Место для хранения подвижного состава.

Рубрика «Обустраиваем дорогу» (привносим удобства, уют и красоту)

Доброго здоровья всем неравнодушным к дачным железным дорогам!

В сегодняшнем посте хочу поднять тему хранения подвижного состава или, если говорить простостым языком, депо. И пусть, на первый взгляд, эта тема кажется не первостепенной, но в сущности именно она определит всё развитие Вашего подвижного состава, как в его колличественном отношении, так и в габаритном.

Я столкнулся с этим вопросом ещё на заре изготовления первых вагонеток для ОВЖД. Первая изготовленная ходовая рама поставила ребром два вопроса — где и как? Первый был связан с местом хранения, второй — со способом транспортировки подвижного состава до места его хранения.

Ответ на второй вопрос я постараюсь дать в одном из следующих постов, а вот на первый — место хранения — постараюсь подкинуть Вам несколько идей.

Места хранения.

Давайте начнем с того, что рассмотрим, а где же можно хранить подвижной состав на дачном участке.

Вариант первый расчитан на постоянное проживание энтузиаста, при котором во дворе бегает собака. В этом случае можно хранить свои вагонетки в дальнем тупичке. Это удобно с точки зрения того, что они постоянно находятся на путях и уже готовы к работе. Плюс, в дождь с них смывает пыль и грязь. Правда, и ржаветь они от этого будут быстрее.

Если Вы живёте на даче наездами, то такое хранение может привлечь к вагонеткам лишнее внимание «несознательных элементов», связанных с преступной добычей металла. Следовательно, действуя по заповеди — «не искушайте пиплов» — так хранить ПС я не рекомендую.

Второй вариант — приспособление под хранение готового сарая из имеющегося в хозяйстве дачжелдоровца. Тут сразу встают вопросы связи пути в депо (в переводе с французского — сарай) и магистрального пути и габарита ворот/дверей. Как я уже сказал, эти вопросы рассмотрим в следующем посте, а вот на вопрос какую площадь надо выделить для хранения ПС я дам ответ, основываясь на своей практике.

Итак, возьмем обычную вагонетку — её площадь это длина помноженная на ширину, плюс место для Вашего подхода. Это место должно быть не уже 40 см, длина равна длине вагонетки.

В случае ОВЖД габариты вагонетки 1250 х 700 плюс отведение на проход 400 х 1250. Итого 1.375 мет. кв.

Если у Вас две вагонетки, то площадь мало того, что умножается на два, так к ней прибавляется площадь под сцепки, размещенные с одной и другой стороны.

В случае ОВЖД (200 х 700 + 200 х 400) х 4. Итого 0.88 мет. кв.

В общей сложности выходит 2.255 метра квадратных.

Если сюда добавить ещё и локомотив, то только длина состава составит около 5-ти метров. А это уже почти длина стандартного гаража.

Тут уже встает вопрос к подвижному составу — делать вагоны узко специализированными или применять схему «ходовая рама плюс сменные кузова». Я выбрал второй вариант и не жалею. Тем более, что сразу всеми работами вы заниматься на даче не будете. Либо повезете сыпучку, либо воду, либо ещё что. А вот места, в данном случае, съэкономите прилично.

Виды депо.

Начнем с простого. Если Ваши вагонетки имеют низкие борта, то одним из вариантов места хранения может стать место под крыльцом или верандой Вашего дома. Именно такую схему практикует известный энтузиаст из Дрездена (Германия) Свен Шленкрич (Sven Schlenkrich). Его дорога имеет ширину колеи 260 мм. На дороге имеется локомотив и несколько вагонеток. Вот так это выглядит на практике

Весьма интересный способ, который позволит использовать пустующую площадь (хранящийся там, как правило, мусор я в счет не беру).

Если же в наличии такого крыльца/веранды нет, то можно приспособить под депо, например, морской контейнер, как это сделали в одном из заграничных клубов.

В этом случае мы сразу получаем и место отстоя подвижного состава, и мастерскую. Так как контейнер является уже готовым изделием мы также экономим время на его изготовлении. Необходимо только подготовить место для установки.

За контейнером, на мой взгляд, идет сборный гараж.

При современном сносе гаражей найти такой «на разбор»  не сложно. Например, в свое время я купил «Ижорский» гараж за 17.5 т. руб. Конечно, на его сборку и установку времени уйдет больше, но зато экономия в деньгах.

