МЖД ЛО №6

Привет, АЭСЗшники!

В нашем полку прибавление! Новая дачная железная дорога появилась на просторах Ленинградчины! Хотя, где именно она расположилась останется тайной (может быть временно, может и нет). Но тут уж строго автора не судите, мало ли какие на то есть жизненные обстоятельства.

Да, и кроме тайны расположения дороги, пока тайной останется и его имя. Хотя, некоторые дачжелдоровцы могли с ним общаться в Ютубе. Там он пишет под ником vk6666. Ему и слово)

Приветствую коллег по нашему общему увлечению!

Решил написать короткую заметку о своей железной дороге, для того чтобы вы знали – в России на одну микроколейную дорогу стало больше.

Моя железная дорога имеет личную историю весьма стандартную: сначала в 1998-2003 году я мечтал о своей дороге, но было две небольших проблемы – не было своего участка и не было денег. Чуть позже, в 2020-2021 годах я, стал изучать материалы о дачных и микроколейных ЖД более внимательно и детально, основным источником вдохновения послужили сайт irontrack.ru, и youtube канал японской Легкорельсовой железной дороги Сакурадани (SakuradaniKeiben Tetsudo). В итоге я понял, что на первый взгляд недостижимая мечта сможет стать реальностью.

Идея, которую я заложил в свою дорогу достаточно простая: это должен быть простой, но удобный инструмент для перевозки грузов по участку и, естественно, развлечение для детей. На фотографиях не особо видно – но участок имеет суммарный перепад высоты около 4 метров, и дорога на нем будет очень актуальна.

Требования к дороге так же заложил изначально:

  1. Колеса должны быть классическими одноребордными (никаких желобов, или роликов, выполняющх роль реборды).
  2. Я не повторяю «большие» ЖД, т.е. светофоры, диспетчерские пункты, переезды со шлагбаумами и т.д. у меня не предусмотрены. Наиболее близким аналогом, наверное, будут шахтные ЖД
  3. Дорога должна быть максимально простая и дешевая, (хотя пункт номер 1 сильно повышает стоимость проекта) и поэтому я решил делать сварные рельсошпальные звенья из новой профтрубы но в качестве шпал использовать металлолом. В итоге получилось что-то вроде даекавильки.

Работы были начаты в первых числах Июня, и дорога, в том виде, который сейчас есть (чуть более 20 метров) была закончена к 5 Июля.

Схема дороги на участке

Планировал сделать стрелку на тупик для мангала, но в этом году не успел, к сожалению.

Подвижной состав на сегодня состоит из универсального вагона-платформы с ребрами-ограничителями, и поставленного на колеса мангала.

Вагон
Мангал

Вагон- платформа сделан из профтрубы 20х40х2 и 25х25х1,5. Сцепок пока нет, но планируются. Колеса покупались в сборе на заводе «Кубаньлитмаш», покраска – на скорую руку самостоятельная. Вагон собран на болтах.

Вагон снизу

Мангал – обычный мангал из стали 3мм, к которому снизу я приварил раму, и при помощи шпилек 14мм, установил на него колеса диаметром 50 мм, производства того же «Кубаньлитмаш».

Мангал снизу

Колеса пришлось слегка обточить болгаркой по краям реборд, так как на крутых поворотах они «грызли» профтрубу

профиль колеса до и после обточки

Рельсы сделаны из профтрубы 40х20х1,5 (участок в начале ветки, длиной 5 метров, из остатков трубы 20х20,1,5), шпалы – обрезки уголка и полосы, имевшиеся в наличии. Стыки выполнены при помощи угловой вставки с отверстиями сечением 37х17 и длиной около 150 мм, и накладных пластин с наружной стороны профтрубы, стрянуто болтами и гайками М8. Колея в прямых – 300мм, в поворотах 305мм, в крутом повороте с радиусом 1,6м, который сейчас является концом ветки – 310мм.

Схематичное изображение вставки
По рельсам – начало ветки
По рельсам – продолжение ветки
По рельсам – временный конец ветки

В планах за зиму собрать электровоз на аккумуляторах. Из проблем вижу следующие – нужны приводные колесные пары, а вышеупомянутый завод делает их партиями от 100 шт. В итоге сейчас неспешно ищу токаря, присматриваюсь к двигателям на Ali Express и в целом штудирую теорию.

