле текстилем выложить ванну под засыпку песком?

    Стрелка — топ, видна любовь.

    Ответить
    • Я доской делал только верх и то потому, что:
      1. К доске удобно прибивать геотекстиль,
      2. Доска держит верх борта до засыпки песка.
      Со временем они сгниют, но к этому времени песок уже настолько утрамбуется, что подпорка ему будет и не нужна.

      И пространство между сараем и забором весьма скромно и если вдруг (ну чисто гипотетически) в этом месте ПС свалиться с рельс, то как его достать?

      Ответить
    • Планируемая ширина ПС — 600 мм. Ширина пространства между забором и мастерской — 1100 мм. Так что, думаю, всё должно входить свободно. Что-то пошире на колее 250 мм будет крайне неустойчивым, как мне кажется. А перешивать колею размеры участка не позволят.

      Ванну — в смысле сечением не прямоугольником, а перевёрнутой трапецией?

      Ответить
      • Практика на ОВЖД показала, что при хранении с одной стороны ПС надо оставлять проход сантиметров 30-ть, как минимум. Всякое бывает и доступ нужен.

        Ванна — это образное название траншеи. Я делал прямоугольник, выбирал всю землю (сантиметров 30-40) и засыпал песок. Земля пошла на грядки, клумбы и поднятие участка. Но тут смотря какая земля, у меня большая часть была лесной чернозём.

        Кстати, я где-то в своих постах описывал весь этот процесс.

        Ответить
        • Значит, буду ставить ПС вплотную к одной из стенок.
          У нас участок на бывшем поле, почва вроде как песок с глиной. Как говорится, «вскрытие покажет».
          Сейчас как раз, сидя на карантине, изучаю матчасть — посты, посвящённые строительству Восточного хода ОВЖД. Всё так по полочкам разложено, многие вопросы отпадают. Благодарю за столь подробное и обстоятельное описание процесса!

          Ответить
      • Да, ванна це траншея. Мне вот такого счастья не пришлось копать, ибо прокладывал по стоячей воде и в одном месте метрах на 5 полкамаза песка похоронил чтоб только выше воды подняться.

        Ответить
        • Эх, читаю это и понимаю, как мне повезло. У нас чернозём, на участке заметный уклон, вся вода уходит. В этом году снега было выше забора, поэтому земля не промёрзлая всю воду просто впитала. И уклон в нужную сторону, на мою трассу не влияет от слова никак

          Ответить
  2. Я с особым интересом и нетерпением буду ждать завершения работ по стрелке.

    Ответить
    • Думаю, по окончании её сборки сделаю отдельный пост с фоторядом и, возможно, небольшим видео. Если всё будет удачно, соберу вторую, с отклонением вправо.
      Благодарю за идею и схему!

      Ответить
  3. Классно вообще-то!
    Очень красиво.

    1) про кустик: Лучше выкопать его посильнее. Это явно подземно-ползучий куст, его побеги рано или поздно начнут интервенцию в ЖД полотно. У меня с сиренью такая беда.
    2) шпалы бы побыстрее пропитать пока плесень не подселилась
    3) забавно так дорога приходит в туалет. Можно туалет под депо задекорировать.
    4) Стрелка я так понимаю конструкции Степанова? =) Бросается в глаза острая ступенька между усовиком и крестовиной, надо бы усовик подальше отодвинуть чтобы пусть лучше он выступал нежели острый угол крестовины.

    Ответить
    • Нежелательные кусты на месте прокладки жд выжигать вообще лучше. Все равно насыпь ляжет, так что кострища видно не будет. Стелющийся ивняк только так и смогли удалить

      Ответить
      • Это очень ценный для супруги кустик, так что придётся заморочиться с пересадкой.

        Ответить
    • Благодарю за отзыв!
      Эстетичный вид был одним из условий одобрения строительства дороги на семейном совете прошлым летом. Всё-таки дорога в долговременной перспективе должна стать в том числе и элементом ландшафтного дизайна участка.

      1. Кустик буду пересаживать целиком в другое место.
      2. Для шпал уже в мастерской стоит 25-литровая канистра Сенежа. Так что как только вырвусь из карантина, так сразу займусь. С нижней стороны ещё хочу какой-нибудь краской или пропиткой протравить для долговечности.
      3. У туалета дорога будет поворачивать влево к дому. Там будет кривая меньшего радиуса, чем те, что уже сделал. Это третья очередь. Сам туалет либо перенесу правее, либо вообще уберу оттуда, т.к. он попадает в габарит.
      4. Стрелка конструкции Степанова, вариант «Б». Между усовиком и крестовиной зазора не будет, там всё подогнал заподлицо. Просто пока ничего не привинчено и не приварено, поэтому «гуляет».

      Ответить
  4. Народ,траншея называется корыто!Сделано здорово.Но 250 колея маловата будет.

    Ответить

Добавить комментарий для Сергей Шилов Отменить ответ