Если контейнер или гараж не устраивают в эстетическом варианте, то тогда можно заняться строительным творчеством. А дабы было от чего отталкиваться ниже привожу фотографии нескольких вариантов.

Как видите, есть из чего выбрать)))

Однако, стоит обратить ещё раз внимание, данные депо расчитаны на небольшое количество подвижного состава. Некоторые делаются только для локомотивов. Если же есть желание делать вагоны специализированными (пассажирскими, грузовыми, модельными), то следует посмотреть в сторону депо инженерных клубов.

В этом случае места надо будет выделять куда больше и это подойдет тем, кто имеет весьма большой участок.

Надеюсь, что данный короткий пост дал Вам представление о том, каким может быть депо. А вот о том, как к нему подъехать подвижному составу я постараюсь рассказать в одном из ближайших постов.

22 комментария к “Место для хранения подвижного состава.”

  1. Морской контейнер сам по себе — отличная заготовка как под депо, так и под мастерскую, так как весьма прочен и легко утепляется и благоустраивается внутри.

    Дополню, что для столь относительно крупномасштабной постройки, как Детская железная дорога в Минске одно время не без моей помощи активно рассматривалась возможность построить локомотивный сарай из двух отслуживших свое вагонов-автовозов, перекрытых в «межвагонном пространстве» кирпичом или щитовыми панелями. Габарит идеально подходил для размещения 4 тепловозов ТУ2 плюс сцепки и пространство для прохода. Ну, и стоит учесть, что у таких вагонов есть готовые торцевые ворота!

    В условиях дачной железки наиболее близкий аналог — один или два гаража или морской контейнер. Также их относительно малой кровью можно не разбирая перемещать по участку с места на место.

    Ответить
    • Ну на первых порах гараж или контейнер действительно вариант наиболее удобный. Да и их перемещение, как верно подмечено, является плюсом.

      А в принципе, контейнер можно заменить кузовом вагона-теплушки. Тогда и функционально, и по «феншую». Только где его взять и какова стоимость?

      Ответить
  2. А в принципе, контейнер можно заменить кузовом вагона-теплушки.

    В этом и есть преимущество гаража или контейнера, включая армейский или ведомственный кунг — в отличие от железнодорожного вагона, самого хлипкого, их можно, с известными трудностями, но все же купить физлицу и за нал.

    Строительную бытовку, опять же, тоже можно приобрести. Но, посмотрев на фото, я подумал о том, что возвести из шлакоблока вот такое «микродепо» — оно может получиться даже дешевле (исходя из стоимости материалов плюс бесплатная рабсила), если собирать на клей, а не на цементный раствор.

    http://irontrack.ru/wp-content/uploads/2018/02/07-2-620×413.jpg

    Но в плане стоимости и быстроты монтажа гараж-ракушка — вне конкуренции. А контейнер всегда можно купить у ИП на любом вещевом рынке. Каждый из них полон объявлений «продам б/у контейнер». Или ларёк.

    Ответить
  3. Доброго здравия!

    Цитата: …»Вариант первый расчитан на постоянное проживание энтузиаста, при котором во дворе бегает собака. В этом случае можно хранить свои вагонетки в дальнем тупичке. Это удобно с точки зрения того, что они постоянно находятся на путях и уже готовы к работе. Плюс, в дождь с них смывает пыль и грязь. Правда, и ржаветь они от этого будут быстрее.»….

    Именно такой вариант применяется на ВТЖД. Так же большинство станций защищено навесами ещё и от дождя. Весь подвижной состав распределён согласно ТРА по дороге и имеет своё жёстко закреплённое место постоянной стоянки. Хотя, конечно, бывают и исключения. Конечно плюсы, в таком методе хранения есть и не малые. Состав всегда, в любой момент времени (хоть ночью) готов к работе.

    Ответить
  4. Вообще на мой взгляд идеальным местом для хранилища, может быть депо, которое удовлетворяет следующим:

    1. Закрытое от внешнего доступа и окружающей среды помещение
    2. Наличие постоянного рельсового соединения с основной сетью.

    Ответить
    • 1. От окружающей среды вовсе не обязательно — достаточно навеса с сеткой на боковых стенках. Гараж зимой все равно промерзает до температуры снаружи, если он не часть обитаемой мастерской или подвала, поэтому боковые стены не столь важны — лишь бы выполняли вторую задачу — препятствовали доступу посторонних.