30 комментариев к “МЖД ЛО №6”

  1. Ура! Ждал этого поста очень долго. Как я понял, вы сделали железную дорогу в этом году? На счет вагона-мангала, подскажите пожалуйста серию колес что на нем стоят, никак не могу определиь размер на глаз. И как вы боретесь с ржавчиной на колесах? У меня это прям проблема, хотя вагон ездит довольно регулярно. Обрабатывали ли вы чем-то рельсы, ржавчины тоже на них не видно.

    Ответить
    • Колеса пока что не ржавеют, так как технику все-таки загоняю в дом, пока нет своего депо. Но там сталь вроде как и не должна особо ржаветь. Профтруба ничем не обработана, и на самом деле ржавеет, но! Во-первых я не смывал с трубы окалину, которая немного но защищает от ржавчины, во-вторых, наверное в следующем уже году, задую из баллона краской. Хотя ржавчина и растения придают законченный вид «заброшенной ЖД» :).
      На самом деле поверхностная ржавчина так же немного защищает от гниения, перекрывая доступ кислорода к остальному металлу, но если где-то образуется лужа — там конечно загниет в полном объеме. В общем запас по времени у меня точно есть.
      Колеса мангала — FS-50R, идут с запрессованными подшипниками, посадочный диаметр — 15мм, на 14мм шпильку я их ставил с прокладками из листового металла толщиной 0,5 мм, оборачивая прокладки вокруг шпильки. фиксация на оси — выставлял колею, и первыми гайками чуть чуть прижимал подшипник, а контргайками фиксировал положение с уже очень большим усилием.

      Ответить
      • Не знаю, я вагон тоже в сарай загоняю, пару раз конечно под мелким дождем работал. Сейчас на колесах в местах соприкасания с рельсом ржавчины нет, а вот сбоку и на ребордах ее много. Возможно, это окисление какое-то, просто появляется кот контакта с влажным воздухом…
        Про покраску — есть идея, попробуйте сделать имитацию ржавчины, надо подкрасить рельс ржавым цветом сбоку, и красить основные рельсы нужно в черный цвет.

        Ответить
  2. Мои поздравления автору! С началом успешной работы и эксплуатации дороги!
    Цитата:…»Колеса пришлось слегка обточить болгаркой по краям реборд, так как на крутых поворотах они «грызли» профтрубу»…
    Кроме подтрчки колёс, в кривых особо малого радиуса, можно попробовать применить технологию рельсосмазывания. Внутреннюю часть рельса смазать отработкой или иным смазочным материалом. Что бы уменьшить трение реборд.

    Ответить
    • Про масло сам думал, благо в хозяйстве есть, НО!, все-таки это надо будет делать на регулярной основе. Колеса от «кубаньлитмаша»имеют очень явно выраженный угол на реборде, то есть например в крутом повороте у меня с профтрубы аж стружка снималась, что естественно было ни к чему. Обточил кстати колеса после того как посмотрел ЖД ГОСТ по колесным парам — обратите внимание — реборды и у трамвая и у ЖД узкоколейной и ширококолейной — все скруглены, чтобы улучшить скольжение по рельсу и удержание пары в колее.

      Ответить
  3. Да, похоже серпантинчик там на подъёме не влезет ввиду сверхмалого расстояния.
    Мне кстати этот Кубаньлитмаш постоянно свой СПАМ шлёт, но я зашёл уже слишком далеко чтобы одуматься и вернуться в веру ребордных колёс =))
    Скажите, а я вот про вставной уголок для стыков не совсем понял — болты всё-равно получается насквозь профтрубу хватают, да?

    Ответить
    • все на пределе, как Blau Tram в Барселоне, который визуально просто не должен без зубчатого рельса подниматься в такой уклон :).
      Должно влезть.
      Насчет болтов — да, насквозь. проходят через первую внешнюю пластину, уголок, и вторую пластину. Отверстия сделаны не посередине, а ближе к низу «рельса», чтобы реборда не цеплялась за пластины и тем более гайки и болты.
      Алексей, а ваша дорога это какая из представленных здесь?

      Ответить
      • Не боитесь что под уклоном тяжёлый состав будет представлять опасность для детей и некрупных животных?
        моя дорога — УЖД Калашниковых

        Ответить
        • Да, об этом думал. Поэтому тормозам будет уделяться самое пристальное внимание. Сейчас, пока участок с минимальными перепадами высоты — тормозов нет, но обязательно будут!

          Алексей, Ваша дорога как раз меня удивляла своей хорошей проработкой и качеством исполнения, но при этом наличием обрезиненных колес :). По личному опыту резина должна изнашиваться достаточно активно, как в целом у Вас с этим?

          Ответить
          • Обрезиненные колёса были только в первый год эксплуатации и быстро вышли из строя. Там были плохие колёса. Сейчас проблем нет. Полиуретановые вообще без износа, а упорные ролики из полиамида конечно изнашиваются потихонечку, уже два заменил за время эксплуатации, но это дешёвый расходный материал.

            Ответить
              • Да неее, грязью они вобще не забиваются. Там пластины защитные на подшипниках. Только влана может проникнуть и убить сепаратор. Хотя они нержавеющие и держатся довольно долго. У меня уже как-то был один пост о замене.

                Ответить
    • так а по поводу реборд и не реборд — у вас же просто снимаете одни, ставите другие, конструктив остальной не меняется…

      Ответить
  4. Дмитрий — да, делал трубогибом, при сварке выставлял шаблоном, так что более-менее ровно вышло.

    Ответить
  5. Доброе время суток.

    На тему приводных колёс… Когда мечтал, поглядывал на фирму «Синдика», там есть и стальные колёса, и пластиковые (полиамид, дорого), и чугунные, со встроенными подшипниками качения и с подшипниками скольжения. Думка была такая — просто в простое (без ярко выраженного подшипника) чугуниевое колесо взять и вбить намертво ось, на ось уже можно и звезду посадить (ну, для велосипедной цепи), и колёсико-суппорт на торец для велосипедного же тормозного диска…

    Лично у меня не срослось, но вдруг будет полезно…

    С уважением, Денис.

    Ответить
    • Ну если не запрессовывать «как положено» то будет проворачиваться, да и чугун для этого не самый подходящий вариант — треснет скорее всего. Сталь — да, можно прессовать, но как по мне — проще использовать пазы на колесе и оси и клинить конструкцию вставкой-клином.
      Кстати по поводу приводных пар — у японцев много видео про то как это сделать своими руками, найду — кину тут ссылку.
      Касаемо рельефа — тут не совсем так, выше всего бытовка , потом по склону вниз дом, а еще дальше (на схеме не указано) спуск в гараж. Общий перепад высоты более 4 метров от нижней до верхней точки участка. В дальних планах перестроить бытовку и пустить ветку внутрь бытовки.

      Ответить
      • Доброе время суток.

        Насчёт рельефа… Извини, стормозил, не увидел надпись «холм, подъём…», почему-то мне показалось, что в сторону бытовки спуск…

        Копать метро под бытовку… Это да, удовольствие сомнительное (всё «по-взрослому», включая гидроизоляцию).

        Благодарю за ответ.
        С уважением, Денис.

        Ответить
          • Почему же? Я бы с удовольствием соединил два своих участка таким образом — ни кто не видит, ни кому не мешает, при низких грунтовых водах или хорошей изоляции всегда сухо. Можно и как депо использовать, для отстоя подвижного состава)

            Ответить
            • Крайне трудозатратно, хотя конечно Лебедянское метро восхищает очень сильно!
              По сути такая конструкция обойдется как стандартный загородный дом по стоимости, если не больше… На ВТЖД тоже есть, но там в пределах собственного фундамента, что попроще.

              Ответить
  6. Доброе время суток.

    Насчёт рельефа… можно очень красиво обыграть, соорудив насыпь или эстакаду, чтобы вагончик из дома заезжал прямо на чердак бытовки… Дорого, но зрелищно…

    С уважением, Денис.

    Ответить
    • Доброе время суток.

      Не спорю, мысль воткнуть на фазенду виадук или насыпь… С одной стороны, затратно, заметно издали (вот будут соседи угорать), с другой….
      — исчезают всякие сложности с тормозами;
      — вдоль ЖД проводятся коммуникации между домом и бытовкой, ЖД даёт им заметное безопасное «тело»;
      — если возможна погрузка (разгрузка) автотранспорта, то перегружать что-то в кузовок и с чердака, возможно, будет удобнее;
      — если, наоборот, дорога у дома, а спуск идёт к реке, на крыше бытовки можно обустроить красивую беседку для чаепитий с видом на красивый пейзаж…

      Извини, размечтался.

      С уважением, Денис.

      Ответить

Оставьте комментарий