      2. Трансбордер, если депо многопутное, тоже вполне уместен. Это на «взрослой» узкоколейке поворотный круг или трансбордер окупается только против более чем трех стрелок, а на микроколейке что сварить стрелку, что раму для круга, трудозатраты сравнимые. Трансбордер и того легче — по сути, тот же вагон на отрезке прямого пути в яме.

      Ответить
      • Ну про сетку на стенах я несогласен. А если метель случилась и снегу намело сантиметров сорок? Как потом ПС из этого депо выкапывать? Через сеточку снег особо не покидаешь, это по опыту расчистки ОВЖД скажу.
        Что касается соединения магистрали с депо, то это тема следующего поста, прошу не торопиться)))

        Ответить
      • 1. Зимой через открытую форточку сугроб намести может, а вы про сетку. Это только на Кубе так можно.
        2. На мой взгляд трансбордер уродует рельеф местности. И тут дело не только в окупаемости но и в простоте эксплуатации. Стрелку переключить это Вам не вагон на вагоне катать по яме. Обходи ещё эту яму по ночам…

        Ответить
        • Доброе время суток.

          Не забывайте, яма с трансбордером — это яма, а уже потом трасбордер. Летом будет вода собираться опосля дождей (видел места в сельской местности с глинистыми грунтами, где опосля продолжительных дождей плавает всё по нескольку дней, некоторые аж дома на сваях повадились ставить, ибо нету толку от подвалов и погребов), зимой — снежочек и лёд. Хорошо, если трансбордер в здание встроен и хотя бы от снега и сосулек защищён, иначе он становится сооружением чисто летним, сезонным…

          С уважением, Денис.

          Ответить
  5. «Ну про сетку на стенах я несогласен. А если метель случилась и снегу намело »

    Пленкой на зиму обмотать ))) . Как временное или быстровозводимое решение, такой навес определенно имеет место быть — например, для не эксплуатируемых в зимний сезон вагонов. Но капитальный, разумеется, лучше.

    Ответить
  6. Есть такая субстанция :-) баннер б/у, оч. хорошо выполняет укрывательные функции, при наличии каркаса.

    Ответить
  7. На самом деле замечательный материал. И сразу бросается в глаза разница между традиционной кирпичной арочной застройкой и всяким квадратным самостроем. Как же красиво смотрятся кирпичные строения и ворота с полукруглым верхом. Аж зависть берёт. Никакой контейнер или гараж этого не заменит по духу железнодорожности.

    Ответить
    • Ну не каждый может себе это позволить))) Хотя, если уже в начале пути запланировать такое строение, то можно сделать для начала что-то по проще, а потом уже, когда будет время и силы, построить по «феншую»)))

      Я вот у себя тоже думаю со временем перестроить гараж. Во-первых, маленькая высота (от УГР до верха ворот 190 см), во-вторых, ширина может быть больше. Да и чердачка мне не хватает)))

      Ответить
      • Доброе время суток.

        Ну да, самое то — основательно заморочиться на стадии освоения участка и сразу строить большое здание, совмещающее в себе гараж, мастерскую с хорошей металлообработкой, депо, и чтобы всё это было накрыто просторным чердаком, годным под склад и для чисто мужских посиделок. Соответственно, сразу закладываются (или хотя бы предусматриваются) разные инженерные системы (отопление, канализация, встроенный пылесос, вентиляция, мусоропровод), хорошая удобная лестница на чердак и люк из въездного коридора, оборудованный хорошим тельфером…
        Металлический каркас (чтоб было за что лебёдкам держаться), установленный на бетонный цоколь и обшитый вагонкой (чтоб люди поменьше завидовали)…

        С уважением, Денис.

        Ответить
        • Тут вопрос на каком этапе развития дачи начинается строительство дороги. Если все уже построено до нас, то тут только приспосабливаться. Если участок «голый», то возможны различные варианты, при условии, конечно, что после строительства дорога будет эксплуатироваться)))

          Ответить
        • Доброго здравия! Ого! Вот это у вас масштаб. Нет, ребят, я конечно не против такого. Двумя руками «за». Но стоит такой «гаражек» будет ого-го сколько! Как пол дома! Если не больше. А вообще, с практической точки зрения, я тут больше соглашусь с Михаилом. Когда всё уже построено до нас, то приходится только пристраиваться и приспосабливаться.

          Ответить

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